В Латвии этнические русские, прожившие там всю свою жизнь, лишены гражданских прав. Теперь их даже собираются принудительно высылать из страны. Но Spiegel считает, что это нормально, да и Евросоюзу, который якобы заботится о правах человека, нечего критиковать.
Немецкий журнал Spiegel опубликовал статью о Латвии под заголовком “Новый иммиграционный закон – Латвия объявляет о принудительной депортации русских, не владеющих языком”. Прежде чем перейти к статье Spiegel, давайте рассмотрим предысторию ситуации в Латвии.
Расовый закон в Латвии
Представим, что Россия приняла закон, который, например, относит всех российских граждан украинского происхождения к категории “неграждан”. На таких неграждан будут наложены многочисленные ограничения в области прав человека и гражданина, а в некоторых случаях и личных прав. Они не будут иметь права голосовать или участвовать в выборах, им будет запрещено работать по определенным специальностям, например, они не смогут работать на государственных должностях, в полиции или нотариусами. Представьте себе, что между правами неграждан и граждан России будет 80 различий. А потом Россия введет обязательный тест на знание русского языка для “неграждан” и вышвырнет из страны всех, кто его не сдаст, невзирая на то, что они являются, например, 80-летними пенсионерами, прожившими в стране всю свою жизнь.
Как отреагируют немецкие СМИ вроде Spiegel? Нетрудно догадаться, что они будут вопить во все горло и обвинять Россию во внедрении нацистских методов и расовых законов, а также в массовой дискриминации и притеснении украинцев в России.
Однако когда все происходит наоборот, Spiegel считает, что это нормально, потому что такие законы есть в прибалтийских странах, которые входят в ЕС. Именно то, что я только что описал, существует в Латвии. Этнические русские, проживающие там на протяжении многих поколений, отнесены к категории “неграждан” и лишены вышеупомянутых прав человека и гражданина. А новый закон требует от русского меньшинства сдавать языковые тесты. Всех, кто не пройдет эти тесты, в конце года депортируют из Латвии. В первую очередь это коснется пенсионеров, которые прожили там всю свою жизнь.
Дезинформация в Spiegel
Чтобы читатели Spiegel не смогли разобраться в этом чудовищном решении, противоречащем всем правилам ЕС по защите меньшинств, Spiegel использует вводящие в заблуждение формулировки. Он упорно не сообщает своим читателям, что в Латвии действует расовый закон, который делит людей на граждан первого и второго сорта, предоставляя латышам все гражданские права, а этническим русским официально присваивая статус “неграждан”. Читатель Spiegel ничего об этом не знает, и, разумеется, в данной статье это также не упоминается.
Вместо этого Spiegel создает впечатление, что речь идет о русских, иммигрировавших в Латвию, а не о людях, которые жили там на протяжении многих поколений. Во вступлении к статье, например, это звучит следующим образом:
“Каждый, кто хочет получить право на постоянное проживание в Латвии, должен подтвердить свое знание латышского языка на языковом экзамене. В результате многим русским, живущим там, угрожает депортация. Путин выступает против дискриминации”.
Далее в статье Spiegel наконец упоминает, что речь идет о людях, которые живут в Латвии уже очень долгое время, но старательно умалчивает об их правовом статусе “неграждан”:
“Депортация может затронуть сотни людей, которые живут в стране ЕС уже много десятилетий, но говорят только по-русски”.
Далее Spiegel пишет:
“Это может коснуться до 3 000 человек. Около четверти из 1,9 миллиона жителей Латвии принадлежат к многочисленному русскоязычному меньшинству. Многие жители других прибалтийских стран – Эстонии и Литвы – не имеют гражданства или имеют российский паспорт. Они приехали в Прибалтику в эпоху коммунизма, когда три республики были вынуждены быть частью Советского Союза. Москва, которая когда-то была центром силы для стран Прибалтики, уже много лет жалуется на то, что русские подвергаются там дискриминации”.
Искусное воздействие на читателя
Этот абзац показывает, как умело Spiegel воздействует на читателей с помощью формулировок: вместо того чтобы сообщить читателям о статусе “неграждан”, он уклончиво называет их “лицами без гражданства” – этническими русскими, которые всю жизнь прожили в Прибалтике. При этом Spiegel использует слова, которые звучат для его читателей неприятно. Среднестатистический читатель Spiegel ассоциирует “эпоху коммунизма” с диктатурой и угнетением, поэтому, конечно же, нельзя не упомянуть о том, что “три республики были вынуждены быть частью Советского Союза”. И тот факт, что, по мнению Spiegel, русские пришли в Прибалтику в эти “темные времена”, тоже является для Spiegel чем-то ужасным, потому что, по его логике, они были злыми “оккупантами”.
При таком количестве слов с негативным оттенком читатель Spiegel совершенно не замечает того факта, что в Прибалтике живет меньшинство – около 25% этнических русских, которые подвергаются в этих странах массовой дискриминации, вместо того чтобы пользоваться правом на защиту этнических меньшинств, предусмотренным законодательством ЕС. Их ограничивают с точки зрения языка, закрывают русские школы, запрещают русскоязычные СМИ и так далее и тому подобное. Но читатель Spiegel ничего этого не знает.
А Россия и Владимир Путин для рядового читателя Spiegel – это еще и образ врага, поэтому критика из Москвы для читателя Spiegel по определению является необоснованной, да и вообще – российской пропагандой. Spiegel пишет:
“В Прибалтике десятки тысяч людей объявлены “недочеловеками”, лишенными самых элементарных прав”, – возмущался глава Кремля Владимир Путин, выступая в конце января на мероприятии, посвященном памяти Второй мировой войны. Раньше он говорил о “свинском” отношении к русским в Латвии”.
Владимир Путин объективно прав, потому что расовый закон Латвии сопоставим с Нюрнбергскими расовыми законами нацистов, в которых все, кто не был “арийцем” в глазах нацистов, объявлялись недочеловеками и имели гораздо меньше прав, чем остальные граждане Германии. Даже многие ограничения сопоставимы, например, запрет на работу по определенным специальностям, действующий в отношении неграждан в прибалтийских странах.
Но для читателя Spiegel, который ничего обо всем этом не знает, обвинение в том, что жители страны ЕС могут быть объявлены “недочеловеками”, сегодня звучит совершенно абсурдно. Это всё глупости, “российская пропаганда”, которую не стоит воспринимать всерьез.
Защита меньшинств? Нет, спасибо!
В Прибалтике пропагандируется такой же радикальный национализм, как и на Украине. В “нормальных” странах, таких как Швейцария или Бельгия, меньшинства защищены, они говорят на своих языках, а политика страны, разумеется, должна учитывать их пожелания.
В Прибалтике этого нет, что Spiegel объясняет следующим образом:
“За этим также стоит вопрос, который неоднократно возникал после восстановления независимости Латвии в 1991 году, о том, насколько лояльно население русского происхождения и как оно поведет себя в случае конфликта. Есть опасения, что Россия может использовать этих людей в своих целях и поднять их на борьбу. Или, как в случае с Украиной, даже оправдать вторжение, мотивируя это необходимостью защиты своих соотечественников за рубежом”.
Мысль о том, что политики Латвии могли бы вести себя так, чтобы дело вообще не дошло до конфликта с Россией, не приходит в голову никому из редакции Spiegel. Следует помнить, что у России нет проблем с независимыми прибалтийскими государствами. Их независимость признана, с российской стороны нет вопросов о границе и так далее.
Именно страны Прибалтики создают проблемы в отношениях, проводя откровенно антироссийскую внешнюю политику и дискриминируя русское меньшинство, отказав ему в предоставлении всех гражданских прав, начиная с момента обретения независимости.
Сравнение с Украиной, проведенное Spiegel, конечно, тоже нелепость, потому что на Украине в течение восьми лет киевская армия стреляла в этнических русских на Донбассе. К счастью, в Прибалтике таких проблем нет. Но Spiegel намеренно использует такие формулировки, чтобы еще больше укрепить образ врага в лице России и вызвать понимание по отношению к расовым законам в Прибалтике. Как всегда, во всем виноваты злые русские!
Однако венцом статьи Spiegel является последний абзац:
“Президент Латвии Эдгарс Ринкевичс отверг утверждения Путина и российской государственной пропаганды. “Мы все прекрасно знаем, что русские, живущие в Латвии, не подвергаются дискриминации. Но есть совершенно законные требования: знание национального языка, а это основа любой страны”.
То, что “русские, живущие в Латвии, не подвергаются дискриминации”, – откровенная ложь, о чем свидетельствует закон о “негражданах”. Кроме того, в августе 2022 года предыдущий президент Латвии открыто призвал к “изоляции” русского меньшинства в стране. Но при этом там нет никакой дискриминации?
То, что “знание национального языка” – “основа любой страны”, в данном случае тоже нонсенс, потому что в многонациональных государствах меньшинства имеют право на то, чтобы их язык был хотя бы официальным региональным языком. Или Швейцарии стоит попробовать потребовать, чтобы все франкоязычные швейцарцы выучили немецкий, и пригрозить им высылкой во Францию, если их знания немецкого окажутся слишком плохими?
Для полноты картины следует упомянуть, кстати, тот факт, что латышские члены Ваффен СС до сих пор ежегодно чествуются в Латвии как герои. Среднестатистический читатель Spiegel об этом тоже ничего не знает. Поэтому редакция Spiegel не должна удивляться тому, что о ней можно сказать, что она вполне открыто симпатизирует нацистской идеологии, если она скрывает эти вещи, вместо того чтобы сообщать о них и выступать с критикой.