Законопроект об иностранных агентах в Грузии привел к конфликту между правительством и оппозицией, а на улицах проходят акции протеста. Таким образом, уже в конце 2023 года в Грузии была подготовлена почва для возможной цветной революции.
Прежде чем мы перейдем к теме, я должен еще раз объяснить, что такое законы об иностранных агентах. Речь идет о законах, с помощью которых государство пытается защитить свою политику от иностранного вмешательства, обязывая политически активных людей и организации, финансируемые из-за рубежа, раскрывать свои финансы и помечать свои публикации как исходящие от иностранных агентов.
Поскольку в основном западные НПО вмешиваются в политику других государств, они особенно страдают от подобных законов, если те вводятся в незападных странах. Этим объясняется сопротивление Запада введению подобных законов за его пределами, в то время как многие западные страны уже ввели или вводят такие законы, чтобы защитить себя от иностранного вмешательства (незападных) государств в свою политику. Постоянные читатели моих сайтов знакомы с этим, но для всех остальных я еще раз объясню в конце статьи, откуда взялись эти законы и что они означают.
Предыстория
Грузия – это страна, в отношении которой ведется дискуссия о вступлении в ЕС и НАТО. После войны 2008 года Грузия больше не имеет дипломатических отношений с Россией. Тем не менее, Россия является одним из важнейших экономических партнеров Грузии, поскольку грузинская продукция пользуется популярностью в России, а российские туристы являются важной частью экономики Грузии.
Несмотря на все давление со стороны Запада, грузинское правительство решило не присоединяться к антироссийским санкциям, потому что это было бы самоубийством для Грузии, которая и так экономически слаба. Это решение было чисто прагматическим и не является признаком пророссийской политики грузинского правительства.
Еще в марте 2023 года правительство Грузии хотело ввести закон об иностранных агентах, что вызвало яростные протесты в парламенте и со стороны западных стран. В итоге правительство уступило и отозвало законопроект.
Президент Грузии Саломе Зурабишвили родилась во Франции, является радикальным сторонником прозападного курса Грузии и находится в авангарде антироссийских политиков страны. Во время протестов год назад она находилась в США и оттуда призывала демонстрантов протестовать против правительства, вместо того чтобы самой отправиться на родину.
Несмотря на то, что правительство Грузии отозвало закон, похоже, что люди на Западе стали недоверчивыми и хотят защитить себя. В сентябре 2023 года правительство Грузии обвинило США в том, что USAID финансирует грузинские группировки, стремящиеся к свержению власти в стране, что американское правительство, естественно, отрицает.
В ответ правительство ввело закон, запрещающий устанавливать палатки на демонстрациях. Это была реакция на обычную практику поддерживаемых США цветных революций, когда демонстранты возводят палаточные городки, чтобы беспрепятственно проводить свои акции протеста и привлекать внимание СМИ. Президент Зурабишвили немедленно наложила вето на этот закон.
Нынешние протесты против закона
Теперь, когда правительство предприняло вторую попытку принять закон об иностранных агентах, игра 2023 года повторилась. Прозападные НПО вывели своих сторонников на улицы, и начались протесты, в том числе насильственные, включая попытку штурма парламента, столкновения с полицией и несколько арестов.
Несмотря на это, закон был принят в первом чтении в парламенте на прошлой неделе, несмотря на то, что на улицах продолжаются протесты, а ЕС, США и НАТО также протестуют против него, утверждая, что данный закон ставит под угрозу интеграцию страны в ЕС. В день первого чтения президент Зурабишвили демонстративно встретилась с послами Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Италии, Литвы, Польши, Словении, Франции, Чехии и США, после чего премьер Грузии назвал президента “агентом иностранного влияния”.
Далее я хочу ознакомить вас со статьей о ситуации в Грузии, написанной корреспондентом ТАСС. Затем я еще раз объясню, что представляют собой законы об иностранных агентах для тех, кто впервые сталкивается с этой темой.
Евроинтеграция под угрозой? Как в Грузии во второй раз принимают закон об иноагентах
Артем Авакимови — о попытках правящей партии Грузии утвердить скандальный проект
Правящая партия “Грузинская мечта — Демократическая Грузия” внесла суету в политическую жизнь страны за полгода до парламентских выборов. Если раньше казалось, что страна дойдет до октября в более-менее спокойной обстановке, то сейчас это далеко не так. Виной тому законопроект об иноагентах, который 17 апреля уже был одобрен в первом чтении парламентом республики.
Власть подвергли жесткой критике как Евросоюз и США, так и НАТО. Законопроект не поддерживает ни оппозиция, ни президент Грузии Саломе Зурабишвили. По стране 15–17 апреля уже прокатилась волна масштабных митингов со стычками с полицией, задержаниями десятков демонстрантов и применением слезоточивого газа.
Попытка №2
Власть пытается продвинуть законопроект об иноагентах во второй раз. Первая такая попытка была в марте 2023 года. Формально в прошлом году законопроект инициировали депутаты, покинувшие “Грузинскую мечту”, однако остающиеся в составе парламентского большинства. Партия власти решила его поддержать, но проект дальше первого чтения не продвинулся. В результате массовых протестов на улицах Тбилиси 7–8 марта законопроект отозвали.
Следует отметить, что параллельно грузинскому законопроекту власть в парламенте инициировала в прошлом году точный аналог закона США об иноагентах FARA, действующий с 1938 года. За него вовсе не голосовали.
О чем закон
Согласно документу “О прозрачности иностранного влияния”, если за год минимум 20% финансов неправительственных организаций (НПО) и СМИ составят деньги, перечисленные из-за рубежа, они должны будут задекларировать все свои поступления и расходы, а также будут внесены в реестр структур, которые проводят интересы иностранной силы. Этот перечень создаст Минюст.
Если какая-либо организация скроет доходы или не задекларирует их, будет полагаться штраф в размере 25 тыс. лари (более $9,3 тыс.). Законопроект не касается физических лиц, спортивных федераций, а также учебных заведений. Инициатива не предусматривает уголовную ответственность.
Функция красной тряпки
Оппозиция в Грузии еще с прошлого года окрестила закон “российским”. Оппоненты власти утверждают, что в РФ закон об иноагентах намного жестче — соответственно, никто не застрахован от того, что власть в дальнейшем не внесет поправки и не ужесточит безобидный на первый взгляд проект.
С учетом непростых отношений между Грузией и Россией термин “российский закон” приобретает функцию красной тряпки для быка, что позволяет оппозиции и неправительственному сектору выводить на улицы массы людей.
Заявления оппозиции подогревают представители США и ЕС — от Госдепа до председателя Евросовета Шарля Мишеля и главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, — которые четко дали понять “Грузинской мечте”, что в случае принятия закона об иноагентах евроинтеграция республики будет под вопросом.
Аналогичная позиция и у уроженки Франции, президента Грузии Саломе Зурабишвили. Она также называет закон “российским”, а в интервью телеканалу CNN 18 апреля и вовсе выразила надежду, что нынешняя власть, которая в 2018 году поддержала ее кандидатуру на пост президента Грузии, по итогам парламентских выборов 26 октября 2024 года сменится.
Аргументы власти
В правящей партии не раз заявляли, что главная цель законопроекта — прозрачность и контроль так называемых темных денег, которые получают неправительственные организации из-за рубежа. Представители партии власти много раз просили своих оппонентов, а также западных партнеров привести им аргументы, которыми они могли бы объяснить, почему данный закон “российский”. До сих пор ни один противник закона не смог привести сколько-то убедительные доводы.
Тут стоит напомнить, что законы об иностранных агентах действуют также и в некоторых странах Запада, и в Австралии, Израиле, Китае и других государствах. Например, первыми закон о регистрации иностранных агентов приняли США в 1938 году. В КНР закон, регулирующий деятельность иностранных НПО, действует с января 2017 года. В 2023 году в Великобритании вступил в силу обновленный закон о национальной безопасности, регулирующий работу НПО. Аналогичный законопроект находится на рассмотрении в парламенте Франции.
Грузинские власти считают, что закон не навредит евроинтеграции страны, а, наоборот, укрепит суверенитет республики и сблизит ее с ЕС. По словам генерального секретаря “Грузинской мечты”, мэра Тбилиси Кахи Каладзе, если республика не укрепит свой суверенитет, то “никакая Европа не захочет такую Грузию”.
Закон об иноагентах, как заявлено в пояснительной записке, в третьем и окончательном чтении планируется принять 17 мая. Но в силу вступит он, конечно, позже, ведь Зурабишвили уже выразила желание наложить на него вето. Чтобы его преодолеть, парламенту потребуется простое большинство голосов депутатов, то есть 76 из 150. На сегодняшний день у правящей партии в законодательном органе 83 депутата. Соответственно, преодолеть вето президента для парламента не составит труда.
При таком сценарии закон вступит в силу уже в конце мая — начале июня 2024 года.
Некоторые наблюдатели считают, что ситуация вокруг закона об иноагентах — это репетиция перед парламентскими выборами. То есть правящая партия пробует свои силы перед решающей схваткой с оппозицией. Принятие закона, несомненно, отразится на рейтинге популярности политического объединения.
Если “Грузинская мечта” вновь выиграет выборы 26 октября, то обновит рекорд пребывания у власти и, может быть, даже получит квалифицированное большинство в парламенте.
Законы об иностранных агентах
Как и было обещано, сейчас я вкратце расскажу о том, что такое законы об иностранных агентах и являются ли они на самом деле российским изобретением, как утверждает грузинский президент.
Западные СМИ критикуют Россию за то, что она ввела такой закон в 2012 году. При этом западные СМИ не упоминают о том, что это не российское, а американское изобретение. В США закон FARA (Закон о регистрации иностранных агентов) действует с 1938 года. Его цель – предотвратить иностранное вмешательство в американскую политику. Согласно закону, любому, кто занимается финансируемой из-за рубежа политической деятельностью в США и не зарегистрировался в качестве “иностранного агента”, грозит штраф и/или тюремное заключение. Кроме того, “иностранные агенты” должны отмечать свои публикации как исходящие от “иностранного агента”.
Закон FARA применяется в США очень ограниченно. Например, Мария Бутина, в то время российская студентка, в 2018 году была приговорена в США к 18 месяцам тюрьмы по этому закону. Ее преступление заключалось в том, что она, будучи чрезмерно увлечённой оружием, установила контакты с американским оружейным лобби. Того факта, что она общалась с некоторыми американскими оружейными лоббистами, было достаточно, чтобы ее приговорили к тюремному заключению сроком более года.
Россия практически скопировала американский закон FARA, хотя наказания в российской копии этого американского закона менее суровы. Немецким “качественным СМИ” было и есть что критиковать в отношении американского закона FARA. Но они даже не информируют своих немецких читателей о том, что в США существует такой закон, который применяется очень строго.
Немецкие СМИ также не сообщают своим читателям, что ЕС сейчас также работает над подобным законом об иностранных агентах, который он называет частью “пакета по защите демократии”. А совсем недавно такой закон был вынесен на рассмотрение парламента Франции.