После того как Конституционный суд запретил правительству Германии расходовать средства фонда, изначально созданного для смягчения последствий мер против Covid-19, на другие цели, другие “спецфонды”, похоже, также оказались на грани.
Из-за того, что предыдущее федеральное правительство вписало “долговой тормоз” в Основной закон, теперь правительство Германии фактически не имеет права создавать новые долговые обязательства. Но, конечно, в целях предосторожности было разрешено сделать исключение: если ситуация в Германии по каким-либо причинам окажется сложной, правительство может объявить чрезвычайное положение и все же влезть в долги, но это не будет считаться долгом госбюджета, а будет обозначено как “спецфонд” и сформирует так называемые “вспомогательные бюджеты”. Оруэлл был бы в восторге, потому что обозначение кредита как “спецфонд” – это полный абсурд.
Почему не хватает почти 260 миллиардов
Но для правительства это удобно, поскольку в его распоряжении есть деньги, которые оно может использовать по своему усмотрению. Например, оставшиеся деньги из фонда, созданного для смягчения экономических последствий мер по борьбе с коронавирусом, были быстро переквалифицированы нынешним федеральным правительством и теперь должны быть направлены не только на экономику, но и на защиту климата. Речь идет о 60 миллиардах.
ХДС/ХСС подали иск против этого, и Федеральный конституционный суд запретил подобную практику. Проще говоря, такие “спецфонды” могут использоваться только по назначению и в течение соответствующего периода. То есть, Конституционный суд запретил правительству брать эти 60 миллиардов евро в качестве кредитов и затем делать с ними все, что ему заблагорассудится.
В последние дни это стало поводом для многочисленных заголовков в СМИ и, пожалуй, самым важным внутриполитическим вопросом в Германии, поскольку эти деньги уже были распределены по различным программам. Деньги должны были пойти, например, на реконструкцию немецких железных дорог, которые находятся в таком плачевном состоянии, что даже не каждый второй поезд дальнего следования приходит вовремя. Деньги также должны были пойти на субсидирование отдельных отраслей экономики в связи с ростом стоимости энергоносителей в результате санкций против России, а также на финансирование ряда социальных программ.
Однако другое последствие решения Конституционного суда может оказаться еще более драматичным. Министр экономики Роберт Хабек объявил о блокировании фонда экономической стабилизации, объем которого составляет 200 миллиардов евро. Это также “спецфонд”, созданный в 2008 году в связи с финансовым кризисом и расширенный год назад для смягчения последствий энергетического кризиса, в частности, повышения цен на газ и электроэнергию в Германии. Решение Конституционного суда, скорее всего, будет распространяться и на него, поэтому я и написал в заголовке о “дыре в бюджете” в размере почти в 260 миллиардов.
Помните? В прошлом году, когда все в Германии были обеспокоены взрывным ростом цен на энергоносители, правительство Германии представило 200 миллиардов, а канцлер Шольц с гордостью говорил о своем “двойном ударе”, с помощью которого правительство хочет решить все проблемы. Интересно, есть ли термин для обозначения “удара”, который бьет “двойной удар”?..
Что теперь?
Меня уже спрашивали, почему я до сих пор не написал на эту тему, ведь решение Конституционного суда было вынесено на прошлой неделе. Причина в том, что я хотел подождать и посмотреть, на чем теперь правительство хочет сэкономить. Потому что экономить ему придется очень много.
Сейчас в СМИ можно прочитать много предложений о том, где можно было бы сэкономить. Один из обозревателей Spiegel даже рекомендовал экономить на пенсиях. Некоторые государственные политики подумывают о том, чтобы объявить очередное чрезвычайное положение в связи с возникшими по их глупости проблемами и просто создать новый “спецфонд”, который Конституционный суд, конечно же, отклонит.
Рискну предсказать: в конечном итоге экономить будут на социальных программах. Компенсация за высокие цены на энергоносители, которая по идее должна помочь малоимущим, наверняка попадет в число первых. Остается ждать, что еще придумает правительство.
Второй мой прогноз заключается в том, что правительство, конечно же, не будет экономить на бундесвере, который в следующем году должен получить гораздо больше денег, чтобы выполнить двухпроцентную задачу по НАТО. И я также сомневаюсь, что у немецкого правительства хватит смелости сэкономить на выплатах Украине, поскольку это совсем не понравится правительству США.
Так что скоро мы увидим, что для немецкого правительства важнее: люди в Германии или Украина и заказы на оружие от американских оборонных компаний.