Немецким СМИ понадобилось более двенадцати часов, чтобы сообщить о разговоре между генералами бундесвера Германии, который был опубликован в России. Однако немцы так и не узнают, о чем на самом деле шла речь, потому что их СМИ уводят внимание от реальной проблемы.
Прежде всего, следует сказать, что немецкие СМИ в своих сообщениях подтвердили подлинность опубликованного в России перехваченного разговора, в котором генералы бундесвера Германии открыто говорят о том, как лучше атаковать Крымский мост немецкими ракетами “Taurus”. Например, газета Bild выпустила статью под заголовком “Невероятный казус бундесвера – русские прослушивают секретный разговор немецких генералов”, но, вместо того, чтобы подробно рассказать о содержании разговора, редакция Bild возмущается тем, что бундесвер прослушали. Затем Bild сообщает, что бундесвер ввел некую цензуру, чтобы “ограничить ущерб”, заблокировав в Германии аккаунты сайта X, распространившие запись. Цензура как ограничение ущерба, так сказать.
Какой ущерб должен быть ограничен – очевидно. Цель – не допустить того, чтобы немцы узнали о содержании разговора, поскольку весь остальной ущерб уже нанесен: разговор известен во всем мире и переведен на многие языки. И только немцы не должны узнать, что руководство бундесвера втайне планирует провернуть.
Немецкие политики и СМИ были в растерянности в течение 14 часов
Когда я писал эти строки, в Германии было уже почти 23:00 (по Москве 01:00). Bild опубликовал свою статью в 21:51 (по Москве 23:51), а Spiegel статья под заголовком “Аудиозапись секретного разговора попала в распоряжение России – MAD расследует подозрения в шпионаже в бундесвере”, которую мы рассмотрим более подробно далее, вышла в 21:06 (по Москве 23:06). Другие немецкие мейнстримные СМИ, которые сообщили об этом – а их пока не так много – также опубликовали свои статьи после 21:00 (по Москве 23:00), как показывает поиск в Google по запросу “Крымский мост”.
Это забавно и не ново, потому что я наблюдал подобное и раньше. Когда появляются новости, раскрывающие то, о чем немецкая общественность не должна знать, немецким СМИ требуется некоторое время, чтобы договориться о том, как их правильно подать. Поэтому неудивительно, что все немецкие СМИ с определенного времени (с 21:00 по немецкому времени) публикуют лишь короткие статьи, в которых почти ничего не сообщается о содержании разговора, однако обсуждается вопрос о том, злые русские перехватили разговор и что служба военной контрразведки сейчас проводит расследование.
Политикам и СМИ потребовалось 14 (!) часов, чтобы договориться о формулировке, поскольку Маргарита Симоньян опубликовала своё первое сообщение о перехваченном разговоре и его содержании в Telegram в 7:00 утра (в 9:00 по Москве). В 11:55 (13:55 по Москве) она опубликовала письменную расшифровку, а в 16:05 (18:05 по Москве) – полную аудиозапись.
Подлинность не оспаривается…
Все немецкие СМИ сообщают, что подлинность записи не оспаривается. Вместо этого они сообщают, что служба военной контрразведки сейчас расследует, как Россия смогла перехватить разговор, поскольку есть опасения, что русские могут иметь доступ к внутренним каналам связи.
Это утверждение для глупой публики, потому что, конечно, русские, если бы у них был такой доступ, не стали бы рисковать, предавая огласке разговор, который они получили по своим каналам. Поэтому, как сообщает, например, Spiegel, это была ошибка немецких генералов, которые разговаривали друг с другом через относительно легко подслушиваемую платформу WebEx, причем один из участников находился в Сингапуре, что в любом случае позволило бы легко подслушать его, ведь он разговаривал с Германией с другого конца света. Spiegel пишет следующее:
“Учитывая крайне острый характер тем, в данном случае следовало использовать зашифрованную линию связи; правила бундесвера четко регламентируют подобные разговоры о военных внутренних делах”.
Это значит, что диванным генералам, скорее всего, намылят шеи, поскольку они нарушили все правила, проведя, так сказать, конфиденциальный разговор в открытом режиме.
…но содержание скрывается
Я уже говорил, что бундесвер позаботился о том, чтобы аккаунты сайта X, распространившие этот разговор, в Германии были заблокированы. Но, хочу добавить, что и все немецкие СМИ, которые сообщили об этом инциденте, также практически ничего не сообщили о содержании разговора. И, конечно, на сам разговор нет ссылок ни в одной статье немецких мейнстримных СМИ.
Предполагается, что немцы не должны узнать, о чем конкретно говорили генералы. Можно было бы понять, что бундесвер не хочет этого, но тот факт, что немецкие СМИ подыгрывают этой секретности, еще раз показывает, кому они на самом деле служат – как минимум, не своим читателям.
Например, статья в Spiegel состоит из двенадцати абзацев, но только два из них посвящены содержанию разговора. Читатель Spiegel узнает о нем только следующее:
“На распространенной записи офицеры подробно обсуждают, как бундесвер может технически обеспечить поставку системы оружия дальнего радиуса действия после политического решения канцлера. Среди прочего, они обсуждают, как они могли бы помочь с обучением украинских пилотов и программированием систем.
В конце записи участники дискуссии также обсуждают возможные цели, которые украинцы могли бы уничтожить с помощью “Taurus”. Среди прочего упоминаются склады боеприпасов и стратегически важный Керченский мост, который соединяет аннексированный Россией Крымский полуостров с материком.”
Ложь (и не только) путем умолчания
Давайте рассмотрим это предложение за предложением. Действительно, речь идет о технической поддержке доставки “Taurus”, если будет принято решение о ее проведении. Также речь идет о том, “как они могли бы помочь с обучением украинских пилотов и программированием систем”, что тоже правда.
Но Spiegel не сообщает своим читателям, что у генералов уже болит голова от мысли о необходимости программирования ракет, потому что это означало бы прямое участие Германии в войне. В своей беседе они ищут способ как-то обойти или хотя бы скрыть подобное участие Германии. В одном из моментов разговора господин Грефе даже совершенно четко заявляет:
“Все равно это участие”.
Однако читатель Spiegel не узнает об этом ни слова. Он не узнает, что они обсуждают вариант включения производителя в коммуникацию с Украиной, чтобы скрыть участие бундесвера, или доставку данных на Украину на автомобилям, или путем предоставления британцам возможности сделать грязную работу, то есть запрограммировать немецкие ракеты, что те уже делают в любом случае для своих крылатых ракет Storm Shadow, о чем говорится уже совершенно открыто.
Для ясности: немецкие генералы совершенно ясно говорят, что Британия уже участвует в войне.
Перейдем к следующему предложению. Действительно, в диалоге обсуждаются и возможные цели.
Но нужно обратить внимание на формулировки. Spiegel лжет своим читателям, когда пишет, что “среди прочего” были “упомянуты” склады боеприпасов и Крымский мост (“Керченский мост”). Редакция Spiegel представляет это так, будто речь шла о многих возможных целях, в том числе о складах боеприпасов и Крымском мосте.
Однако это не так, поскольку речь шла, во-первых, только о складах боеприпасов и Крымском мосте, а, во-вторых, ещё и о том, как их атаковать. Всё это обсуждалось в мельчайших подробностях. Офицеры бундесвера детально проанализировали это и обсудили практически готовый план атаки на Крымский мост, и единственная проблема для них заключалась в том, как объяснить этот план украинцам, пока те не прошли многомесячную и детальную подготовку по “Taurus” и не могут сами программировать эти ракеты.
Spiegel солгал своим читателям, упустив важную информацию, и не раскрыл того, о чем шла речь и насколько деликатным был этот разговор. Это, кстати, относится к читателям всех немецких мейнстримных СМИ – их всех держат за дураков.
Отвлекающие маневры вместо репортажей
Вместо этого немецкие СМИ всеми силами отвлекают внимание от содержания разговора. Bild делает это, акцентируя внимание на том, что Россия перехватила разговор (ай-ай!). Spiegel делает то же самое, но добавляет, что все это было просто “российской пропагандой” (а что же ещё?). То, что Spiegel будет опираться в своей статье на эти два нарратива, было ясно уже из вступления:
“Российские пропагандистские каналы опубликовали запись внутреннего совещания офицеров бундесвера. Предположительно, запись является подлинной, и военная разведка уже начала расследование”.
Читатель Spiegel ничего не узнает ни о содержании беседы, ни о ее крайне опасном характере, потому что его сразу же отвлекут от реальной проблемы…