ГлавнаяАналитикаАмериканский анализ. Почему "Орешник" ставит под угрозу превосходство НАТО в воздухе и что это означает для Североатлантического альянса

Американский анализ. Почему “Орешник” ставит под угрозу превосходство НАТО в воздухе и что это означает для Североатлантического альянса

Новая российская ракета “Орешник” доставляет военным экспертам НАТО немало неприятностей. Совет по международным отношениям опубликовал анализ того, как “Орешник” влияет на стратегию альянса, ставя под угрозу превосходство НАТО в воздухе

Немецкие СМИ почти не сообщали об “Орешнике”. Говорилось только о том, что Россия использовала против Украины новую ракету средней дальности. Возможности “Орешника” и тот факт, что его не могут перехватить существующие системы ПВО, были скрыты от немецкой общественности.

Теперь Совет по международным отношениям опубликовал анализ того, что “Орешник” означает для стратегии НАТО, и я перевёл для вас эту статью.

Начало перевода:

Анализ – Новейшая российская ракета – плохая новость для НАТО

“Орешник” является ракетой совершенно иного калибра, чем его предшественники.

В ноябре прошлого года Россия применила против Украины ракету нового типа. Москва впервые использовала баллистическую ракету средней дальности “Орешник” при атаке на Днепр. Хотя в ней использовались только инертные боеприпасы, это была очередная попытка президента России Владимира Путина продемонстрировать свою готовность к эскалации.

Видеозапись атаки и анализ спутниковых снимков показывают, что “Орешник”, судя по всему, может нести шесть боеголовок, каждая с шестью суббоеприпасами, итого 36. При спуске на землю ракета может разбросать эти суббоеприпасы и накрыть взрывом большую площадь, подобно пулемёту.

Почти наверняка “Орешник” способен нести и ядерные боеголовки, и многие эксперты сосредоточили свой анализ в основном на этих возможностях и роли ракеты в ядерных сигналах Путина. Однако относительно мало говорится об обычных возможностях “Орешника” и о том, как он может изменить российскую стратегию наведения на цель в возможной будущей войне с НАТО.

В конфликте, где силы рассредоточены на больших территориях, как на Украине, дорогостоящая ракета типа “Орешник” – плохой выбор. Однако для атаки на плотно заселённые цели, такие как авиабазы, где его обычные суббоеприпасы могут нанести значительный ущерб, “Орешник” имеет смысл.

В телевизионном интервью в декабре прошлого года Путин отметил, что с “Орешником” Россия оказалась “практически на грани того, чтобы избежать применения ядерного оружия”. Российский президент преувеличил, но в его словах была доля правды. Массированная атака России обычными ракетами “Орешника” по стратегическим объектам НАТО – авиабазам, пунктам управления и ракетным базам – может заставить НАТО дрогнуть, даже если Путин не применит ядерное оружие.

В случае войны с НАТО Россия, скорее всего, атакует авиабазы альянса в первые дни конфликта. Россия прекрасно осведомлена о превосходстве сил альянса в воздухе и надеется дать своим войскам передышку, уничтожив или хотя бы задержав способность НАТО ответить.

Современные боевые самолеты – особенно F-35, который всё чаще используется в качестве многоцелевого самолета во многих странах НАТО, – слишком сложны, чтобы их можно было ремонтировать в полевых условиях. F-35 и подобные им самолеты были разработаны для обслуживания на больших и сложных авиабазах. Десятилетия бюджетных сокращений сконцентрировали военно-воздушные силы НАТО всего на нескольких таких базах, сделав их особенно уязвимыми для ударных ракетных “Орешника”.

Российские межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), обладающие ядерным потенциалом, конечно, могут быстро уничтожить авиабазы НАТО. Но если говорить об обычных вооружениях, то опыт России на Украине выявил проблемы с существующими ракетами при атаке стратегических объектов. Российские ракеты с унитарными обычными боеголовками не смогли вывести из строя ключевые украинские авиабазы и другие объекты из-за их низкой точности и успешной украинской противовоздушной обороны.

“Орешник” помогает решить эту проблему. Судя по действиям России на Украине, для уничтожения самолётов на крупных авиабазах могут потребоваться десятки обычных ракет “Искандер”. При этом для достижения аналогичного эффекта “Орешников” потребуется значительно меньше. В ходе атаки 21 ноября одна ракета “Орешник” сбросила 36 инертных суббоеприпасов на ракетный производственный комплекс “Пивденмаш”.

Если бы суббоеприпасы не были инертными, ракета нанесла бы серьёзный ущерб на большой территории, компенсируя проблемы с точностью российских ракет “Искандер” и Х-101.

Хорошая новость заключается в том, что обычные возможности “Орешника” дают России больше неядерных вариантов, теоретически снижая риск того, что Кремль рассмотрит возможность применения ядерного оружия на ранних стадиях конфликта. Плохая новость заключается в том, что неядерные возможности “Орешника” открывают перед Россией больше возможностей для существенного подрыва проведения операций НАТО на конвенциональном уровне.

Нынешняя европейская оборона вряд ли сможет что-то противопоставить “Орешнику”. Хотя многие базы НАТО защищены многоуровневой сетью противоракетной обороны, “Орешник” может превысить дальность перехвата большинства систем и достигнет земли слишком быстро для основных систем перехвата, таких как система ПВО Patriot. Системы перехвата, способные остановить “Орешник”, а именно системы Arrow 3 и SM-3 Block IIA, вероятно, будут поставляться в ограниченном количестве, если темпы закупок останутся прежними. Кроме того, российские ловушки и другие средства противодействия могут ввести системы перехвата в заблуждение, заставив их атаковать ложную цель.

“Орешник” не является технически сложным оружием. Россия хорошо знакома с этой технологией и уже несколько десятилетий производит двигатели для ракет, подобных “Орешнику”. Россия уже расширяет своё ракетное производство, чтобы обновить свой арсенал в долгосрочной перспективе. Некоторые из расширяющихся предприятий, такие как Каменский завод на восточной границе Украины, специализируются на производстве двигателей для больших межконтинентальных баллистических ракет, которые использует “Орешник”.

Независимо от исхода войны на Украине, через год или два НАТО может столкнуться с перевооружённой Россией с обновлённым арсеналом, в котором важную роль будут играть большие обычные баллистические ракеты, такие как “Орешник”. Эта новая сила может перечеркнуть ожидания, что Россия будет всё больше полагаться на свой ядерный арсенал по мере сокращения своего обычного потенциала.

НАТО следует подготовиться к этому уже сейчас, сделав свои основные авиабазы менее привлекательными целями для российских ракет. Этого можно добиться, если в случае кризиса переместить самолеты в отдалённые места – на небольшие взлетно-посадочные полосы и автострады по всей Европе, – чтобы России было сложнее их найти, прицелиться и ликвидировать.

Некоторые страны НАТО уже проводят тренировки и готовятся к определённым операциям по дозаправке и перевооружению в удалённых местах. Однако проблема сложности самолетов остается. Хотя рассредоточение объектов может обеспечить сохранность самих самолётов, крупные авиабазы остаются заманчивыми целями из-за сложного технического обслуживания истребителей. Если Россия атакует эти крупные базы, она может уничтожить ценные инструменты для обслуживания и запасы запчастей, которые поддерживают истребители в боеспособном состоянии.

Чтобы спланировать размещение восстановленных и потенциально более опасных российских ракетных сил, страны НАТО должны разработать план развёртывания, предусматривающий более длительное пребывание в полевых условиях. Этот план потребует инвестиций в большее количество запасных частей и вспомогательного оборудования, а также возможности выполнять более сложное техническое обслуживание в полевых условиях – например, с помощью мобильных подразделений с рабочими станциями в автомобилях, которые будут направлены к месту базирования для обслуживания самолётов. Это будет служить как целям сдерживания, так и целям ведения войны.

На пути реализации этого плана стоят две проблемы, но обе они могут быть решены. Первая – нехватка запасных частей. Сокращение бюджета во многих военно-воздушных силах НАТО привело к снижению боеготовности самолётов. Это особенно актуально для парка F-35, для которого часто не хватает запасных частей. Однако это касается и других самолетов, таких как Eurofighter Typhoon. Страны НАТО должны не только инвестировать средства в решение проблемы нехватки запчастей, но и обеспечить быстрое возвращение самолётов в строй непосредственно в районе театра военных действий.

Вторая проблема связана с опытом и персоналом. Управление правительственной отчетности (GCA) в прошлом обнаружило, что американский военный персонал не имеет опыта выполнения многих задач по обслуживанию F-35 из-за нехватки запасных частей и вспомогательного оборудования. Учитывая глобальный характер цепочки поставок F-35, другие страны НАТО, вероятно, также столкнутся с этими проблемами.

Страны НАТО должны регулярно отрабатывать и выполнять более сложные задачи по техническому обслуживанию и убедиться в том, что они могут выполнять их на любом F-35, независимо от того, к каким ВВС он относится. В прошлом году Североатлантический альянс впервые провёл межфлотские учения по техническому обслуживанию F-35. Такие учения должны регулярно проводиться во всех странах НАТО, имеющих на вооружении F-35, чтобы истребители могли легко вернуться в строй независимо от места их дислокации. В совокупности эти меры могут снизить зависимость НАТО от нескольких крупных баз, которые могут быть серьёзно повреждены в первые дни войны.

Трудности России с нанесением дальних ударов по защищённым военным объектам на Украине не должны привести к тому, что Европа будет пренебрегать безопасностью своих вооружённых сил в ближайшие десятилетия. Система “Орешник” и подобные ей системы могут превзойти ожидания в плане российского военного присутствия и, если ничего не предпринять, нанесут серьёзный ущерб способности НАТО выстоять в будущей войне.

Конец перевода

НОВОЕ

Торговля органами. Почему украинские солдаты должны заполнять канадские анкеты для донорства органов?

Во вторник я разговаривал с украинскими военнопленными, один из которых рассказал мне, что украинские солдаты, прошедшие подготовку во Франции, оформили "медицинскую страховку", которая на...

Как США используют нехватку воды в Центральной Азии для силовой политики

Проблема нехватки воды в Центральной Азии обостряется с каждым годом. Чтобы ослабить влияние России, США вместе с USAID тайно пришли к соглашению с "Талибаном"...

Одесская трагедия 2014 года. Европейский суд по правам человека в своём решении отвлекает внимание от настоящих виновников

Две недели назад Европейский суд по правам человека признал Украину виновной в том, что в Одессе в 2014 году сгорели заживо более 40 человек....

Читайте также

На саммите “коалиции желающих” Зеленский призывает Европу к участию в войне

В четверг в Париже состоялась встреча "коалиции желающих", в рамках которой Лондон и Париж хотят отправить войска на Украину. Однако никакого соглашения на встрече...

Купленные СМИ. Начиная с 2017 года ЕС выделил украинским СМИ 100 миллионов евро

После приостановки выплат от USAID более половине украинских медиа грозит банкротство. Теперь ЕС хочет помочь, выделив 10 миллионов евро и пользуется возможностью похвастаться тем,...

На примере “Meduza”. Насколько сильно заморозка финансирования от USAID ударила по российским “независимым” оппозиционным СМИ

Немецкие СМИ называют "Meduza" и "Медиазону" "независимыми" российскими медиа, однако они являются детищами бывшего олигарха Михаила Ходорковского и финансируются западными НПО. Замораживание финансирования от...