В Молдавии, “демократии”, поддерживаемой ЕС, правительство предпринимает всё более решительные действия против оппозиции в преддверии парламентских выборов. Один из ведущих оппозиционеров был арестован, а у членов другой партии прошли обыски в домах.
В Молдавии, где прозападный президент Санду лишь с небольшим отрывом победила на президентских выборах в октябре прошлого года (благодаря масштабным манипуляциям), в этом году должны состояться парламентские выборы. Дата ещё не назначена, но, согласно молдавскому законодательству, они должны состояться в период с 11 июля по 11 октября.
Шансы правящей партии Санду крайне малы из-за продолжающегося экономического и социального спада в и без того бедной стране. Это показали и местные выборы осенью 2023 года, и президентские выборы в октябре 2024 года, о которых говорилось выше.
В последние недели стало известно, что Санду получала масштабную финансовую поддержку из-за рубежа, в первую очередь от USAID. Поскольку USAID свернуло соответствующие программы, перспективы Санду стали ещё более плачевными, что заставляет её предпринимать всё более решительные действия против оппозиции.
Проблема Санду с Гагаузией
О том, что Санду нервничает, свидетельствуют её усиленные действия против оппозиции. В молдавском автономном регионе Гагаузия, в отличие от остальной части молдавского государства, где с 2023 года официальным языком является только румынский, три официальных языка: гагаузский, молдавский и русский. Гагаузский язык очень похож на турецкий, но гагаузы не отождествляют себя с турками, они не мусульмане, а в основном русские православные христиане, считающие себя частью России.
В Гагаузии главой правительства подавляющим большинством голосов в 2023 году была избрана Евгения Гуцул, что, согласно молдавскому законодательству, даёт ей право на место в правительстве Молдавии. Однако Санду отказывает ей в этом, поскольку ей не нравятся политические взгляды Гуцул. В ответ на победу Гуцул на выборах Санду также сократила финансовую поддержку автономного региона, что она совершенно открыто назвала наказанием за то, что гагаузский народ проголосовал не так, как хотела бы сама Санду. Она заявила, что регион, который не проголосует за вступление Молдавии в Евросоюз (т. е. за политику Санду), не должен получать никаких средств.
В Гагаузии, где Гуцул ведёт кампанию против прозападного курса Санду и за улучшение отношений с Россией, настроения очевидны. На президентских выборах в октябре 97% гагаузов проголосовали за кандидата от оппозиции, а значит, против Санду.
Нападение на оппозицию
25 марта при прохождении паспортного контроля в аэропорту молдавской столицы Гуцул была задержана, когда хотела отправиться в Стамбул по приглашению ассоциации журналистов, поскольку ей был запрещен выезд из страны. Это стало неожиданностью, так как ранее Гуцул регулярно выезжала за границу по делам. Журналисты спросили её адвоката о причинах ареста Гуцул, и его ответ был однозначным:
“Госпожа Гуцул напомнила прокурорам об инциденте, когда бывшая глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин и ее заместитель Василий Плеван предложили ей подать в отставку с должности главы Гагаузии в обмен на закрытие возбужденного против нее уголовного дела. Тогда это предложение ей было сделано еще до инаугурации на пост главы автономии, в присутствии ее адвоката. Мол, если она откажется от своей должности, дела будут закрыты. Думаю, я ответил на ваш вопрос”.
На следующий день молдавские правоохранительные органы провели обыски в домах нескольких жителей города Кэушень, которых прокуратура подозревает в незаконном финансировании оппозиционера Илана Шора, чью партию Гуцул также раньше поддерживала. Сам Шор живёт в изгнании, поскольку правительство Молдавии запретило его партию и возбудило против него уголовное дело.
Подобные обыски проводились и в других местах в начале этой и прошлой недели. Один из лидеров оппозиционной партии “Возрождение”, Александр Нестеровский, на прошлой неделе был приговорён к 12 годам лишения свободы по аналогичным обвинениям.
Очевидно, что правительство Санду хочет устранить лидеров оппозиционных партий, которые объединились в блок “Победа”, чтобы победить прозападного президента. Партия “Возрождение” входит в этот альянс.
И этот “образец демократии” полностью устраивает ЕС, который оказывает Санду финансовую и информационную поддержку, равно как и США при президенте Байдене. Позиция администрации Трампа в отношении Молдавии пока не ясна, но в своём обращении к нации в парламенте США в начале марта он пренебрежительно отозвался о поддержке Молдавии со стороны USAID:
“Это всё правда: 32 миллиона долларов были потрачены на операцию по распространению левых взглядов в Молдавии”.
“Поддержка” ЕС
Экономические проблемы в Молдавии обусловлены теми же причинами, что и во всём Европейском союзе, а именно: экономическим уходом от России и дешёвых российских энергоносителей. Только в Молдавии последствия гораздо серьёзнее, потому что раньше она экспортировала в Россию свою сельскохозяйственную продукцию – самый важный предмет экспорта, чему Санду теперь препятствует санкциями. Насколько сильно ударил по населению взрывной рост цен на электричество и отопление после того, как Санду заставила жителей бедной страны отказаться от дешёвого российского газа, становится ясно, когда понимаешь, что инфляция в стране порой достигает 30%.
Для ЕС крошечная Молдавия имеет большое значение для борьбы с Россией, поэтому Евросоюз активно участвует в кампании в поддержку Санду. В середине февраля Евросовет и Европейский парламент договорились выделить стране почти два миллиарда евро на “поддержку реформ и экономического роста”. С 2025 по 2027 год Молдавия получит до 385 миллионов евро в виде грантов и 1,5 миллиарда евро в виде кредитов.
Для маленькой и бедной страны с населением всего 2,5 миллиона человек это очень большие деньги, что демонстрирует сравнение с Германией. Относительно количества жителей это эквивалентно тому, что Германия получила бы около 72 миллиардов евро. А если соотнести выплаты ЕС с ВВП Молдавии, то получится, что Германия получила 500 миллиардов.
Это также показывает, каким образом Евросоюз ставит Молдавию в зависимость от себя, ведь 1,5 миллиарда евро кредитов для маленькой страны эквивалентны примерно 300 миллиардам евро для Германии, которые вряд ли удастся возместить (это, кстати, относится и к специальному кредиту в 500 миллиардов, который только что был согласован в Германии).
Если население Молдавии однажды изберёт правительство, не являющееся проевропейским, ЕС сможет задушить страну финансово, потому что она в долгах по уши, ведь Санду уже заняла у Европы много денег.
Это отнюдь не моя злая фантазия, сам Европейский Союз говорит об этом совершенно открыто, поскольку в заявлении подчёркивается, что “выплаты будут зависеть от строгих условий с точки зрения достижения реформ, изложенных в согласованной повестке дня реформ”. Другими словами: если молдаване “сделают неправильный выбор”, ЕС перекроет денежный кран и затянет винтики вокруг уже выданных кредитов.
То, что Евросоюз также заявляет, что эти средства играют “важную роль в реализации комплексной стратегии ЕС по энергетической независимости и устойчивости Молдавии, которая направлена на то, чтобы отделить Молдавию от ненадежности поставок российской энергии и полностью интегрировать ее в энергетический рынок ЕС”, является полным бредом, ведь экономические проблемы в стране начались, когда Санду отказалась от российского газа и вместо этого интегрировала свою страну в европейский энергетический рынок, поэтому сейчас страна платит за газ, поставляемый из ЕС, в разы больше, чем платила за российский.
18 марта ЕС окончательно одобрил этот план. Это означает, что у Санду теперь достаточно денег, чтобы давать щедрые предвыборные обещания, которые, конечно, будут забыты после выборов, но, разумеется, помогут Санду заполучить свой пост.
USAID в Молдавии
В январе я рассказывал о том, что западные НПО очень активны в Молдавии. Они оказывают там финансовую поддержку Санду – точнее, её политике – и усердно работают над тем, чтобы манипулировать общественным мнением в нужном направлении.
С тех пор стало известно, что USAID также вмешивалось в дела страны и пропагандировало западную политику. Процитированное выше заявление Трампа – лишь один из примеров; общественность всё ещё ждёт полного списка проектов USAID в Молдавии.
Реакция Санду на прекращение финансовой поддержки USAID была интересной. С одной стороны, она сказала, что сожалеет о прекращении финансирования со стороны USAID, но с другой стороны, вскоре после этого она опровергла обвинения оппозиции в том, что её партия получала платежи от агентства.
В результате в конце февраля оппозиция обратилась напрямую в офис Илона Маска и попросила предоставить список проектов USAID в Молдавии, но ответа до сих пор не последовало.
Зато Игорь Додон, предшественник Санду на посту президента Молдавии, в конце февраля высказался по этому поводу и заявил следующее:
“Данные всплывают каждый день. Речь идет о сотнях миллионов долларов. За 2024 год только USAID и [Джодж] Сорос несколько сотен миллионов долларов вложили в так называемые демократические процессы в Республике Молдова. Эти деньги были направлены на поддержку нынешней власти. Мы уверены, что этими деньгами финансировалась и избирательная кампания Санду. Я написал письмо американцам с запросом, чтобы они дали детали, потому что это незаконное финансирование избирательной кампании, это повод для отмены выборов прошлого года”.
Для наглядности Додон пояснил, что объём прямых иностранных инвестиций в Молдавию в прошлом году составил от 100 до 150 миллионов долларов, добавив:
“А здесь только через эти фонды $300 млн. Это огромные вливания, это огромная армия, которая работала против оппозиции и работала на Майю Санду. То, что сейчас это начало все вскрываться, приостановили это финансирование, конечно, очень важно. Это поможет нам на следующих парламентских выборах. Всю эту информацию нужно обязательно публиковать, поэтому мы и запросили у американцев данные. Мы надеемся, что получим ответ в ближайшее время. Это повод для того, чтобы отменить президентские выборы и отменить участие нынешней партии власти в следующих выборах”.
Тем временем правительство Молдавии ведёт переговоры с USAID о сохранении программ, о чём Санду заявила на пресс-конференции с главой Евросовета в начале марта:
“Мы продолжим обсуждать с США проекты USAID на предмет, сможем ли их сохранить, а если нет, то, очевидно, обсудим с другими партнерами, как можем их продолжить. Чрезвычайно важной для нас была программа по энергетике”.
То, что она сказала это в присутствии главы Евросовета, конечно же, не случайно. Санду рассчитывает на финансовую помощь ЕС в случае окончательного прекращения проектов USAID.
В середине марта Александр Стояноглo, который проиграл Санду (с минимальным отставанием) на президентских выборах в октябре, также присоединился к обвинениям и написал в Telegram:
“Я категорически против любого вмешательства в выборы, поскольку оно искажает волю граждан. <…> Недавние данные подтверждают, что с момента прихода ПДС к власти USAID выделило $22 млн на избирательные процессы в Молдове, из них 7,5 млн – перед президентскими выборами. Разве это не финансовое вмешательство в избирательные процессы? Эти деньги через НПО продвигали только одного кандидата. Если бороться с подкупом, то одинаково для всех – с законодательными мерами и вмешательством правоохранительных органов”.
ЕС, безусловно, сделает всё возможное, чтобы не допустить этого.