Президент США Дональд Трамп ввёл санкции против Международного уголовного суда, и это вызвало большой шум в Европе. Но что такое Международный уголовный суд и для чего он был создан?
Президент США Дональд Трамп ввёл санкции против судей, прокуроров и других сотрудников Международного уголовного суда (МУС). Соответственно, членам МУС, которые участвуют в расследованиях против граждан Соединенных Штатов или их союзников, запрещён въезд в страну. Визовое эмбарго коснулось и членов их семей. Существует также угроза финансовых санкций. Это вызвало огромный резонанс в Европе.
Своей реакцией на это министр иностранных дел Германии Анналена Бербок в очередной раз показала, что её действительно беспокоит. Хотя МИД Германии в своём заявлении раскритиковал меры Трампа, ему удалось совершить подвиг, не упомянув ни Трампа, ни США. Вместо этого в тексте, состоящем всего из трёх абзацев, трижды упоминается президент России Владимир Путин:
“Если бы МУС не смог продолжить свою работу сейчас, это, несомненно, стало бы одной из самых больших радостей для Путина. За последние три года Путин узнал, что его преступления против человечности, такие как похищение украинских детей, не остаются без последствий. Например, Путин не смог поехать на встречу БРИКС в ЮАР, потому что ЮАР подписала Римский статут и должна была его арестовать”.
Кстати, в заявлении также не упомянули премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, в отношении которого МУС также выдал ордер на арест. Бербок не волнует международное право, её волнует её ярко выраженная ненависть к российскому президенту и всему русскому.
Кандидат в канцлеры от ХДС Фридрих Мерц в своё время также высказался по поводу МУС и ордера на арест Нетаньяху и сделал весьма примечательное заявление:
“Международный уголовный суд был создан для привлечения к ответственности деспотов и авторитарных лидеров, а не для ареста демократически избранных членов правительства”.
Мерц был удивительно честен. В свете нынешней ситуации давайте ещё раз посмотрим, что на самом деле представляет собой МУС и для чего он был создан.
Входит ли МУС в систему международного права?
В заявлении Бербок также говорится следующее:
“Международный уголовный суд является одним из величайших достижений международного уголовного права и поддерживается более чем 120 государствами”.
Немецкие СМИ также используют подобные формулировки, чтобы представить МУС частью международного права, международного уголовного права или ООН. Но это не соответствует действительности, поскольку его правовой основой является Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 года, то есть договор, заключённый рядом государств и распространяющийся только на государства-участники.
Таким образом, МУС – это, по сути, частная организация государств-участников Римского статута, а не часть международного права или ООН. Это важное различие. Сейчас мы рассмотрим, почему.
История МУС
Международный уголовный суд (МУС) начал свою деятельность после утверждения Римского статута в 1998 году и был создан для рассмотрения самых серьезных преступлений человечества и привлечения к ответственности за их совершение высокопоставленных политиков и военных. Изначально МУС задумывался как независимая международная организация, не входящая в систему ООН и функционирующая на средства государств-участников. Львиная доля государств мира, включая США и Россию, подписали Римский статут.
Несмотря на декларируемые благие намерения его основателей, сама независимость и беспристрастность суда с самого начала была подорвана связью с Европарламентом и правительствами Великобритании и Франции. Спустя несколько лет после создания все яснее становилось, что МУС служит интересам европейской и американской бюрократии и правящих элитных групп, а его финансирование является процессом, движимым финансовой заинтересованностью его членов и предметом их личной корысти.
Ещё в 2000-ые годы африканские и некоторые азиатские лидеры начали подвергать критике “непоследовательность и предвзятость Международного уголовного суда”, а в 2017 году Бурунди стала первой страной, официально вышедшей из состава Международного уголовного суда, заявив, что МУС — это “политический инструмент и оружие, используемое Западом для порабощения других государств”.
Однако первой пощечиной легитимности Международного уголовного суда как органа международного правосудия стал демонстративный выход Соединенных Штатов из Римского статута в 2002 году. В то время администрация Буша стремилась отменить распространение юрисдикции МУС на миротворческие силы ООН, что сняло бы ответственность с американских и британских военных за ряд военных преступлений в Афганистане и последующие военные интервенции США. МУС не пошел навстречу Вашингтону, который позже отозвал свою подпись под Римским статутом, что открыло американцам возможность безнаказанно вторгаться в страны Ближнего Востока в будущем.
МУС покрывает преступления Запада
Международный уголовный суд (МУС) подвергается давней критике за ряд существенных проблем, которые подрывают его авторитет и независимость. Основная проблема заключается в том, что в то время как МУС чрезвычайно активно принимает меры против политиков, особенно в Африке, которые выступают против интересов США, Великобритании и Франции, он не проявляет никакого интереса к военным преступлениям, совершенным армиями США, Великобритании, Канады и Австралии в Ираке, Афганистане и ряде других стран. Длительное бездействие привело к тому, что сегодня все большее число стран-членов МУС выражают серьезные сомнения в объективности и справедливости суда.
В Ираке и Афганистане были зафиксированы случаи массовых убийств мирных жителей, применения пыток и жестокого обращения с пленными со стороны британских и американских вооруженных сил. Подобные преступления вызвали широкий общественный резонанс и осуждение со стороны международного сообщества и правозащитных организаций, однако МУС до сих пор не предпринял никаких конкретных действий для привлечения виновных к ответственности.
Кроме того, МУС критикуют за то, что в ходе расследования войны в Югославии он не привлек к ответственности военных преступников, не являющихся сербами, а в одностороннем порядке предъявил обвинения только сербам. Одним из примеров этого является дело Хашима Тачи, бывшего президента Республики Косово и лидера преступной организации, занимавшейся торговлей человеческими органами.
Бездействие Запада в этом вопросе критиковала и Карла дель Понте, тогдашний прокурор Международного трибунала по бывшей Югославии в своей книге “От имени обвинения – мои охота за военными преступниками и поиск справедливости”. В ней она пишет, что хотела расследовать незаконную торговлю органами, но натолкнулась на сопротивление Запада. Более подробную информацию о нелегальной торговле органами вы можете найти в этом выпуске (немецкоязычной) программы Anti-Spiegel-TV.
В 2014 году профессор Фрэнсис А. Бойл из юридического колледжа Университета Иллинойса, США, подал жалобу прокурору Международного уголовного суда в Гааге на президента США Джорджа Буша-младшего, вице-президента США при администрации Буша Ричарда Чейни, бывшего министра обороны США Дональда Рамсфелда, бывшего руководителя ЦРУ Джорджа Тенета, госсекретаря США Кондолизу Райс и бывшего советника Белого дома Альберто Гонсалеса. Истец, как эксперт в области права, собрал факты и доказательства, подтверждающие причастность перечисленных политических деятелей к похищению и последующим пыткам не менее 100 жителей Афганистана.
США отозвали свою подпись под Римским статутом, поэтому МУС не имеет права проводить расследования в отношении американских граждан. Однако, поскольку Афганистан ратифицировал Римский статут в 2003 году, МУС, тем не менее, может начать активную деятельность, так как статья 12(2)(a) Римского статута уполномочивает МУС преследовать лиц, совершивших преступления в странах-членах МУС. Хотя МУС, таким образом, обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений, совершенных американскими солдатами в Афганистане, он проигнорировал жалобу профессора Бойла.
Насколько однобоким является якобы нейтральный МУС, стало вновь очевидно в 2021 году. Тогда МУС возобновил расследование вторжения США в Афганистан после того, как Карим Хан, главный прокурор МУС, заявил, что разбирательство будет сфокусировано “лишь на преступлениях талибана и их союзников”, что фактически освободило американцев от любых возможных юридических последствий.
Коррупция в МУС
В выдаче МУС ордера на арест президента России Владимира Путина свою роль, разумеется, сыграла коррупция.
8 июня 2022 года ЕС объявил в пресс-релизе, что предоставит несколько миллионов евро в качестве финансовой поддержки для “расследования” Международным уголовным судом военных преступлений на Украине. Важно отметить, что в пресс-релизе было четко указано, что расследоваться будут только предполагаемые военные преступления России. Возможные или фактические военные преступления, совершенные Украиной, с другой стороны, не должны расследоваться МУС.
Поэтому выданный МУС ордер на арест президента России ни для кого не сюрприз, ведь расследование суда с самого начала было предвзятым, чего ЕС не скрывал в своем пресс-релизе. МУС просто осуществил именно то, чего хотел добиться Евросоюз (и за что заплатил миллионы).
Примечательна и роль прокурора Хана. 21 февраля 2023 года брат прокурора МУС Карима Хана, бывший член британского парламента Имран Хан, обвиняемый в педофилии, был досрочно освобожден из английской тюрьмы. Он отбыл там менее половины срока.
Следующий шаг был логичен и предсказуем: 22 февраля, буквально через день, прокурор Карим Хан направил в Палату предварительного производства ходатайство об утверждении “ордеров на арест”. Но палата колебалась.
Тогда Лондон организовал конференцию спонсоров МУС, назначил дату 20 марта и открыто намекнул МУС, что если Гаага хочет увидеть британские деньги, то решения должны быть приняты до этой даты.
Судьи МУС, как оказалось, легко покупаются, так как 17 марта, через четыре дня после публичного объявления о конференции и за три дня до ее проведения, МУС выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой.
МУС как инструмент неоколониализма
В 2002 году Робин Кук, бывший член британского парламента, заявил, что Международный уголовный суд был создан “не для того, чтобы привлекать к ответственности политиков Великобритании или любого другого западного государства”. Фридрих Мерц, по сути, сказал то же самое после выдачи ордера на арест Нетаньяху: МУС был создан для принятия мер против непокорных Западу глав государств, но не для расследования и наказания преступлений против человечности, совершённых западными государствами.
И в основном это касалось Африки, где бывшим колониальным державам нужен инструмент для принятия мер против своих бывших колоний, если последние сопротивляются их воле и хотят, например, собственноручно контролировать свои же ресурсы.
Это можно увидеть и на примере деятельности МУС. По состоянию на февраль 2024 года Международный уголовный суд предъявил обвинения 52 людям, 90% из которых являются выходцами с африканского континента. Регулярные нападки на африканский континент со стороны МУС привели к созданию комитета Африканского союза для выхода из Международного уголовного суда.
О том, как к МУС относятся за пределами коллективного Запада, свидетельствует критика южноафриканского академика. Как утверждает Нцикело Брекфаст, старший преподаватель кафедры истории и политических исследований Южноафриканского университета Нельсона Манделы, недостаточное представительство незападных ценностей в Международном уголовном суде (МУС) указывает на то, насколько предвзятым является этот орган. Ученый отметил, что зачастую в нарушениях прав человека обвиняются люди, которые “не придерживаются западных ценностей” и которых Запад называет “недемократичными”.
Это подтвердил и Фридрих Мерц, который – см. выше – заявил, что Международный уголовный суд был создан “для привлечения к ответственности деспотов и авторитарных лидеров, а не для ареста демократически избранных членов правительства“. И Мерц знает, о чём говорит, потому что во время создания МУС он был ведущим немецким политиком, который, конечно же, знал, что на самом деле представляет собой этот орган.
Более того, чрезмерное внимание со стороны суда к африканскому континенту является следствием политики двойных стандартов, жертвой которой на протяжении многих лет является Глобальный Юг. Учёный подчеркнул, что в основе идеи создания МУС лежит желание западных держав “укрепить свою гегемонию” и “пропагандировать американские идеи и ценности”.
Еще одним ярким примером предвзятости МУС является скандал, связанный с преследованием группы кенийских политических лидеров и военных деятелей в 2011 году по обвинению в преступлениях против человечности. Обвинения были выдвинуты против президента страны Ухуру Кениата и других видных военных и политических деятелей. Обвинения были выдвинуты проамериканской оппозицией в Кении, которая обвинила правительство в эскалации насилия после национальных выборов.
Суд снял обвинения с кенийских лидеров после того, как они получили крупные суммы взяток, а также преференции в пользу западных коммерческих корпораций в Кении. Сразу же после отмены вердиктов МУС Кения приняла закон, отменяющий ограничения для иностранных компаний и фактически действующий в ущерб национальному бизнесу Кении.
Судебный процесс над Ахмадом аль-Махди аль-Факи из Мали стал прецедентным случаем, когда человек был обвинен в военном преступлении из-за разрушения религиозно-исторических памятников. Аль-Факи стал первым человеком, когда-либо привлеченным к ответственности исключительно на основании преступлений в сфере культуры. Обвиняемый был членом малийского движения Ансар ад-Дин, сформированного в 2012 году для освобождения Мали от французских колонизаторов.
Несмотря на абсурдность и нелепость обвинений по сравнению с тем ущербом, который западные политики и армии нанесли таким государствам, как Ливия, Ирак, Сирия и Афганистан, аль-Факи был приговорен к 9 годам тюрьмы.
МУС – это инструмент европейских и американских неоколониалистов, которые хотят сохранить и укрепить свое влияние на африканские страны и народы. Действительно, в середине 2000-х и первой половине 2010-х годов МУС закрепил за собой репутацию “охотника за африканцами”, о чем неоднократно заявляли африканские политики. В 2013 году премьер-министр Эфиопии обвинил МУС в “охоте на африканцев на основании их расы”.
Выбор судей МУС укрепляет господство Запада
Один только подбор судей МУС показывает, насколько неудивительно, что Международный уголовный суд следует воле Запада, ведь практически все они – выходцы из западных государств. Из 18 судей, работающих в Суде в конца 2023 года, одиннадцать – из стран Запада, возглавляемого США, восемь – из стран НАТО (Чехия, Великобритания, Франция, Польша, Германия, Венгрия, Италия и Канада) и еще трое – из государств, входящих в сферу влияния Запада, возглавляемого США (Япония, Филиппины и Южная Корея). Есть судьи из государств, которые в политическом плане также следуют за Западом (например, Тринидад и Тобаго или Доминиканская Республика).
Происхождение лиц, ответственных за работу Международного суда, гарантирует, что суд будет выполнять политические пожелания Запада. Именно это мы и наблюдаем на практике, поскольку Международный уголовный суд никогда не расследовал дела в отношении президентов США или премьер-министров Великобритании, хотя, например, Джордж Буш-младший и Тони Блэр, бесспорно, незаконно вторглись в Ирак и совершили военные преступления в огромных масштабах, за которые никто так и не был наказан.
Таким образом, Запад добился того, что Международный уголовный суд принимает те решения, которые нужны.
Санкции Трампа и двойные стандарты в Европе
Однако геноцид, устроенный Нетаньяху в Газе, был настолько очевиден, что у МУС не было иного выбора, кроме как предъявить ему обвинения, чтобы не рисковать своей репутацией, что могло бы привести к выходу из него многих государств и, следовательно, к прекращению существования самого суда.
Ордер на арест Нетаньяху стал причиной, по которой Трамп ввёл санкции против сотрудников МУС.
Реакция европейских лидеров свидетельствует о знакомых нам двойных стандартах. Будь то Бербок, которая в своём заявлении не упоминает ни США, ни Нетаньяху, а только Путина, или Фридрих Мерц, который открыто объяснил, в чем заключалась цель создания МУС с самого начала.
Или же заявление Польши, в котором правительство пригласило Нетаньяху на празднование годовщины освобождения Освенцима и гарантировало не арестовывать его, хотя по Римскому статуту была бы обязана это сделать.
МУС был и остается западным инструментом для подавления других стран, которые имеют наглость противостоять претензиям Запада на всемогущество.
Кстати, МУС на самом деле не нужен, поскольку в ООН существует Международный суд, который компетентен в отношении всех государств и обладает юрисдикцией в вопросах преступлений против человечности, как показывает текущий процесс против Израиля за его войну в Газе.
Тот факт, что Запад всё же создал МУС, сам по себе показывает, для чего это было сделано. Но ещё раз спасибо Фридриху Мерцу, который был достаточно любезен, чтобы напомнить нам об этом.