Марк Цукерберг объявил об отмене цензуры в Facebook и Instagram, а также о том, что в будущем он хочет ориентироваться на правила X (бывший Twitter) Илона Маска. Что это означает?
В данной статье упоминаются Meta, Facebook и Instagram, признанные экстремистскими и запрещённые на территории Российской Федерации. Для удобства читателей информация об этом публикуется до основного текста.
Очевидно, что планы Трампа по очистке США от “глубокого государства” уже реализуются. В этой связи важно объяснить, что “глубинное государство” – это не теория заговора.
Существует ли “глубинное государство”?
Термин “глубинное государство” означает не что иное, как то, что в органах власти, министерствах и других структурах доминируют люди, которые придерживаются определённой политической линии и при необходимости проводят её вопреки избранному правительству, создавая бюрократические препоны для саботажа правительственных решений.
Мы видели это во время первого президентства Трампа, когда последнему явно мешали реализовывать многие из его внешнеполитических решений. Самый яркий пример – когда в конце декабря 2019 года Трамп объявил о выводе американских войск из Сирии, а Пентагон воспрепятствовал этому решению. Как известно, американские войска по-прежнему оккупируют часть территории Сирии в нарушение международного права.
На бумаге американский президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами США, но Министерство обороны, тем не менее, отказалось выполнять приказ Трампа. Это классический пример “глубинного государства” в действии.
Управление общественным мнением
СМИ играют важную роль в “глубинном государстве”, поскольку их задача – формировать общественное мнение и направлять его в нужное русло. Они делают это в точном соответствии с политическими целями “глубинного государства”, которые можно приблизительно описать как цели трансатлантистов. Задача западных СМИ – пропагандировать нарративы неолиберализма и трансатлантистов и склонять к ним общественность.
Для реализации этой задачи в последние годы на Западе вводится всё более всеобъемлющая цензура. Она началась в 2018/2019 годах с первых официальных политически мотивированных удалений постов, каналов и видео на Facebook и YouTube и усилилась в период ковида. Её политическая направленность стала очевидной, когда социальные сети подвергли цензуре всё, что касалось скандалов с Байденом во время избирательной кампании в США в 2020 году, которая была организована чтобы не допустить переизбрания Трампа.
Всё это теперь известно из файлов Twitter, а о роли Facebook в цензуре я сообщал ещё в октябре 2020 года. Во время выборов в США в 2020 году в Facebook работала сотрудница, которая отвечала за “честность выборов в США” и удаляла всю информацию о коррупционных сделках клана Байденов. По “счастливой случайности”, эта дама ранее была близким соратником вице-президента США Байдена и была вовлечена в коррупционные бизнес-сделки клана Байденов на Украине. И этой даме было позволено удалить всю информацию об этом в Facebook во время предвыборной кампании.
Все американские интернет-компании массово поддерживают растущую цензуру, которая распространяется на всё новые и новые темы. Сегодня цензура на Западе охватывает уже очень много тем, и нет четко определенных правил относительно того, что подвергается цензуре; вместо этого используются расплывчатые термины, такие как якобы “разжигание ненависти”, чтобы запретить непопулярные мнения.
Разворот в Facebook
Сегодня Марк Цукерберг опубликовал в Instagram поистине сенсационное заявление, в котором раскаялся и ясно признал существование цензуры в Facebook и Instagram. Он представил себя как защитника свободы слова, которая в последние годы всё больше ограничивалась цензурой на его платформах Facebook и Instagram. Он объявил, что теперь она будет отменена.
В частности, он объявил, что Meta, владеющая Facebook и Instagram, прекратит сотрудничество с самопровозглашенными “фактчекерами“, которые в последние годы определяли, что является правдой, а что – якобы дезинформацией на этих платформах. Крупные предупредительные надписи, которыми раньше помечалась предполагаемая дезинформация, будут ликвидированы.
Цукерберг пожаловался на то, что всё больше политических тем подвергаются цензуре, в частности, гендерная тематика и ЛГБТ, и что это также будет прекращено. Он основал Facebook как место для свободы самовыражения и хочет вернуться к этому, объяснил Цукерберг. Meta хочет ориентироваться на правила X (бывший Twitter) Илона Маска, сказал он прямо.
Борьба за власть
Это решение может показаться удивительным, но это не так. В конце ноября Цукерберг встречался с Трампом, и, учитывая роль Facebook и Instagram в борьбе демократов США против Трампа, это, вероятно, был не самый приятный разговор для Цукерберга. Очевидная цель Трампа – уничтожить “глубинное государство” – естественно, затрагивает и СМИ, и, прежде всего, интернет-компании с их социальными сетями.
Ясно, что Цукерберг встал на колени перед Трампом: сегодня впервые стало известно, что Дана Уайт, близкое доверенное лицо Трампа, была назначена членом совета директоров Meta, а всего несколько часов спустя Цукерберг опубликовал заявление на Instagram, объявив о прекращении политической цензуры в Facebook и Instagram.
Это явный признак того, что борьба Трампа с “глубинным государством” начинает приносить плоды. Очевидно, что сейчас в США за кулисами происходит очень многое, поскольку мы видим реальное смещение власти от сторонников демократов в пользу Трампа и его команды.
Теперь вопрос заключается в том, будет ли (и когда) Google, включая YouTube, также придерживаться этой линии. Поскольку Google ещё более явно является дочерней компанией американских спецслужб, чем Facebook, скорее всего, это произойдет не позднее инаугурации Трампа.
Будет интересно посмотреть, как будет развиваться борьба за власть. Я полагаю, что в ближайшие дни и недели произойдут интересные события.
Как реагирует ЕС?
Первой реакцией Spiegel стала статья под заголовком “Марк Цукерберг объявляет о смене направления в Facebook и Instagram“, которая начиналась со следующего вступления:
“Борьба с разжиганием ненависти и дезинформацией – Марк Цукерберг когда-то придерживался этих принципов. Теперь босс мета-компании объявляет о новом курсе на “свободу слова” – по образцу компании X Илона Маска”.
Редакция Spiegel заметно шокирована заявлением Цукерберга, потому что, конечно, отмена цензуры в Facebook и Instagram усложнит жизнь и немецким СМИ. Пример X показывает, что общественное мнение сильно отличается от того, что хотели бы видеть политики и СМИ в Германии, поскольку их нарративы подвергаются резким нападкам со стороны пользователей X. Тот факт, что X отменил цензуру, означает, что информация, которая не вписывается в общую картину и должна скрываться, становится известной всё большему числу людей, что значительно усложняет для немецких СМИ поддержание своих нарративов.
Поскольку Facebook теперь следует примеру X, этот процесс, конечно, ещё больше ускорится, что приведёт к растущей потере доверия к СМИ.
Будет интересно посмотреть, как на это отреагирует ЕС. Еврокомиссия объявила войну Илону Маску и компании X после того, как Маск отказался подчиниться европейским правилам цензуры, изложенным в Законе о цифровых услугах. В своем заявлении Цукерберг также отметил, что в Европе введена государственная цензура, которой необходимо противостоять в интересах свободы слова.
Это, естественно, приводит нас к вопросу о том, как отреагирует ЕС, если после Х Facebook и Instagram, а затем, возможно, Google и YouTube также откажутся подчиняться цензурным правилам Европы. Изменит ли тогда Евросоюз свой курс или же вступит в борьбу с американскими интернет-компаниями, с которыми до сих пор так успешно сотрудничал по вопросам цензуры?..
Так что впереди нас ждут действительно интересные времена…