ГлавнаяАналитикаАрмения превращается из союзника России в союзника США?

Армения превращается из союзника России в союзника США?

США продолжают прилагать все усилия для разжигания беспорядков на российских границах с целью ослабления России и привлечения на свою сторону ее союзников. Примером тому может служить Армения, где США в настоящее время весьма преуспели.

В данной статье упоминается американская организация RAND Corporation (“РЭНД корпорейшн”), внесенная в реестр организаций, деятельность которых признана нежелательной в РФ. Для удобства читателей информация об этом публикуется до основного текста.

В 2019 году весьма влиятельная корпорация RAND опубликовала исследование “Расширение России – конкуренция с выгодных позиций” (Extending Russia – competing from advantageous ground), которое, по сути, представляло собой руководство по ведению экономической, политической и медийной войны против России. В нем описывались и рекомендовались все меры, кроме горячей войны между США и Россией. В своей большой статье в 2021 году я показал, что почти все, что RAND “рекомендовал” правительству США двумя годами ранее, уже было реализовано.

События, последовавшие за возобновлением конфликта вокруг Нагорного Карабаха, достигли именно того, что и было задумано RAND. Я уже сообщал об этом месяц назад, статью можно найти здесь. Сегодня я хочу рассказать о том, как развивались события с тех пор. В конце статьи вы найдете отступление в область геополитики, в котором я расскажу об интересах США в этом регионе.

Предыстория ситуации вокруг Нагорного Карабаха

Армения является членом ОДКБ – оборонного союза, в котором объединились страны СНГ – Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Белоруссия. Правительство Армении обвиняет ОДКБ в невыполнении союзнических обязательств, поскольку та не пришла на помощь Армении в конфликте с Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха. Поскольку армянское правительство, пришедшее к власти несколько лет назад в результате уличных протестов, является довольно прозападным, оно воспользовалось этим как возможностью заигрывания с США.

Однако обвинения Армении в адрес ОДКБ безосновательны, поскольку Азербайджан напал не на Армению, а на населенную армянами Нагорно-Карабахскую Республику, которая в то время не была признана ни одним государством мира, включая саму Армению. Таким образом, нападения на Армению, в случае которого ОДКБ была бы обязана оказать помощь, не было. Кроме того, год назад на переговорах с ЕС премьер-министр Армении Никол Пашинян признал, что Нагорный Карабах является частью Азербайджана. Это дало понять, что Азербайджан в определенный момент решит проблему, что и произошло в сентябре.

Таким образом, армянское правительство далеко не невиновно в этих событиях; можно даже сказать, что, признавая принадлежность Нагорного Карабаха к Азербайджану, оно само спровоцировало дальнейшее развитие событий.

Однако сейчас армянское правительство использует необоснованные обвинения в двух направлениях: с одной стороны, создавая внутриполитические настроения против России, а с другой – оправдывая свое решение отвернуться от ОДКБ и России в сторону США, ЕС и НАТО.

Военное сближение с США

Армения уже провела учения с американскими войсками, а в начале октября начальник Генерального штаба и первый заместитель министра обороны Армении посетил заместителя командующего Европейским командованием США (EUCOM) в его штаб-квартире в Штутгарте. Армянин назвал этот визит “важной вехой” в двусторонних отношениях и заявил, что США и Армения хотят “осознанно и постепенно расширять оборонные отношения”.

14 октября президент Армении подписал принятый парламентом закон о ратификации Римского статута Международного уголовного суда (МУС), выдавшего инициированный Западом ордер на арест президента России Владимира Путина. Неудивительно, что Россия расценивает это как недружественный шаг со стороны своего формального союзника. Отношения между двумя странами заметно ухудшаются.

Сближение с ЕС

17 октября Пашинян находился в парламенте ЕС, где выступил с речью, в которой заявил, что “Армения готова быть ближе к Евросоюзу настолько, насколько это возможно со стороны Евросоюза”, добавив при этом:

“Армения и Евросоюз стоят плечом к плечу с обязательством сделать времена лучше. Я убежден, что демократия может обеспечить мир, безопасность, счастье и процветание”.

На совместной пресс-конференции с председателем парламента ЕС Пашинян тогда заявил, что Армения стремится к углублению сотрудничества с ЕС:

“Важно подчеркнуть, что наши отношения основаны на общей системе ценностей. Мы хотим углубить наши отношения с Евросоюзом и не хотим каким-либо образом противопоставлять это нашим региональным отношениям”.

После того как в сентябре супруга Пашиняна уже демонстративно посетила в Киеве жену президента Украины Владимира Зеленского, в конце октября на неудавшейся международной встрече на Мальте состоялась встреча секретаря Совета безопасности Армении Армена Григоряна и руководителя аппарата президента Украины Андрея Ермака. Позднее посольство Армении в Киеве распространило заявление, в котором говорится следующее:

“Собеседники обсудили нынешнее состояние двусторонних отношений между Арменией и Украиной. В этой связи была отмечена важность первой встречи президента Украины Владимира Зеленского с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, которая состоялась 5 октября в Гранаде”.

Пресс-служба посольства добавила, что Ермак поблагодарил супругу премьер-министра Армении Анну Акопян за участие во встрече первых леди и джентльменов в Киеве в начале сентября, а также за доставленную гуманитарную помощь:

“Глава администрации президента [Украины] подтвердил приверженность украинской стороны укреплению сотрудничества с Арменией, в частности, в вопросах евроинтеграции”.

Тот факт, что Армения, формально являющаяся союзником России, сближается с киевским правительством, фактически говорит о намерениях армянского правительства и его взглядах на будущее.

10 ноября Армен Григорян, выступая на форуме “Стратегическое будущее Армении” в Брюсселе, заявил, что Армения надеется на укрепление сотрудничества по вопросам безопасности как с Западом в целом, так и с отдельными европейскими странами:

“В последнее время Армения ведет интенсивный диалог с ЕС и странами ЕС. Открылись новые возможности, эти возможности бывают разных типов. Никогда еще у нас не было такого интенсивного диалога с Западом и Европой по теме безопасности. Мы надеемся на углубление сотрудничества с коллективным Западом и отдельными странами в области безопасности. Я имею в виду не только военную составляющую, даже экономическое сотрудничество может иметь компонент безопасности. Армения к этому готова. Мы продемонстрировали волю двигаться вперед в плане сотрудничества”.

История ничему не учит

Еще в середине октября российское информационное агентство ТАСС со ссылкой на неназванный “высокопоставленный источник в Москве” сообщило следующее:

“Расцениваем выступление премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Европарламенте 17 октября как абсолютно безответственное и провокационное, особенно в том, что касается России и российско-армянских отношений, – сказал источник. – Видим, как Армению пытаются превратить в Украину №3, если считать Молдавию Украиной №2, а Пашинян семимильными шагами идет по пути Владимира Зеленского”.

Параллели действительно есть, хотя вместо “Украины № 3” можно говорить и о “Грузии № 4”. Все эти государства объединяет одно: они положились на обещания Запада, а затем оказались в нищете. В Грузии это привело к войне, о которой с тех пор в западных СМИ пишут неправду, на Украине – к войне в Донбассе, а в Молдавии прозападный президент Санду играет с огнем, усиливая давление на отделившееся Приднестровье, что может привести к возобновлению войны, которая разразилась там 30 лет назад.

В Армении также существуют разногласия по вопросу сближения с Западом. Компания Gallup только что опубликовала результаты опроса, согласно которому более 54% армян не доверяют политике премьер-министра Никола Пашиняна. Глава представительства Gallup заявил:

“Николу Пашиняну полностью доверяют 20,4% опрошенных, скорее доверяют – 13,2%, скорее не доверяют – 18,6%, вовсе не доверяют – 35,5%, затруднились ответить – 12,3%. Получается, что 54,1% населения страны не доверяет ему”.

Интересы США

В упомянутом выше исследовании 2019 года RAND четко обозначила цели и интересы США. Среди прочего, Россия должна быть ослаблена конфликтами на своих границах, а государства, имеющие хорошие отношения с Россией, должны быть перетянуты на сторону Запада.

Конфликтующие страны – Армения и Азербайджан – расположены на Южном Кавказе. Армения традиционно поддерживает хорошие отношения с Россией и входит в ОДКБ. Хотя Азербайджан также имеет хорошие отношения с Россией, он гораздо ближе к Турции, не в последнюю очередь потому, что турки и азербайджанцы говорят на близкородственных и очень похожих языках.

Таким образом, перед США встал вопрос о том, на стороне какой из двух стран – Армении или Азербайджана – им (или Западу) следует выступать. В 2019 году RAND написала то же самое, о чем говорилось в исследовании:

“США могут перенапрячь Россию на Кавказе двумя способами. Во-первых, США могут добиваться более тесных отношений НАТО с Грузией и Азербайджаном, что, скорее всего, побудит Россию увеличить свое военное присутствие в Южной Осетии, Абхазии, Армении и на юге России.
В качестве альтернативы США могут попытаться убедить Армению порвать с Россией. Хотя Армения является давним партнером России, она также наладила отношения с Западом: она принимает участие в операциях под руководством НАТО в Афганистане, является членом программы НАТО “Партнерство ради мира” и недавно согласилась укрепить свои политические связи с ЕС. США могут попытаться побудить Армению полностью перейти в орбиту НАТО. Если Соединенные Штаты преуспеют в этой политике, Россия может быть вынуждена уйти с военной базы в Гюмри и военно-воздушной базы под Ереваном (в настоящее время арендованных до 2044 года) и направить дополнительные ресурсы в свой южный военный округ”.

Из этого следует, что для США было гораздо интереснее “убедить Армению порвать с Россией”, поскольку это могло лишить Россию союзника.

И именно это мы сейчас и наблюдаем, что говорит о том, что США и их долгосрочные планы не стоит недооценивать, даже если у них сейчас не все гладко на Глобальном Юге, ведь это не мешает им продолжать накалять обстановку у границ России.

НОВОЕ

ЕС – вассал США. Президент Финляндии против автономии ЕС от США

То обстоятельство, что ЕС и его страны-члены являются вассалами США, называют российской пропагандой, хотя об этом открыто говорят Вашингтон и европейские аналитические центры. Теперь...

ЕС – вассал США. США открыто диктуют ЕС политику в отношении Китая

Находясь под радикальным трансатлантическим руководством, прежде всего, в лице председателя Комиссии ЕС Урсулы фон дер Ляйен, Евросоюз слепо следует политике правительства США в ущерб...

Цветная революция. Правительство Грузии обвиняет западных министров иностранных дел в поддержке свержения власти

Правительство Грузии обвиняет министров иностранных дел Исландии, Литвы и Эстонии в поддержке свержения правительства в Грузии после того, как они приехали в страну и...

Читайте также

Геополитика. Молдавское правительство подавляет критиков и целые этнические группы

Прозападное молдавское правительство всеми силами пытается продвинуть свой курс на вступление в ЕС и НАТО вопреки сопротивлению всех критиков в стране. При этом оно...

“Линия Зеленского”. Почему российская армия добивается таких успехов в Харькове

Раньше из Киева звучали громкие заявления о том, что под Харьковом построена мощная линия обороны. Теперь же выяснилось, что миллионы, которые должны были обеспечить...

Перестановки в правительстве. Что может означать замена Сергея Шойгу и почему это не удивительно

Для многих наблюдателей, особенно на Западе, замена министра обороны России стала неожиданностью. В действительности же она была ожидаема и является вполне логичным шагом со...