Развитие событий в споре между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха было фактически описано в исследовании RAND, проведенном в 2019 году, и все произошло именно так, как там можно было прочитать. Но тот, кто подозревает за этими событиями США, просто негодяй.
В данной статье упоминается американская организация RAND Corporation (“РЭНД корпорейшн”), внесенная в реестр организаций, деятельность которых признана нежелательной в РФ. Для удобства читателей информация об этом публикуется до основного текста.
В 2019 году влиятельная корпорация RAND опубликовала исследование “Расширение России – конкуренция на выгодных условиях” (Extending Russia – competing from advantageous ground), в котором на 354 страницах подробно перечислялось, как США могут вредить Россию в экономике, геополитике, пропаганде и военной сфере, или, по крайней мере, попытаться это сделать. Это было руководство к войне США против России во всех мыслимых областях, кроме настоящей “горячей” войны. В своей большой статье в 2021 году я указал, что почти все, что RAND “рекомендовала” правительству США двумя годами ранее, уже реализовано.
Одно из немногих исключений касалось мер, “рекомендованных” RAND для Южного Кавказа. Однако события последних трех недель, после того как вновь разгорелся конфликт вокруг Нагорного Карабаха, привели именно к тому, что RAND определила своей целью. Прежде чем перейти к этому вопросу, необходимо сделать небольшое отступление в геополитику для понимания ситуации.
Интересы США
В своем исследовании 2019 года RAND четко сформулировала цели и интересы США. Среди прочего, Россия должна быть ослаблена конфликтами на своих границах, а государства, имеющие хорошие отношения с Россией, также должны быть перетянуты на сторону Запада. На Южном Кавказе это касается Грузии, которая в принципе прозападная, но ее правительство настроено прагматично и отказывается присоединяться к санкциям против России, поскольку экономика Грузии этого не выдержит.
Кроме того, на Южном Кавказе расположены враждующие страны – Армения и Азербайджан. Армения традиционно поддерживает хорошие отношения с Россией, а также входит в ОДКБ – оборонный союз, в который объединились некоторые страны СНГ. Азербайджан также имеет хорошие отношения с Россией, но при этом он значительно ближе к Турции, хотя бы потому, что турки и азербайджанцы говорят на близкородственных, очень похожих языках.
Таким образом, перед США встал вопрос о том, на стороне какой из двух стран – Армении или Азербайджана – должны выступить США (или Запад). Именно об этом в 2019 году пишет RAND:
“США могут создать чрезмерную нагрузку на Россию на Кавказе двумя способами. Во-первых, США могут добиваться более тесных отношений НАТО с Грузией и Азербайджаном, что, скорее всего, приведет к увеличению военного присутствия России в Южной Осетии, Абхазии, Армении и на юге России.
В качестве альтернативы США могут попытаться убедить Армению порвать с Россией. Хотя Армения является давним партнером России, у нее налажены отношения и с Западом: она направляет войска для возглавляемых НАТО операций в Афганистане, является членом программы НАТО “Партнерство ради мира” и недавно согласилась укрепить свои политические связи с ЕС. США могут попытаться склонить Армению к полноценному вхождению в орбиту НАТО. Если Соединенные Штаты добьются успеха в этой политике, Россия может быть вынуждена покинуть свою военную базу в Гюмри и военно-воздушную базу под Ереваном (в настоящее время арендованные до 2044 года) и направить еще больше ресурсов в свой южный военный округ”.
Из этого видно, что для США гораздо интереснее было “убедить Армению порвать с Россией“, поскольку это лишило бы Россию союзника.
Отсюда возникает вопрос, как это сделать.
Что произошло дальше
С 2018 года Арменией в качестве премьер-министра правит Никол Пашинян. Он всегда был настроен прозападно, но избегал явных антироссийских шагов. В свою бытность оппозиционным политиком он был одним из немногих, кто выступал против вступления Армении в Евразийский экономический союз с Россией. Однако в 2018 году он подчеркнул, что на посту премьер-министра не будет стремиться к геополитическим изменениям, что ему нужны тесные отношения как с Россией, так и с ЕС, с которым Армения связана в рамках программы “Восточное партнерство”.
Конечно, в долгосрочной перспективе это невозможно, поскольку Запад рано или поздно ставит всех своих “партнеров” перед выбором: либо они присоединяются к Западу, либо имеют хорошие отношения с Россией (или Китаем). Это продемонстрировал пример Украины, которая при президенте Януковиче придерживалась курса, схожего с курсом Пашиняна, и в наказание за это Янукович был изгнан в результате “майдана” при дружеской поддержке Запада.
Когда в 2020 году Азербайджан напал на Нагорный Карабах и захватил его значительную часть, Пашинян обвинил Россию и ОДКБ в том, что они бросили союзника Армению, и начал заигрывать с США и НАТО. Обвинения Пашиняна в адрес России и ОДКБ были беспочвенны, поскольку Азербайджан напал не на Армению, а на Нагорно-Карабахскую Республику, которая не признана никем, включая Армению. Поэтому ОДКБ и Россия, грубо говоря, не отвечают за это, поскольку на Армению не нападали, а значит, не было и повода для обороны.
Но это не смутило Пашиняна, который более или менее тонко обвинил Россию и тем самым начал нагнетать антироссийские настроения в Армении.
Президенту Путину удалось дипломатическим путем прекратить боевые действия в 2020 году и добиться заключения соглашения между Арменией и Азербайджаном, которое отложило решение вопроса о статусе Нагорного Карабаха на неопределенный срок. Для России было важно, чтобы там сохранялась мирная обстановка и чтобы проблема Нагорного Карабаха в конечном итоге была решена мирным путем. Для обеспечения мирной обстановки были направлены российские миротворцы, однако они имели очень ограниченные полномочия по наблюдению за соблюдением режима прекращения огня. Они не имели права вмешиваться в боевые действия.
Идеальное время
С геополитической точки зрения это было идеальное время для активных действий США. С точки зрения США, необходимо было усилить антироссийские настроения в Армении, чтобы, по выражению RAND, “убедить Армению порвать с Россией“. Что может быть лучше, чем заставить Азербайджан поставить Нагорный Карабах, принадлежащий Азербайджану по международному праву, перед свершившимся фактом?
Россия и на этот раз будет оставаться в стороне, поскольку у нее нет предлога для вмешательства, даже если бы она захотела. Российские миротворцы, согласно своим полномочиям, вынуждены лишь наблюдать за происходящим, а Пашинян может в очередной раз обвинить Россию в том, что она бросила Армению.
С точки зрения США, это был бы идеальный вариант развития событий для последующего разрыва Пашиняна с Россией и сближения с НАТО.
Все это просто совпадение?
Совпадение или нет, но именно так и произошло, а США умыли руки.
Именно Франция и ЕС приняли меры. Президент Франции Макрон инициировал создание в 2022 году Европейского политического сообщества, в которое вошли 47 государств Европы и Ближнего Востока и которое призвано сотрудничать во многих областях. В Европейское политическое сообщество вошли все европейские государства, а также Турция, Армения и Азербайджан. Не приглашены только Россия и Белоруссия, что уже позволяет понять истинную цель Европейского политического сообщества – создание блока, направленного против России и ее союзников.
Уже на учредительной встрече Европейского политического сообщества в Праге в октябре 2022 года президент Франции Макрон и председатель Совета ЕС Мишель при посредничестве Пашиняна и президента Азербайджана Алиева заключили соглашение, в котором Пашинян признал принадлежность Нагорного Карабаха к Азербайджану.
Это позволило США сидеть сложа руки и ждать, поскольку теперь президент Азербайджана Алиев находился под внутриполитическим давлением, вынуждавшим его действовать. Таким образом, на территории его страны образовалась отделившаяся Нагорно-Карабахская республика, которая признавалась Арменией как азербайджанская и даже имела свою, пусть и небольшую, армию. Поэтому в Азербайджане все громче звучали требования прекратить, наконец, это беззаконие в одной из провинций собственной страны.
Единственным, кто мог выступить посредником в мирном урегулировании, был Пашинян, ведь в Нагорном Карабахе живут армяне. Но Пашинян не приложил никаких усилий для мирного урегулирования ситуации между Азербайджаном и Нагорным Карабахом.
И тогда Алиев решился на силовое урегулирование. В ходе военной операции, длившейся менее суток, он в конце сентября, спустя всего год после подписания Пражского соглашения, ликвидировал Нагорно-Карабахскую Республику.
Дальнейшее нагнетание настроений
Вместо того чтобы помочь своим соотечественникам в Нагорном Карабахе, Пашинян заставил их опасаться азербайджанских актов мести и как бы призвал их бежать оттуда. В результате в течение нескольких дней из Нагорного Карабаха в Армению бежало более 100 тысяч человек. Для страны с трехмиллионным населением, не очень богатой и раздираемой политическими противоречиями, разместить всех этих людей и позаботиться о них – задача практически невыполнимая.
Азербайджан же после победы и в то время, когда беженцы направлялись в Армению, начал при посредничестве России переговоры с властями Нагорного Карабаха о переходе под контроль Азербайджана и сразу же объявил, что всем армянам предлагается остаться в Нагорном Карабахе. Министерство иностранных дел Азербайджана заявило:
“Премьер-министру Пашиняну хорошо известно, что отъезд армян, проживающих в Карабахском регионе Азербайджана, является их личным решением и это не имеет ничего общего с принудительным перемещением. Если какой-либо сегмент армянского населения не хочет жить и подчиняться азербайджанскому законодательству и власти, мы не можем их к этому принудить. Напротив, мы призываем армянских жителей не покидать свои места жительства и быть частью мультиэтнического азербайджанского общества”.
При этом Пашинян вновь обвинил в происходящем Россию, отменил проведение учений с ОДКБ и одновременно провел учения с американскими войсками.
Тем временем в Армении проходят акции протеста. Одни считают Пашиняна предателем собственного народа, другие выступают против России.
Ситуация в Армении, скорее всего, будет ухудшаться, поскольку беженцы становятся проблемой. Их нужно разместить, обеспечить всем необходимым и найти им работу, что будет непросто и, скорее всего, вызовет социальные кризисы. Если Пашиняну удастся убедить армян, что во всех бедах виновата Россия, а не он, то произойдет то, что, по мнению RAND, является целью политики США, а именно – “убедить Армению порвать с Россией”.
Американские НПО стоят наготове
Американские НПО находятся в Армении наготове и, безусловно, обеспечат необходимую информационную “подпитку”. Ключевую роль, скорее всего, сыграет USAID. Это государственное агентство США, задачей которого является открытие зарубежных рынков для американских корпораций, будь то поставщики сырья или рынки сбыта. Для этого у USAID есть и бюджет на пропаганду, из которого агентство финансирует “независимые” СМИ, которые затем рассказывают о том, как великолепны США, совершенно независимо от щедрых выплат от USAID. Только на информационную войну против России USAID ежегодно выделяет более полумиллиарда долларов для поддержки “независимых” СМИ и инфлюенсеров.
По счастливой случайности глава USAID Саманта Пауэр посетила Армению менее чем через неделю после азербайджанской военной операции. Об этом визите USAID сообщило следующее:
“Представитель администрации Пауэр прибыла в Ереван, Армения, 25 сентября, чтобы подтвердить партнерство правительства США с армянским народом, подчеркнуть приверженность США суверенитету, независимости, территориальной целостности и демократии Армении, а также выслушать мнение тех, кто пострадал от гуманитарного кризиса в Нагорном Карабахе. (…) Затем она встретилась с премьер-министром Николом Пашиняном, с которым обсудила тесное партнерство США с правительством Армении, настроенным на реформы, и приверженность США углублению американо-армянских отношений. Представитель администрации Пауэр выразила свою поддержку руководству премьер-министра Пашиняна в продвижении демократических реформ, которых требует армянский народ, и в построении широкого экономического процветания и устойчивости”.
Пашинян настаивает на разрыве с Россией
Пашинян последовательно проводит курс на разрыв с Россией, которого добиваются США. 3 октября его парламент принял решение о присоединении к Римскому статуту, т.е. к Международному суду, который выдал ордер на арест президента России Владимира Путина.
Конечно, Россия обратила внимание на то, что это будет иметь очень негативные последствия для отношений между двумя странами, но правительство Армении прикинулось дурачком и заявило, что Россия здесь ни при чем, а ратификация Римского статута направлена только против азербайджанских солдат, совершивших военные преступления на территории Армении.
Это совершенно очевидная манипуляция, поскольку азербайджанские солдаты действовали вовсе не в Армении, а только в Нагорном Карабахе, который Пашинян годом ранее в Праге от лица Армении недвусмысленно признал азербайджанской территорией.
ЕС как добровольный помощник США в ущерб себе
То, что США потянули за ниточки за кулисами развития событий и послали вперед ЕС, чтобы оказать давление или побудить Пашиняна принять необходимые решения, является спекуляцией. Но когда такой мощный аналитический центр, как корпорация RAND, дает “рекомендацию” правительству США, а потом все идет точно “по сценарию”, у меня есть сомнения, что все это случайно вышло в пользу США.
ЕС в этой истории снова в своем амплуа, поскольку действует себе во вред. Теперь, когда Брюссель больше не хочет покупать российский газ, он связывал большие надежды с Азербайджаном как поставщиком газа. Однако сегодня в Брюсселе звучат призывы наказать Азербайджан за “агрессивную войну” и ввести санкции.
Это свидетельствует об идиотизме, царящем в Брюсселе, ведь ЕС никогда не признавал и Нагорный Карабах. Неужели, по мнению брюссельских умников, Азербайджан сам напал на себя и теперь должен быть подвергнут за это санкциям? И чем же брюссельские гении собираются заменить азербайджанский газ в случае введения санкций?
И остается только гадать, какую выгоду извлекает ЕС из своих якобы обязательств перед Арменией. Однако если быть честным, то ЕС работал не на Армению, а против нее, поскольку сейчас у Армении появилась проблема с беженцами из Нагорного Карабаха, и эта история, причина которой не в последнюю очередь кроется в соглашении между Арменией и Азербайджаном, которое ЕС помог заключить в Праге год назад, нанесла Армении большой вред.
Кстати, судьба Европейского политического сообщества, которое, видимо, было создано специально для этой истории, также открыта, поскольку оно только что собралось на свой третий саммит, который был настолько явно провальным, что по его окончании не было ни совместного заявления для прессы, ни пресс-конференции.
Если ЕС продолжит такую игру, то потеряет азербайджанский газ, а взамен получит обнищавшую Армению, которую ЕС придется еще и экономически поддерживать, а США будут сидеть, улыбаясь, во втором ряду, довольные тем, что отняли у России союзника.
Как всегда, счет за реализацию интересов США оплачивают другие, в данном случае Армения и ЕС.