На Западе все чаще появляются сообщения о том, что Украине фактически пришел конец. Теперь об этом ежедневно пишут даже немецкие СМИ.
Я уже давно сообщаю о том, как шаг за шагом реализуется январский документ RAND, о котором я пишу с февраля. В этом документе корпорация RAND рекомендовала правительству США искать выход из украинской авантюры, поскольку цели, которые США преследовали на Украине (экономический разгром России, ее международная изоляция и значительное ослабление российской армии), не были достигнуты. Вместо этого США пришлось поддержать Украину на сумму более 100 миллиардов долларов, и конца этому не видно, в то время как США ничего не выигрывают в этом конфликте, потому что – по мнению RAND – границы Украины для США не важны и не стоят таких огромных затрат.
Основной вопрос, поставленный в документе, – как США могут убедить своих западных союзников, которые изначально были радикально настроены на поддержку Украины, а также западную общественность отказаться от участия в украинской авантюре. Подготовка к этому велась на протяжении нескольких месяцев, и первым конкретным шагом стал фактический отказ НАТО в членстве Украины в альянсе. RAND призывал к этому еще в январе, и решение об этом было принято на последнем саммите НАТО.
Теперь, похоже, намечается финал, ведь еще недавно западные – и прежде всего немецкие – СМИ внушали своей аудитории уверенность в украинской победе и говорили о том, что Украина сможет переломить ход событий своим наступлением и отбросить российские войска. Еще несколько недель назад Spiegel всем рассказывал свои фантазии о том, что Украина вот-вот ворвется в Крым.
Тот факт, что Россия на протяжении нескольких месяцев заявляла о провале наступления украинских войск, на Западе замалчивался, или отвергался как “российская пропаганда”. Но, как это часто бывает, “российская пропаганда” снова оказалась правдой, о чем свидетельствуют последние заявления западных СМИ.
Для иллюстрации этого я приведу примеры из сообщений последних дней. Но это лишь немногие, мой список далеко не исчерпывающий.
“Сфабрикованная” победа
В Германии сообщения о том, что с Украиной покончено, начались, на мой взгляд, со статьи Stern от 1 ноября под названием “АТАКА РОССИИ – война давно выиграна? Как эксперты фантазируют о победе – и тем самым вредят Украине”, о которой я уже сообщал.
4 ноября я обратил внимание на то, как много в западных СМИ сообщений об отчаянном положении на Украине. Поводом для этого послужило сообщение NBC о том, что США и ЕС закулисно призывают Украину к переговорам с Россией, явно намекая на то, что Киев должен пойти на уступки Москве, чтобы прекратить боевые действия. Разумеется, Киев решительно опроверг эту информацию.
Удар за ударом
4 ноября британская газета Telegraph опубликовала экспертную оценку ситуации на Украине под заголовком “Украина упустила свой лучший шанс на победу”, которая начиналась следующими словами:
“В ситуации, когда у нее больше нет оружия, необходимого для победы, а внимание всего мира приковано к Израилю, перспективы выглядят плачевно”.
Автор пишет, что до наступления слякотной осенней погоды и холодов украинским войскам не удалось прорвать российскую оборону или нанести российской армии катастрофические потери, которые были бы необходимы для получения дальнейшей поддержки Запада. Он не верит, что Украина добьется военного успеха:
“Урегулирование конфликта на Украине – это один из оставшихся вариантов. Что, если он (Байден) решит принудить Украину к прекращению огня, пригрозив сократить или прекратить американскую помощь? Мало кто из европейских лидеров выступит против такого решения”.
В тот же день New York Times сообщила о разногласиях между Зеленским и Залужным и отметила, что в украинском руководстве наметился раскол. Об этом уже несколько месяцев пишут российские СМИ, но теперь это уже невозможно скрыть и на Западе, поскольку Зеленский и Залужный публично упрекают друг друга в своих интервью. Неожиданно западная общественность узнает из статьи в New York Times, что “слухи” о напряженности между Зеленским и Залужным на Украине ходили уже больше года, что еще раз подтверждает “российскую пропаганду”. Кстати, есть сообщения, что Залужный также претендует на пост президента.
То, что разногласия в украинской верхушке есть, 6 ноября подтвердил бывший украинский генерал Кривонос, однако в аппарате Зеленского эти сообщения опровергли. 8 ноября глава администрации президента Украины прокомментировал это и заявил, что не видит “никаких признаков того, что в военно-политическом руководстве [Украины] сегодня есть какие-то другие позиции”.
Явно пессимистично настроена в отношении Украины газета Washington Post, которая 5 ноября написала, что США не стоит надеяться на победу Украины в конфликте. По мнению автора статьи, Запад проявил излишнюю нерешительность в вопросе о поставках оружия:
“Чем бы это ни было вызвано – бюрократической инерцией или попытками президента Байдена сдержать риск эскалации, результат один: Украина сегодня находится в худшем положении, чем в ноябре прошлого года. Ее войска истощены и ослаблены, запасы оружия на исходе, а общественное мнение Запада разделилось по вопросу о том, стоит ли оказывать дальнейшую помощь”.
Однако без военных успехов, скорее всего, будет трудно убедить Запад поставлять больше оружия. А таких успехов, несмотря на наступление, как отмечает автор, не было:
“Украинское контрнаступление было направлено на то, чтобы сохранить политическую поддержку Киева, доказав, что страна может вернуть утраченные территории. Теперь сторонникам Украины, возможно, придется приводить контраргумент, что Украина не может вернуть значительные территории и нуждается в неограниченной помощи, чтобы избежать сокрушительного поражения”.
В настоящее время Украина испытывает огромные проблемы с призывом новых солдат, поэтому даже “неограниченные” поставки оружия вряд ли будут иметь большой эффект, если не будет достаточного количества солдат, чтобы использовать его. Именно поэтому 6 ноября в газете Spectator появился заголовок “Запад теряет интерес к Украине?”. В этой статье влиятельный британский историк Марк Галеотти отметил, что Зеленский сейчас раздражен гораздо больше, чем раньше.
В наши дни из Киева доносится совсем другой тон, пишет он, указывая на то, что Зеленскому, которого еще несколько месяцев назад приветствовали в западных столицах, не позволили выступить с публичной речью в Палате представителей Конгресса США во время его недавнего визита в Вашингтон и даже не пригласили на ток-шоу Опры Уинфри. Он также упомянул, что в статье Time, вызвавшей большой переполох в Киеве, было сказано, что настроение Зеленского по отношению к Западу негативное, он “злится”.
6 ноября газета Washington Post сообщила, что между США и Украиной сейчас идет открытый спор о том, кто несет ответственность за провал украинского наступления:
“Почему Украина не добилась больших успехов? За кулисами множество взаимных обвинений между должностными лицами Украины и США. Американцы приватно сетуют на то, что украинцы не справились с проведением общевойскового наступления в стиле НАТО и вернулись к боевым действиям на истощение, характерным для советской военной стратегии, в то же время направляя крайне нужный личный состав на второстепенные действия вокруг Бахмута (украинское название Артемовска – прим. ТАСС)”.
8 ноября советник офиса президента Украины Сергей Лещенко обвинил Запад в том, что тот не поставил все обещанное оружие, а для продолжения боевых действий Украине требуется в разы больше вооружений. Спор и взаимные упреки между Западом и Украиной становятся все более открытыми.
То, что сейчас открыто говорится о том, что украинское наступление потерпело фиаско, вряд ли облегчит президенту США Байдену задачу добиться в американском парламенте одобрения дальнейшей финансовой и оружейной помощи Киеву, поскольку критики поддержки Киева от этого только выиграют и, скорее всего, получат дополнительную поддержку благодаря сообщениям СМИ. Но без дальнейшей масштабной помощи Киеву придет конец и в финансовом, и в военном отношении.
Очевидно, что скрывать это уже невозможно, поэтому в СМИ появляется все больше сообщений на эту тему, которые, очевидно, готовят западную общественность к прекращению (или масштабному сокращению) помощи Украине.
Spiegel очень медлителен
Spiegel – одно из тех СМИ, которые особенно охотно и настойчиво “фантазируют”, по выражению журнала Stern, об украинской победе. В результате читатели Spiegel узнают правду спустя долгое время, если вообще узнают. Статья из Time, в которой говорилось о том, что почти никто в окружении Зеленского не верит в победу и что Зеленский “злится”, была упомянута в Spiegel только неделю спустя и только в одном предложении, а статья Залужного в Economist от 1 ноября, в которой он заявил, что Украина зашла в тупик и прорывов на фронте ждать не приходится – только 7 ноября. Так что читатели Spiegel узнают о таких вещах с недельным опозданием, но сначала о главном.
5 ноября в статье “Борьба Зеленского за дополнительную поддержку – “Мы не готовы отдать свою свободу проклятому террористу Путину” Spiegel признал, что наступление украинских войск “не принесло ожидаемого прорыва” и что “партнеры на Западе, похоже, устали”. В статье Spiegel также признал, что Россия имеет полное превосходство в воздухе, что Spiegel и другие западные СМИ долгое время отрицали, хотя это было очевидно.
Сам Зеленский признал это на пресс-конференции, и Spiegel приводит следующую цитату:
“Как только в небе установится некое равновесие, украинские сухопутные войска смогут перейти в наступление. “Мы не можем просто наступать, как российские вооруженные силы”, – сказал украинский президент, имея в виду российскую тактику, при которой солдаты бросаются в бой, невзирая на потери. “Нам нужны наши солдаты”.
То, что Россия бросает своих “солдат в бой, невзирая на потери”, – примечательное утверждение, которое в последнее время все чаще можно услышать на Западе. Чтобы отвлечь внимание от того, что Украина бессмысленно жертвует своими солдатами в наступлении, в результате чего украинские части стали даже иногда отказываться от исполнения бессмысленных и самоубийственных приказов атаковать российские рубежи, Запад в последнее время упорно твердит, что это Россия поступает так и бессмысленно губит своих солдат. Это, безусловно, не соответствует действительности, поскольку появляется все больше сообщений о том, что насильно завербованные и плохо обученные украинские солдаты сдаются в плен при первой же возможности, чтобы избежать подобной бессмысленной гибели.
О том, что президент Украины сейчас раздражен и зол из-за украинских неудач, в Spiegel можно судить и по словам Зеленского, который стал высказываться еще более радикально, чем раньше:
“Зеленский повторил свою позицию о том, что в настоящее время не может быть никаких переговоров с Россией. “Диалог с террористами невозможен”, – подчеркнул он. “Их слово ничего не стоит, они хотят только разрушать и убивать”. Украина будет продолжать борьбу с войсками кремлевского лидера Владимира Путина. “Мы не готовы отдать свою свободу проклятому террористу Путину”.
Об упомянутой выше статье Time, вызвавшей немалый переполох в Киеве, поскольку в ней, со ссылкой на слова людей из окружения Зеленского, сообщалось, что в военный успех там уже практически никто не верит, читатель Spiegel с недельным опозданием узнает лишь одно предложение:
“Текст характеризует президента Владимира Зеленского во время поездки в США, например, как упрямого, одинокого, но все более разочарованного и раздраженного борца за украинское дело”.
“Фронт забуксовал”
О том, насколько отчаянной является ситуация с поставками для Украины, Spiegel сообщил тоже с опозданием на несколько дней. Под заголовком “Борьба с российской авиацией – ПВО Франкенштейна” читатели Spiegel 5 ноября узнали, что США и Украина сейчас пытаются добиться совместимости устаревших западных ракет ПВО со старыми советскими пусковыми установками, поскольку у Украины нет достаточного количества систем противовоздушной обороны для борьбы с российским воздушным натиском.
7 ноября Spiegel опубликовал статью под названием “Украинское контрнаступление – фронт забуксовал”, во вступлении к которой читателю сообщалось следующее:
“Несмотря на месяцы боев, украинское контрнаступление не продвигается. Нависла угроза многолетней окопной войны, поэтому Киев обращается за помощью к Западу”.
Я еще раз повторяю, что я, как и официальные СМИ России, уже несколько месяцев сообщаю, что украинское контрнаступление провалилось. Spiegel пока не говорит об этом так открыто, но, по крайней мере, его читатели постепенно осознают, что лозунги об успехе и стойкости, опубликованные Spiegel в последние месяцы, оказались чепухой. Это была чистая военная пропаганда, направленная на то, чтобы удержать немецких читателей под контролем, потому что если бы немецкая общественность знала, в каком отчаянном положении находится Украина уже несколько месяцев, а также о том, что все западные поставки оружия не приносят никаких результатов, то настроение в Германии, вероятно, изменилось бы уже давно.
В этой статье Spiegel с недельным опозданием сообщил о статье Залужного в журнале Economist, в которой тот писал, что Украина – в зависимости от перевода – находится в “тупике” или “безвыходном положении”. Целью статьи Залужного, вероятно, было заставить Запад признать, что наступление провалилось, но при этом продолжать поставлять оружие для поддержки Украины для ведения “многолетней окопной войны”. В статье Spiegel говорилось следующее:
“Ни Киев, ни Москва не добились в последнее время значительных территориальных успехов. Летнее наступление украинских войск завязло в минных полях, как и нынешние попытки России взять город Авдеевку в Донбассе. Наиболее перспективным вариантом на сегодняшний день является наступление через Днепр на юге, где россияне практически не создали оборонительных позиций. Однако из-за сложности переправы тяжелой техники через широкую реку решительного прорыва пока не произошло.”
Это чушь для дураков, потому что очевидно, что украинское наступление провалилось. Россия пока обороняется, чтобы сберечь своих солдат, и не переходит в наступление, поэтому территориальных успехов у нее пока немного. Территориальные успехи России – это результат “активной обороны”, как ее называют в России, при которой оказывается давление на украинские рубежи с целью найти слабые места и, если возможно, продвинуться немного вперед.
То, что Spiegel возлагает надежды на украинский прорыв через Днепр, очковтирательство. Россия год назад без боя сдала город Херсон, потому что без мостов невозможно снабжать войска через Днепр. То же самое справедливо и в обратную сторону, тем более что у Украины нет превосходства в воздухе. Нынешние попытки украинцев переправиться через Днепр – это чистой воды самоубийство, которое Зеленский – см. выше – приписывает русским.
Что будет дальше?
Тем временем даже главный дипломат ЕС Боррель, который до сих пор был одним из самых ярых агитаторов по Украине, признал, что война на Ближнем Востоке уже повлияла на поддержку Украины со стороны ЕС, и что Глобальный Юг не заинтересован в украинском конфликте, а рассматривает его как региональный конфликт, который является проблемой Запада. Боррель заявил об этом, выступая перед послами ЕС и призвал их вести более эффективную “контрпропаганду” в странах пребывания, чтобы все-таки заинтересовать Глобальный Юг Украиной, что, скорее всего, окажется довольно бессмысленным занятием.
Сейчас уже очевидно, как западные СМИ списывают Украину со счетов. Если еще несколько недель назад сообщалось об успехах и звучали лозунги о стойкости, то теперь мы читаем, что положение Украины отчаянное.
В докладе RAND содержится призыв к правительству США выйти из конфликта, поскольку он обходится слишком дорого. Эти настроения распространяются и в ЕС, и все более частые сообщения СМИ об отчаянном положении Киева играют свою роль.
Вопрос в том, когда Киев – официально “по собственной воле”, но на самом деле из-за угроз Запада сократить поддержку – начнет переговоры с Москвой. И еще непонятно, готов ли к этому Зеленский и примет ли его Москва в качестве собеседника после всего, что произошло. Возможно, – и такие предположения уже высказывались в западных СМИ – Зеленского сначала нужно отстранить от должности, чтобы его преемник мог начать переговоры с Россией.
Другая возможность заключается в том, что Украина будет бороться до конца, следуя примеру Германии 1945 года, поскольку руководство страны настолько радикализировано, что скорее предпочтет довести свою страну до гибели, чем заключить мир с Россией.
Возможно также, что Россия не захочет вести переговоры с Киевом, а выдвинет требования к США относительно новой архитектуры безопасности в Европе.
Как бы то ни было, мне кажется, что мы подошли к тому моменту, когда судьба Украины – и лично Зеленского – будет решена в ближайшие недели.