В настоящее время сообщения с Запада не свидетельствуют о том, что возглавляемый США Запад ищет выход из украинской авантюры. Что же изменилось?
Я уже несколько месяцев сообщаю о том, как реализуется январский документ RAND, о котором я пишу с февраля. В этом документе корпорация RAND рекомендовала правительству США искать выход из украинской авантюры, поскольку цели, которые США преследовали на Украине (экономический разгром России, ее международная изоляция и значительное ослабление российской армии), не были достигнуты.
Вместо этого США пришлось поддержать Украину на сумму более 100 миллиардов долларов, и конца этому не видно, в то время как США ничего не выигрывают в этом конфликте, потому что – по мнению RAND – границы Украины для США не важны и не стоят таких огромных затрат.
Сейчас ситуация, похоже, меняется, поскольку в настоящее время заявления возглавляемого США Запада, по крайней мере, на первый взгляд, не выглядят так, как будто реализация документа RAND по-прежнему актуальна. Давайте еще раз обратимся к хронологии, а затем перейдем к вопросу о том, сохраняется ли попытка реализации документа RAND.
Что предлагала RAND
Напомню, что в январе, когда была опубликована статья RAND, на Западе еще шли разговоры о скорейшем принятии Украины в НАТО и ее поддержке до тех пор, пока она не одержит военную победу над Россией. Все надежды Запада тогда возлагались на объявленное украинское контрнаступление, которое, как мы знаем, провалилось.
Но RAND уже в январе заявил, что США придется искать выход из украинской авантюры, поэтому документ RAND носил недвусмысленный заголовок “Избежать затяжной войны”.
Для этого RAND выдвинула ряд предложений. Прежде всего, RAND отметила, что вступление Украины в НАТО нереально, поскольку Россия на это не согласится. Это заявление выглядело почти бредовым в январе 2023 года, но впоследствии оно было реализовано. На саммите НАТО в начале июля было заявлено, что Украина не будет принята в НАТО и что вступление в альянс после окончания военных действий также не является актуальным.
Вместо этого неожиданно было сказано, что Украина сначала должна будет выполнить условия, хотя не было сказано, что это именно за условия.
Вместо вступления в НАТО Украина должна была получить гарантии безопасности. Именно об этом с тех пор и ведутся переговоры, хотя их статус неизвестен. Пока есть только заявления целого ряда стран о том, что они хотят предоставить Украине гарантии безопасности после окончания боевых действий. Но как будут выглядеть эти гарантии, никто не знает.
Этот пункт документа RAND, очевидно, выполнен.
Какие гарантии безопасности?
RAND предложила две возможные модели гарантий безопасности, получившие название “израильская модель” и “корейская модель”.
“Корейская модель” предполагает замораживание конфликта на существующей линии соприкосновения, как это произошло на Корейском полуострове после Корейской войны около 70 лет назад. Идея заключалась в том, чтобы прекратить боевые действия в результате перемирия, а затем продолжать жить с замороженным конфликтом – если потребуется, в течение десятилетий.
“Израильская модель” также предполагает замораживание конфликта на линии соприкосновения. Кроме того, США должны будут предоставить Украине гарантии безопасности, аналогичные тем, что были предоставлены Израилю в 70-х годах. Эти гарантии предусматривают практически неограниченные поставки оружия и гарантию помощи в случае нападения, хотя эта помощь не включает в себя обязательства США самим вступить в возможную войну.
Как видно, Украине это мало что дает, поскольку она и так получает неограниченное количество вооружений. Для Киева отказ от членства в НАТО был как ледяной душ, но Киев не в состоянии ничего требовать и вынужден был быстро пойти на попятную после того, как Зеленский громко жаловался на саммите НАТО.
До этого момента реализация документа RAND проходила очень успешно, поскольку всего за полгода американскому правительству удалось снять вопрос о вступлении Украины в НАТО с повестки дня таким образом, что радикально настроенные европейские политики согласились с этим. А ведь еще в январе это казалось немыслимым.
Но затем начались проблемы.
Убедить Россию
В докладе RAND говорилось, что Россия, скорее всего, согласится с предложениями США о замораживании конфликта. Достаточно было оставить за Россией уже подконтрольные ей украинские территории, отказаться от вступления Украины в НАТО, возможно, ослабить некоторые санкции, и Россию можно было бы убедить согласиться.
Но это оказалось не так просто, поскольку еще в апреле 2022 года, после того как Киев по указке Запада сорвал уже почти согласованное с Россией перемирие, Россия заявила, что требования России будут расти по мере затягивания конфликта. Так и произошло.
Вопрос о том, чего теперь будет требовать Россия сразу после саммита НАТО, я поднял в статье, написанной в июле 2023 года:
“Однако более важным является вопрос о том, чего потребует Россия, и будут ли ее вообще устраивать переговоры с Киевом, или она захочет, чтобы за столом переговоров сидели и США, например, чтобы вернуться к вопросу о взаимных гарантиях безопасности или другим вопросам”.
Если в марте 2022 года Россия еще вела переговоры с Украиной, которая в то время сама выдвинула вполне реальное предложение о прекращении огня, но в апреле отозвала его под давлением Запада, то в августе 2023 года стало очевидно, что мой вопрос оправдан, поскольку в августе ряд российских государственных чиновников, прежде всего министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, заявил, что Россия больше не заинтересована в переговорах с Киевом, который выполняет приказы, а хочет договариваться напрямую с США, поскольку именно они принимают решения за весь Запад.
Более того, Евросоюз также не воспринимает Россию как собеседника, поскольку он тоже полностью подчинился США, и Вашингтон принимает все решения и за Брюссель. Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков в сентябре 2023 года, например, сказал об этом так:
“Понятно, что и господин Макрон, и господин Шольц хотели бы хотя бы визуально оставаться претендентами на роль каких-то посредников, но де-факто, конечно, они такую возможность, наверное, уже практически утратили. Ибо они утратили свою суверенность во всей этой истории”.
Далее Дмитрий Песков пояснил, что эти политики “предпочитают четко двигаться в фарватере решений, которые принимаются в Вашингтоне, даже в ущерб себе и народам своих стран”.
В последние месяцы после саммита НАТО Россия дала понять, что она не заинтересована в замораживании конфликта, а стремится к прочному и жизнеспособному мирному решению, включающему договоренности с Западом во главе с США. Вероятно, Москва имеет в виду взаимные гарантии безопасности, которые Россия предложила США и НАТО в декабре 2021 года, но которые Запад во главе с США даже не захотел обсуждать. О том, что именно предлагала Россия в то время.
Неприемлемо для США
Россия требует создания прочной архитектуры безопасности для Европы. Согласно российским предложениям от декабря 2021 года, к числу важнейших требований относятся:
– Вывод всех российских и американских ядерных вооружений из Европы. США должны вернуть свое ядерное оружие домой, Россия разместит свое ядерное оружие за Уралом. Ни одной стране не должно быть позволено размещать ядерное оружие за пределами своей территории.
– Возврат к выполнению Основополагающего акта Россия-НАТО, что означает вывод войск НАТО из Восточной Европы.
– Отказ от дальнейшего расширения НАТО и маневров вблизи границы между Россией и НАТО.
Хотя Россия не выдвигает при этом никаких односторонних требований, а все условия относятся к обеим сторонам, выполнить их США, скорее всего, не смогут. Это означало бы огромную потерю влияния для США и, кроме того, привело бы к международному позору, который выставил бы США слабыми, поскольку им пришлось бы отвечать на требования России вместо того, чтобы, как обычно, диктовать свои требования другим.
Что же делать?
Именно на этом этапе мы и находимся сегодня. Реализация документа RAND шла по плану, но теперь Россия, очевидно, выдвигает требования, выходящие за рамки того, что RAND считала разумным.
В то же время ситуация не изменилась для США, которым по-прежнему в украинском конфликте ничего не светит, поскольку Россию невозможно сломить экономически и военным путем, а также изолировать на международном уровне. Напротив, саммит G20, например, показал, что возглавляемый США Запад в международном плане – возможно, не изолирован, но – одинок со своими целями против остального мира.
Теперь, когда первоначальный план, похоже, не работает, США, видимо, тестируют комбинацию новых способов. С одной стороны, они настаивают на увеличении поставок вооружений, в том числе дальнего радиуса действия, чтобы спровоцировать Россию на совершение “глупостей”, которые могут быть использованы против нее на международной арене.
С другой стороны, США стремятся заставить ЕС взять на себя расходы, связанные с украинским конфликтом, о чем только что сообщил Кильский институт мировой экономики. Согласно отчету, европейские спонсоры обязались предоставить Украине финансовую помощь на общую сумму 156 миллиардов евро, в то время как США пообещали менее 70 миллиардов. Постепенное “перекладывание” расходов на европейцев – особенно в свете предстоящей предвыборной кампании в США – это еще и способ для США выйти из этого дела.
Впрочем, США, похоже, не отказались и от реализации документа RAND, поскольку после только что завершившегося совещания в Рамштайне министр обороны США Ллойд Остин высказался весьма примечательно. Вместо того чтобы сосредоточиться на новых поставках оружия Киеву, как это было заведено, он заявил, что союзники Киева сосредоточатся на “долгосрочном обеспечении безопасности” Украины. Это звучит не столько как поставки оружия, сколько как переговоры и гарантии безопасности, как и предполагала RAND.
Таким образом, ближайшие несколько месяцев будут интересными, поскольку, согласно сценарию RAND, США должны будут выйти из украинского конфликта к началу избирательной кампании, т.е. не позднее начала 2024 года.
Главный вопрос заключается в том, пойдут ли США на уступки России в ближайшие месяцы или максимально переложат конфликт и его издержки на европейцев.