Еврокомиссия опубликовала 13 так называемых “мифов” о войне на Украине, которые я представлю вам в виде серии статей. В этой части, в частности, речь пойдёт о том, действуют ли западные санкции.
В этой серии, состоящей из 13 статей, я анализирую страницу, которую представительство Европейской комиссии в Германии разместило в интернете под названием “13 мифов о войне России на Украине – и правда“. Можно было бы подумать, что Еврокомиссия сможет опровергнуть предполагаемые российские “мифы” убедительными доказательствами “правды”. Но это далеко не так.
В этой (седьмой) части мы с вами рассмотрим седьмой “миф”, представленный Еврокомиссией, который гласит:
“Миф 7: Западные санкции против России незаконны, дестабилизируют мировую экономику и повышают стоимость жизни для простых граждан по всему миру. Санкции укрепляют Россию и бьют по европейской экономике. Граждане ЕС протестуют против санкций и лидеров, которые их вводят”.
Законны ли западные санкции?
Прежде чем перейти к пространным объяснениям, которые написала Европейская комиссия относительно этого мифа, давайте сначала разберёмся, являются ли западные санкции незаконными, как утверждает Россия. Чтобы проверить это, нам нужно взглянуть на Устав ООН, основу современного международного права.
Статья 2.7 Устава ООН гласит:
“Настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII“.
Согласно Уставу ООН, ни Организация Объединенных Наций, ни какое-либо государство не имеет права вмешиваться во внутренние дела других государств. Принудительные меры, о которых здесь говорится и которые также включают в себя санкции, являются исключением, регламентированным в главе VII Устава. Итак, давайте посмотрим на главу VII, которая называется “Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии”. Она начинается со статьи 39:
“Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности“.
Таким образом, принудительные меры, включая санкции, разрешены международным правом только в том случае, если Совет Безопасности ООН определит, что существует “угроза миру, нарушение мира или акт агрессии”. Однако в случае с Россией Совет Безопасности ООН этого не сделал, поэтому принудительные меры, то есть санкции, недопустимы.
Тот, кто сейчас скажет, что это не было установлено только потому, что Россия и, возможно, Китай помешали бы этому своим правом вето, конечно, прав, но это не меняет того факта, что в международном праве всё регулируется именно так. Обратное также верно для многих агрессивных войн, которые вели США, например, в Ираке, где Штаты и их союзники Великобритания и Франция использовали бы свое право вето, чтобы помешать другим государствам в Совете Безопасности ООН классифицировать войны как “угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии” и ввести санкции против США. Другой пример – война, которую сейчас ведет Израиль (при поддержке Запада).
Какие принудительные меры возможны, если Совет Безопасности ООН определил “угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии”, регулируется далее. Санкции рассматриваются в статье 41, которая звучит так:
“Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений”.
Подведём итоги: односторонние санкции незаконны с точки зрения международного права. Только Совет Безопасности ООН может принять решение о законных санкциях, как, например, в случае с Северной Кореей. Санкции, введенные против этой страны Совбезом ООН, являются законными. А вот санкции, введенные в одностороннем порядке Западом во главе с США против бесчисленного множества других стран, – нет.
И ещё: ответные санкции России, кстати, законны, потому что каждая страна может сама решать, с какими странами ей торговать, а с какими – нет, а также, где вводить тарифы или запреты на экспорт и импорт. Незаконными они становятся только тогда, когда страна оказывает давление на другие страны, чтобы те поддержали эти односторонние меры. Россия не делает этого, например, когда запрещает импорт европейских продуктов питания, потому что она не оказывает давления ни на одну страну, чтобы та сделала то же самое.
Запад во главе с США, напротив, требует, чтобы все страны мира подчинились западным санкциям, и угрожает многим странам санкциями (уже против них), если они не подчинятся. Но это незаконно с точки зрения международного права, если решение об этом не было принято Советом Безопасности ООН.
Кстати, Совет ООН по правам человека призвал к отмене односторонних санкций в 2023 году, но западные СМИ почему-то забыли об этом сообщить (конечно же, совершенно случайно). Людям на Западе не обязательно знать всё.
Теперь перейдем к объяснениям, которые Европейская комиссия написала по поводу своего “мифа”.
Еврокомиссия ссылается на себя в качестве источника
Европейская комиссия пишет (ссылки из оригинала):
“Прокремлевская дезинформация о ЕС и западных санкциях полна противоречий. Почему-то санкции являются незаконной, дестабилизирующей формой принуждения, но в то же время они не работают и даже усиливают Россию. Этот дезинформационный нарратив преуменьшает воздействие санкций на целевые группы в России и создаёт ложное впечатление о том, что ЕС разваливается. Кремль на международном уровне хочет подогреть необоснованные опасения, что западные меры против России будут иметь негативные глобальные последствия”.
В качестве доказательства своих утверждений ЕК ссылается на две статьи с европейского портала “EU vs Disinfo” (ЕС против дезинформации). Проект, к которому принадлежит портал, называется “East StratCom Task Force”. Он принадлежит Европейской службе внешних связей, то есть ведомству, возглавляемому Жозепом Боррелем. “Task Force”, целью которой является выявление (российских) фейковых новостей, была основана 1 сентября 2015 года. Мы помним, что события на Украине после Майдана в 2014 году вызвали у многих людей недоверие к западным СМИ. Чтобы противостоять этому, ЕС создал своих охотников за фейковыми новостями.
Я уже неоднократно рассказывал об этих охотниках за фейковыми новостями (см. здесь и здесь). Они очень креативны и любят сами придумывать фейковые новости.
Но даже несмотря на это, ссылки Европейской комиссии на себя как на источник в качестве доказательства собственных утверждений весьма сомнительны.
То, что пишет Еврокомиссия, – чистая дезинформация. То, что российская аргументация “полна противоречий”, – нонсенс, потому что тот факт, что санкции незаконны, да ещё и не работают, не является противоречием.
Последствия санкций для России и ЕС общеизвестны и давно подтверждены западными экспертами: российская экономика растёт, и вы даже можете иногда прочитать об этом в Spiegel, экономика Евросоюза стагнирует. Германия, кстати, вообще уже много лет находится в рецессии и сейчас переживает деиндустриализацию, благодаря санкциям против российских энергоносителей.
Заявление Еврокомиссии о том, что Россия “на международном уровне хочет подогреть необоснованные опасения, что западные меры против России будут иметь негативные глобальные последствия”, почти соответствует действительности. Но только почти, потому что это отнюдь не “необоснованные”, а очень даже обоснованные опасения. Западные санкции, особенно препятствование деятельности российских банков путем отключения их от системы SWIFT, затруднили и удорожили для многих стран покупку товаров из России. Это касается и товаров первой необходимости, таких как продукты питания, удобрения и так далее, поскольку Россия является одним из важнейших экспортеров удобрений в мире.
Именно страны Глобального Юга постоянно указывают на то, что западные санкции подрывают торговлю и делают товары первой необходимости более дорогими. России нет нужды “подогревать опасения”, ведь Запад сам подогревает их на Глобальном Юге своими санкциями, поэтому “негативные глобальные последствия” антироссийских санкций явно ощущаются там и без того, чтобы Россия указывала на это.
ЕС и его понимание международного права
Далее Европейская Комиссия заявляет:
“Все санкции ЕС полностью соответствуют обязательствам по международному праву. Санкции сокращают возможности России финансировать войну и закупать ключевые компоненты для своего военно-промышленного комплекса”.
Выше я уже показал, что санкции ЕС нарушают международное право. Делая подобные заявления, ЕК должна указать, какие именно положения международного права разрешают введение односторонних санкций. Но она не может этого сделать, потому что таких положений не существует.
Лжёт ли Россия о своих экономических данных?
Далее Европейская комиссия пишет следующее (ссылки из оригинала):
“В начале 2024 года Росстат, государственное статистическое агентство России, сообщил, что в 2023 году экономика страны выросла более чем на 3%. Однако многие экономисты считают, что российские экономические данные не являются прозрачными и надёжными. Некоторые даже подозревают, что статистика фальсифицируется”.
Источники, на которые ссылается ЕС, утверждая, что Россия фальсифицирует свои экономические данные, – это сообщения СМИ 2023 года. В то время Запад был шокирован тем, что его санкции не приносят должного эффекта, а российская экономика активно растёт, в связи с чем западные пропагандисты утверждали: чего не может быть, того не может быть, значит российские цифры сфальсифицированы.
Однако сегодня ни один серьезный эксперт уже не утверждает этого, и, как уже говорилось выше, даже в западных СМИ, таких как Spiegel, можно прочитать, что российская экономика процветает. Часто утверждается, что причина этого в том, что Россия якобы перешла на военную экономику, но это тоже чепуха. На самом деле причиной этого являются западные санкции, потому что Россия теперь вынуждена сама производить многое из того, что она больше не может покупать на Западе. И это, в том числе, привело к экономическому подъему в России.
Никто не утверждает, что в России нет проблем или что санкции совершенно неэффективны, но в целом они пошли на пользу РФ, в то время как ЕС, в частности, страдает от последствий собственных санкций, особенно от стремительного роста цен на энергоносители, который сильно бьет по экономике Европы.
Миф о российской военной экономике
Далее ЕК пишет (ссылки из оригинала):
“Даже если принять цифры России за чистую монету, кажущиеся положительными макроэкономические показатели страны в значительной степени являются результатом перехода на военную экономику. Этот сдвиг в основном связан с промышленным производством военного оборудования для вторжения на Украину, большая часть которого впоследствии уничтожается или ломается на поле боя, в результате чего другие сектора экономики остаются без внимания. Прямые иностранные инвестиции практически полностью иссякли“.
Здесь снова происходит то, о чём я уже говорил, а именно: утверждается, что якобы только российская военная экономика является причиной хороших экономических показателей в России. Однако это нонсенс, поскольку уже один этот факт говорит о том, что в таком случае России пришлось бы влезть в огромные долги, поскольку вооружение – это всегда убыточный для государства бизнес. Однако, в отличие от Запада, Россия почти не имеет внешнего долга, и её задолженность даже снижается, в то время как западные страны всё больше и больше влезают в долги.
То, что прямые иностранные инвестиции в Россию почти полностью прекратились, также является сомнительным утверждением. Россия всегда боролась с оттоком капитала, так как на протяжении многих лет он превосходил приток. И да, после начала эскалации на Украине западные прямые инвестиции прекратились, но российский капитал потёк обратно в Россию из-за страха перед западными санкциями. В 2023 году разница между оттоком и притоком капитала была на пять миллиардов долларов меньше, чем в 2021 году.
Далее ЕК пишет (ссылки из оригинала):
“Согласно данным, проанализированным Институтом развивающихся экономик Банка Финляндии, России становится все труднее поддерживать нынешние темпы роста ВВП, поскольку восстановление страны зависит от отраслей, связанных с войной. Дальнейшее увеличение государственных расходов непосильно, а военная промышленность уже сообщила о нехватке мощностей. Сосредоточение внимания на военном производстве отвлекает ресурсы от гражданской промышленности России, что затрудняет долгосрочный рост за счёт отраслей, которые обычно составляют основу современной экономики. Кроме того, военные расходы России очень высоки. Например, массированный ракетный удар по Украине 2 января 2024 года обошелся России примерно в 620 миллионов долларов США“.
Это по сути пустословие и повторение предыдущих тезисов. Единственный ресурс, который рост производства вооружений в России отнял у других секторов экономики, – это рабочая сила. Российский оборонный сектор платит очень хорошие зарплаты, что, безусловно, доставляет неудобства российскому частному сектору, поскольку в последние годы зарплаты в РФ резко выросли, так как в стране наблюдается реальная борьба за сотрудников. Это может раздражать некоторые российские компании, но обычные россияне довольны, потому что у них стало заметно больше денег в карманах, что, в свою очередь, обеспечивает бум индивидуального потребления в России, который, в свою очередь, радует экономику.
А то, что массированная российская ракетная атака, по данным украинского источника, на который ссылается ЕК, обошлась в 620 миллионов долларов, – ну и что? Запад влил в украинскую аферу более 200 миллиардов долларов (с февраля 2022 года) и не добился ничего, кроме продления войны и гибели людей. Война – это дорого, никто с этим не спорит.
“Всё больше и больше россиян ощущают финансовое бремя войны в своей повседневной жизни”?
Наконец, Еврокомиссия пишет следующее (ссылки из оригинала):
“В то же время рубль подвергся значительной девальвации. Инфляция резко возросла, и появились признаки конъюнктурного перегрева. В результате всё больше и больше российских граждан ощущают финансовое бремя войны в своей повседневной жизни“.
И здесь ЕК в качестве доказательства своих утверждений ссылается на старые статьи из западных СМИ, большинство из которых датированы 2023 годом, а мы с вами уже знаем, что прогнозы об инфляции и конъюнктурном перегреве в России, высказанные в этих статьях, оказались выдачей желаемого за действительное со стороны западных пропагандистов, потому что ничего из этого не сбылось.
Да, курс рубля рухнул в марте 2022 года, но затем он так резко вырос, что стал опасен для российской экспортной отрасли. Затем он выровнялся и остаётся достаточно стабильным с середины 2023 года. Поэтому о “значительной девальвации”, о которой пишет Еврокомиссия, не может быть и речи.
Что касается инфляции, то за последние 30 лет она в России была значительно выше, чем на Западе, и к этому тут уже привыкли. Однако в 2023 году в течение некоторого времени она была даже ниже, чем на Западе, но затем снова выросла и в настоящее время составляет около 9%, что не является чем-то необычным для России. Однако российское правительство не довольно этим и пытается снизить показатели инфляции. Тем не менее, о “резком” росте инфляции, дорогая ЕК, речи не идёт.
Забавно, что Еврокомиссия делает абсурдное заявление о том, что “всё больше и больше российских граждан ощущают финансовое бремя войны в своей повседневной жизни”. Это нонсенс и, вероятно, в первую очередь, это сделано для того, чтобы успокоить немецких читателей, которые явно “ощущают финансовое бремя” последствий санкций ЕС “в своей повседневной жизни”.
В качестве доказательства этого утверждения Европейская комиссия ссылается на статью на другую тему, а именно на статью о проблемах с отоплением и горячим водоснабжением, которые возникли в Москве в январе 2024 года из-за прорыва труб. Этот случай попал в заголовки газет в России, и пострадавшие были в ярости, но он не имеет никакого отношения к утверждению ЕК о том, что “всё больше и больше российских граждан ощущают финансовое бремя войны в своей повседневной жизни”.
Таким образом, Европейская Комиссия намеренно делает ложные заявления и, чтобы придать им более серьёзный вид, размещает ссылку, которая, однако, сообщает о чём-то совершенно другом, не имеющем никакого отношения к заявлению ЕК.