Поездка президента России Владимира Путина в Монголию показала прежде всего одно: в глазах мировой общественности Международный уголовный суд – не более чем инструмент Запада, и поэтому его больше не воспринимают всерьез.
Чуть меньше месяца назад я опубликовал статью с провокационным заголовком “Международному уголовному суду пришел конец“. Поводом для статьи и такого заголовка послужило то, что Мексика пригласила президента России Владимира Путина, в отношении которого Международный уголовный суд (МУС) выдал ордер на арест, на инаугурацию новоизбранного президента и даже не ответила на требование Киева арестовать российского лидера из-за ордера на арест, выданного МУС. Это наглядно продемонстрировало, что осталось от международной репутации суда: ничего.
То же самое показал и визит российского президента в Монголию, которая также является членом МУС и поэтому (по идее) была обязана арестовать Владимира Путина и передать его в руки МУС. Однако этого не произошло: президент России был принят там торжественно и с военными почестями.
Показательна и международная реакция на это – критики в адрес Монголии практически не было, что говорит о том, что Запад осознал, что МУС – это, по сути, мертвый инструмент его политики, двойные стандарты которого понял весь мир, поэтому он и потерял свой авторитет. К причинам произошедшего мы перейдем чуть позже.
Даже Spiegel, чьей яростной реакции на поездку Владимира Путина в Монголию я ждал с особым нетерпением, опубликовал довольно спокойную статью на эту тему, без ожидаемых оскорблений в адрес Монголии.
Разве что с Украины прозвучало традиционное ворчание, которое также никто в мире больше не воспринимает всерьез. Киев грозно заявил, что “будет работать с нашими партнерами, чтобы убедиться, что это будет иметь последствия для Улан-Батора”, но молчание западных “партнеров” Киева и остального мира по поводу визита Владимира Путина в Монголию показывает, что никто больше не слушает Киев, даже его “партнеры”.
Неудивительно, что Запад молчит, ведь США усиленно обхаживают Монголию; в конце концов, эта страна находится между Россией и Китаем, поэтому США могли бы вбить географический клин между ними, если бы американцам удалось каким-то образом привлечь её на свою сторону (с помощью денег или силы). Нельзя враждовать с такой стратегически важной страной только потому, что у Киева очередная ежедневная истерика.
Почему МУС пришел конец
Теперь я хотел бы повторить основные положения моей статьи месячной давности, которые показывают, почему Международному уголовному суду де-факто пришел конец на международном уровне, что еще раз подтвердил визит Владимира Путина в Монголию.
Я уже не раз отмечал, что Международный уголовный суд (МУС) – это политический инструмент власти Запада. Запад преподносит его как нейтральный международный суд, но мир за пределами Запада уже давно перестал воспринимать его таким образом. По этой причине некоторые африканские страны прекратили участие в Римском статуте – договоре, регламентирующем деятельность суда.
Запад обеспечил себе доминирующую роль в Суде и использует его как инструмент политической власти, о чем свидетельствует список судей МУС. Хотя на Запад приходится лишь четверть стран мира, половина судей – представители западных стран, а другая половина – в основном представители небольших государств или латиноамериканских стран, настроенных проамерикански, что делает решения МУС предсказуемыми.
Задача МУС – наказывать противников Запада и “обелять” его. До сих пор МУС действовал в основном в Африке, где наказывал политиков, выступающих против интересов Запада, возглавляемого США. К февралю 2024 года Международный уголовный суд предъявил обвинения 52 людям, 90% из которых – выходцы из Африки. Регулярные нападки МУС на африканский континент привели к созданию комитета Африканского союза, призывающего к выходу из Международного уголовного суда.
То, что в первые годы после своего создания Суд уделял основное внимание Африке, также неудивительно. В этой статье я показал, что решения МУС в отношении Африки в первую очередь отвечали интересам западных корпораций. Запад использовал его для расширения своего политического и экономического влияния в Африке, что было единственной целью после создания МУС.
После ордера на арест Владимира Путина и еще не выданного ордера на арест Биньямина Нетаньяху МУС окончательно утратил всякий международный авторитет. История о том, как появился ордер на арест президента России Путина, показывает, почему это так.
Купленный ордер на арест Владимира Путина
Первый момент заключается в том, что МУС не может выдать ордер на арест Владимира Путина, поскольку юрисдикция Суда распространяется только на дела, в которых хотя бы одна из стран-участниц присоединилась к Римскому статуту. Однако Россия этого не сделала, а Украина лишь подписала Статут, но не ратифицировала его. Таким образом, российско-украинский конфликт находится вне юрисдикции МУС.
Второй момент – это то, как появился этот ордер на арест. Он был куплен в прямом смысле этого слова. ЕС перечислил МУС несколько миллионов евро на поиск “информации о возможных военных преступлениях и преступлениях против человечности” в украинском конфликте, недвусмысленно дав понять, что расследование нужно вести только в отношении России. Международный уголовный суд не должен расследовать никакие украинские военные преступления.
Третий момент – роль Великобритании в выдаче ордера на арест, которую я изложу лишь вкратце, а подробности, включая все источники, можно найти здесь.
21 февраля 2023 года судья Отделения предварительного производства МУС был заменен другим судьей, очень лояльным к Западу. Также 21 февраля 2023 года брат прокурора МУС Карима Хана, бывший член британского парламента Имран Хан, осужденный за педофилию, был досрочно освобожден из тюрьмы в Англии, хотя отбыл менее половины срока. Уже на следующий день, 22 февраля 2023 года, прокурор Карим Хан направил в Отделение предварительного производства ходатайство с просьбой одобрить ордер на арест Владимира Путина.
Пока суд колебался, Лондон организовал конференцию спонсоров МУС, назначил дату ее проведения на 20 марта 2023 года и открыто намекнул Суду, что к этому сроку должны быть представлены ответы, если Гаага хочет видеть британские средства. 17 марта 2023 года, через четыре дня после публичного объявления о конференции и за три дня до ее проведения, МУС выдал ордер на арест президента России Владимира Путина.
В отношении Нетаньяху действуют другие правила
Израиль ведет жестокую войну на уничтожение в секторе Газа, в которой менее чем за год погибло в четыре раза больше мирных жителей, чем за два с половиной года конфликта на Украине. 20 мая 2024 года прокурор МУС Карим Хан попросил Отделение предварительного производства МУС выдать ордера на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и министра обороны Йоава Галанта. Однако США и возглавляемый ими Запад не хотят этого.
Если с ордером на арест Владимира Путина МУС справился менее чем за месяц, то решение по ордеру на арест Нетаньяху до сих пор не принято (а ведь уже прошло два с половиной месяца). И это несмотря на то, что Международный уголовный суд даже имеет юрисдикцию в отношении войны в Газе, в отличие от войны на Украине.
Хотя Израиль не присоединился к Римскому статуту, Палестинская автономия является его членом, поэтому у МУС, несомненно, есть юрисдикция. Тем не менее, ордер на арест Нетаньяху до сих пор не выдан.
США – табу
Военные преступления, совершенные США, общеизвестны. Поскольку Ирак не присоединился к Римскому статуту, МУС не имел и не имеет отношения к незаконной и лживой войне, развязанной США против Ирака.
В Афганистане ситуация иная, поскольку эта страна присоединилась к Римскому статуту, а значит, Международный уголовный суд явно обладает юрисдикцией в отношении войны НАТО (возглавляемого США) против Афганистана.
В 2014 году профессор Фрэнсис А. Бойл из Юридического колледжа Иллинойского университета подал прокурору Международного уголовного суда в Гааге иск против президента США Джорджа Буша-младшего, вице-президента администрации Буша Ричарда Чейни, бывшего министра обороны США Дональда Рамсфелда, бывшего главы ЦРУ Джорджа Тенета, госсекретаря США Кондолизы Райс и бывшего советника Белого дома Альберто Гонсалеса. Для составления обвинительного акта Бойл собрал факты и доказательства, свидетельствующие о причастности вышеупомянутых политиков к похищению и последующим пыткам не менее 100 афганцев.
Хотя МУС обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений, совершенных гражданами США в Афганистане, он проигнорировал иск профессора Бойла.
В 2021 году МУС еще более наглядно продемонстрировал, чьим инструментом он является, когда речь зашла об Афганистане. Тогда Международный уголовный суд возобновил расследование вторжения США в Афганистан после того, как Карим Хан, главный прокурор, заявил, что процесс будет касаться “только преступлений талибов и их союзников” и освободит американцев от любых правовых последствий.
Важна была и дата, ведь в августе 2021 года западные войска вышли из Афганистана, и к власти снова пришли талибы. А всего четыре недели спустя МУС объявил, что его вдруг заинтересовал Афганистан, но только в связи с преступлениями, совершенными талибами, а не с военными преступлениями, совершенными Западом за 20 лет до этого.
Западные СМИ не затрагивают эту тему, чтобы сохранить для своей аудитории легенду о том, что МУС – это нейтральный суд, но это не так. По этой причине все больше стран рассматривают возможность прекращения участия в Римском статуте. А поскольку после всех событий последних лет никто за пределами пузыря западных СМИ больше не воспринимает МУС как суд, Мексика может открыто заявить, что не будет выполнять ордер на арест Владимира Путина, не опасаясь международной критики.