Двусторонние отношения между Россией и Китаем достигли беспрецедентного уровня, но борьба за влияние в стратегически важных регионах скрывает подводные камни.
Китай играет все более активную роль в политической жизни различных регионов. Например, участие Китая в ситуации на Ближнем Востоке способствовало как минимум двум дипломатическим успехам в регионе за последние годы: в этом году палестинские партии подписали в Пекине соглашение о преодолении раскола, а в прошлом году Китаю удалось примирить двух заклятых врагов – Саудовскую Аравию и Иран, которые долгое время боролись друг с другом на идеологическом и геополитическом уровне.
Этот процесс в 2019 году начала Россия, когда Владимир Путин впервые за 12 лет посетил Саудовскую Аравию и инициировал сближение между ней и Ираном. Это, безусловно, стало поражением для США, которые оправдывают свое военное присутствие в Персидском заливе прежде всего защитой арабских государств от Ирана.
Хотя и Москва, и Пекин заинтересованы в мире в странах Персидского залива, они, конечно, также соперничают за влияние в регионе. Когда я работал над статьей об очередной дипломатической победе Китая, я заинтересовался соперничеством между этими странами в других регионах, в частности в Африке.
Вечная борьба мировых держав за Африку
Исторически сложилось так, что Африка на протяжении 150 лет была ареной конфликтов между странами, претендующими на мировое господство. Сначала, в XIX веке, это были европейские колониальные державы, а во время холодной войны за влияние в Африке боролись сверхдержавы того времени – США и Советский Союз. США и Запад выступали за продолжение колониальной политики “под новым соусом”, насаждая коррумпированные режимы, которые давали западным государствам постоянный доступ к дешевым природным ресурсам, а СССР стремился перетянуть африканские страны в лагерь социалистических государств, делая акцент на развитии социальной инфраструктуры в сфере образования и здравоохранения.
Сегодня от этого Россия получает выгоду, поскольку многие африканские политики получили образование в российских вузах и имеют положительное представление о стране. И, конечно же, это способствует тому, что к РФ благосклонно относится африканская общественность, которая противостоит ненавистным бывшим колониальным державам, а те, конечно же, не хотят отказываться от своей власти над Африкой.
С конца XX века экономика африканских стран демонстрирует высокие темпы роста. С 2001 года среднегодовые темпы роста ВВП превышают среднемировые, что свидетельствует о том, что экономическая отсталость континента сокращается, а значительная часть населения становится более материально благополучной.
Экономическое значение Африки
Сегодня Африка – один из самых быстроразвивающихся регионов мира с огромным потенциалом роста. По данным Африканского банка развития, в 2022 году ожидается рост ВВП Африки на 3,88%, а в ближайшие два года этот показатель должен увеличиться до 4,1%.
Поэтому африканские страны важны не только как поставщики сырья: они становятся всё более значимыми рынками сбыта благодаря растущей покупательной способности населения.
Китай и США рассматривают Африку как возможность оказать влияние на Европу. С другой стороны, для Европы отношения с Африкой стали одним из немногих аргументов в пользу её влияния в мире, а экономические отношения с бывшими колониями продолжают играть важную роль в процветании её среднего класса. Стремление Франции сохранить неоколониализм в Африке вполне объяснимо, ведь Париж очень сильно зависит от природных ресурсов своих бывших колоний, которые он всегда получал практически даром.
Но за многие годы в бывших колониях выросло недовольство, замедлился экономический рост и увеличилась бедность.
Стратегия России в Африке
Африка увидела в России союзника в борьбе с западной эксплуатацией, а Концепция внешней политики РФ 2023 года, в которой Россия реорганизовала свои внешнеполитические действия в условиях гибридной войны с Западом, предусматривает, что африканский континент должен стать приоритетом в построении многополярного мира и устранении социально-экономического неравенства. Для сравнения, предыдущая концепция 2016 года предлагала лишь диверсификацию сотрудничества в отношениях.
В 2022 и 2023 годах в Африке шла борьба за полную независимость, и в ряде стран произошла смена власти: новые правительства сменили прозападных правителей в Нигере, Мали и Буркина-Фасо. После этого прозападная экономическая организация африканских государств ЭКОВАС начала вводить масштабные санкции против этих стран, особенно против Нигера, который стал предметом ожесточенных споров летом 2023 года. В марте 2023 года Нигер, Мали и Буркина-Фасо подписали хартию о создании Альянса государств Сахеля. О степени влияния России на подписание этого стратегически важного документа можно только догадываться, но факт в том, что перед этим состоялась встреча министров обороны стран Сахеля и России.
Демографические и экономические факторы
Африка – один из немногих регионов мира, чей минерально-сырьевой потенциал еще относительно мало изучен и использован. Глобализация и научно-технический прогресс создали условия для более эффективного использования этого потенциала и его интеграции в существующие цепочки формирования стоимости.
Это требует не только технических и экономических предпосылок, таких как расширение инфраструктуры, но и соответствующих социально-политических механизмов, обеспечивающих заинтересованность африканских стран и местного населения, особенно элиты, в участии в процессах формирования нового мирового порядка в предлагаемых условиях.
Ключевым фактором роста являются демографические процессы, которые способствуют ускорению развития континента за счет так называемого демографического дивиденда. Рост численности населения Африки и, соответственно, увеличение доли африканцев в мировом населении – это одновременно и проклятие, и счастье для Африки.
По данным Экономической комиссии ООН, Африка имеет самый высокий относительный прирост населения. К 2024 году ее население вырастет до 1,5 миллиарда человек (более чем в пять раз по сравнению с 1960 годом), а к 2050 году ожидается рост до 2,5 миллиарда. Из восьми стран, на которые к 2050 году придется более половины мирового прироста населения, пять находятся в Африке. По данным Института исследований в области безопасности, к 2043 году число бедных сократится на 47 миллионов человек, что приведет к дополнительному увеличению ВВП на 4,3% или 368 миллиардов долларов.
Ожидается, что происходящие процессы приведут к изменениям в социальной структуре общества. Прежде всего, это будет сопровождаться ростом городского населения и ускоренным увеличением доли среднего класса по сравнению с другими группами населения.
Это, в свою очередь, окажет влияние на объем и структуру потребительского спроса, а также на глобальное производство и мировую торговлю. По оценкам Гуверовского института, 10% самых богатых африканцев (около 250 миллионов человек) к 2050 году увеличат спрос на товары и услуги в пять раз.
Это создаст новые возможности и заставит глобальные компании адаптировать свои стратегии, производство и маркетинг к этим изменениям.
Африка – это ниша, которая занята лишь частично, и борьба между крупными державами в последние годы только набирает обороты. Но в отличие от Запада, который руководствуется многовековым колониальным принципом “эксплуатировать и коррумпировать элиту”, Россия и Китай сотрудничают с африканскими странами ради взаимной выгоды.
Москва и Пекин придерживаются схожих принципов в отношениях со странами континента: они поддерживают страны в их стремлении к достижению и сохранению государственного суверенитета и независимости, уважают традиции стран, выбранные ими политические системы и модели развития экономической политики. В отличие от России и Китая, Запад стремится навязать африканцам западную систему экономической политики и “западные ценности”, что в Африке расценивается как патернализм.
Россия и Китай хотят активизировать сотрудничество с Африкой, и обе страны активно настроены на развитие дружеских отношений. Однако, поскольку у России и Китая разные инструменты формирования политики, а также разные интересы в Африке, это в конечном итоге может стать камнем преткновения в российско-китайских отношениях.
Российско-африканское сотрудничество
Торговля России со странами Африки к югу от Сахары пока не достигла значительных объемов и в 2022 году составила около 20 миллиардов долларов. Для сравнения: объем торговли стран Африки к югу от Сахары с ЕС составил 275 миллиардов долларов, с Китаем – 200 миллиардов долларов, с Индией – 70 миллиардов долларов, с США – 53 миллиарда долларов.
Так было не всегда. Во времена СССР со странами континента велось более активное экономическое сотрудничество. Советские специалисты построили в Африке более 600 предприятий и других важных объектов, в том числе гидроэлектростанцию в Анголе и бокситовый комбинат в Гвинее, рудник в Конго и цементный завод в Мали, металлургический комбинат в Нигерии и Асуанскую плотину в Египте.
В период с 1960 по 1984 год товарооборот СССР с африканскими странами вырос в 13 раз.
Китай в Африке
Используя аналогичные инструменты сотрудничества, Китай сумел занять нишу, освободившуюся после распада СССР. Это становится ясно при сравнении временных отрезков: товарооборот Китая с Африкой в период с 1991 по 2000 год вырос в шесть раз и достиг 10 миллиардов долларов, в то время как товарооборот России с Африкой за этот период сократился.
В 2000 года Россия пошла по тому же пути, что и Китай, организовав первый Форум сотрудничества Китай-Африка, что в дальнейшем неизбежно превратит Россию и Китай в конкурентов, преследующих общие интересы – вытеснить Запад из Африки, а также соперничающих за долю рынка и политическое влияние.
Новые рамочные условия
До начала военной операции на Украине среди экспертов и аналитиков преобладало мнение, что Россия заинтересована в Африке только для того, чтобы восстановить отношения времен СССР. Но теперь, когда геополитический ландшафт изменился, можно с уверенностью сказать, что Африка в ближайшие годы станет одним из важнейших регионов сотрудничества, где, скорее всего, будет решаться судьба конфликта между Востоком и Западом.
В настоящее время инвестиционное сотрудничество России со странами Сахеля сосредоточено на здравоохранении, энергетике и продовольствии, а ключевыми отраслями для партнерства являются инфраструктура, транспорт и цифровые технологии.
Для развития российско-африканских экономических отношений существует широкая основа: в ходе визита главы КНР Си Цзиньпина в Россию было подписано Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху.
В структуре товарооборота около 85% приходится на экспорт и 15% – на импорт. В долгосрочной перспективе Россия должна искать возможности для увеличения импорта товаров из Африки, так как поставки на взаимовыгодных условиях укрепят двусторонние торговые отношения. В Африке сосредоточено около 40% мировых запасов золота и до 90% запасов хрома и платины.
На континенте также находятся крупнейшие в мире запасы кобальта, алмазов и урана. На Африку приходится 65% мировых пахотных земель и около 10% мировых запасов пресной воды, что свидетельствует о большом сельскохозяйственном потенциале. Африка может стать решающим звеном в обеспечении глобальной продовольственной безопасности и в переработке сельскохозяйственной продукции (удобрения, пестициды и т. д.). К этому добавляются такие сферы, как энергетическая безопасность, транспорт (железные дороги, авиация), здравоохранение и фармацевтика.
Что касается торговли, то её структура изменилась в связи с изменениями в международной политике и экономике в 2022 году. Ранее наиболее важные товары поставлялись из России в Африку через международных трейдеров из США, Японии, Канады и Европы, которые занимались всей логистикой и финансовыми операциями.
Однако в прошлом году эти трейдеры прекратили сотрудничество с Россией, что послужило толчком к налаживанию прямых связей с африканскими партнерами. Это непростая задача, поскольку на африканском рынке уже активно работают экспортеры и инвесторы с Запада, из Китая, Индии, Турции и других стран.
Важнейшим направлением российского экспорта в Африку является вооружение. С 2009 года российские поставки оружия осуществлялись в 18 стран региона, в основном в Анголу, Нигерию и Судан.
Помимо торговли оружием, Москва расширяет свое влияние в Африке с помощью военных специалистов и советников. Например, Россия и Центральноафриканская Республика, где уже несколько лет бушует гражданская война, подписали соглашение о военном сотрудничестве.
Китайский “Новый шелковый путь” как ворота
До запуска “Нового шелкового пути” в 2013 году политика Китая в Африке была больше ориентирована на идеологическое противостояние и сотрудничество с Западом. Однако сегодня его политика на континенте всё чаще воспринимается как борьба за влияние, что является частью глобальной стратегии Китая по укреплению своей лидирующей роли.
Современная стратегия Китая в Африке – это продуманный баланс между экономическим влиянием и стратегическим партнерством. В рамках инициативы “Шелковый путь” Китай стремится построить инфраструктурные коридоры, которые свяжут африканские страны с мировыми рынками и укрепят позиции Китая как глобального лидера.
Пекин активно использует финансовые и технические инструменты для расширения своего влияния и выстраивания долгосрочных политических и экономических отношений с африканскими странами. Взамен африканские страны получают доступ к ресурсам, необходимым для их развития, таким как кредиты, субсидии и инвестиции в ключевые отрасли.
Сотрудничество развивается и в военной сфере. В 2015 году в Китае был принят закон, позволяющий военным принимать участие в антитеррористических операциях за пределами страны. В результате Китай начал сотрудничать со странами Сахельского региона в рамках миротворческой миссии ООН в Мали. Главная цель КНР в этом регионе – повысить свой военный потенциал и испытать новое оружие. Его армия сотрудничает с военными штабами стран Сахеля и предлагает защиту и оборудование в обмен на возможность создания военных баз.
Это похоже на подход России, которая также опирается на бартерные сделки: Китай поставляет оружие в обмен на доступ к природным ресурсам. Аналогичным образом работает и ЧВК “Вагнер”, которая получает за свою военную помощь доступ к природным ресурсам.
В 2018 году Китай стал крупнейшим после России поставщиком оборонной техники в страны Сахеля. Китай активно инвестирует в экономику этих стран с 80-х годов и оказывает значительное влияние на их развитие.
Разница с Западом
Нигер и Чад стали важными партнерами для Китая. В 2007 году Китайская национальная ядерная корпорация инвестировала 300 миллионов долларов в урановый рудник в Нигере, конкурируя с французской полугосударственной компанией Areva. Одним из крупных проектов стал нефтеперерабатывающий завод в городе Зиндер, 60% акций которого принадлежит китайской компании, а 40% – Нигеру. Такие проекты помогают Нигеру создавать рабочие места и развивать инфраструктуру, включая дороги и медицинские учреждения.
В этом, кстати, заключается одно из отличий от Запада: он заинтересован в нигерской нефти, но не в том, чтобы Нигер зарабатывал на ней, производя бензин самостоятельно. Он не строил в Африке нефтеперерабатывающих заводов, а только вывозил нефть, а добавочную стоимость оставлял себе.
Государственный переворот в Нигере в прошлом году никак не повлиял на планы Китая продолжать инвестировать в эту страну. Он заинтересован в природных ресурсах Нигера, таких как уран и нефть, поэтому политические изменения не затронут его интересы.
В мае 2023 года китайская компания SINOPEC подписала соглашение с правительством Нигера о строительстве новых нефтяных объектов. Пекин заинтересован в стабильности в стране и готов работать с любым правительством, в отличие от западных стран, которые сотрудничают только с прозападными властями.
Китай в первую очередь заинтересован в энергетических и природных ресурсах в Африке. Взамен он поддерживает африканские страны в развитии инфраструктуры, строя дороги, электростанции и другие важные объекты. Помимо инфраструктуры, Китай также активно поддерживает гуманитарные проекты в области здравоохранения, образования и технического сотрудничества.
Китай остается лидером
Сегодня Китай является одним из крупнейших инвесторов и торговых партнеров Африки. В документе о политике Китая в отношении Африки от 2015 года это обозначено чётко: китайско-африканское сотрудничество рассматривается в контексте меняющегося международного порядка, который должен быть согласован с интересами и приоритетами нового руководства.
Основными принципами китайской стратегии в Африке являются построение взаимовыгодных отношений, включающих экономическое сотрудничество, политическую поддержку и культурный обмен.
В рамках своих проектов Китай всегда инвестирует в инфраструктурные проекты, такие как строительство автомобильных и железных дорог, а также портов. Кроме того, китайские компании участвуют в разведке и добыче природных ресурсов, таких как нефть, газ, уголь и цветные металлы на континенте. Китай в лице специальных банков (Exim Bank of China, Development Bank of China) и фондов (China-Africa Development Fund) предоставляет кредиты и субсидии для финансирования различных проектов в Африке, включая строительство инфраструктурных и энергетических объектов, а также развитие сельского хозяйства.
Одной из важнейших диалоговых площадок между Китаем и африканскими странами является Форум сотрудничества Китай-Африка (FOCAC), который проводится каждые три года, начиная с 2000 года, поочередно в Китае и одной из африканских столиц.
В России первый форум с Африкой состоялся только в 2019 году, то есть сегодня мы можем говорить лишь о начальном этапе стратегического экономического взаимодействия, хотя многие российские компании (нефть, агробизнес, логистика, автопром) уже давно представлены на африканском рынке.
Интенсификация культурных и академических обменов также является одним из ключевых компонентов африканской стратегии Китая, который следует успешному примеру СССР, плодами которого Россия пользуется в Африке и сегодня. Китайские ученые изначально трактуют понятие “мягкой силы” вне культурных и идеологических рамок. Источником китайской “мягкой силы” можно считать модель развития Китая, его внешнюю политику и институты, деятельность которых включает культурную дипломатию, многостороннюю дипломатию и программы помощи.
Китай уделяет большое внимание развитию человеческого капитала, то есть образования, причем в двух направлениях одновременно.
С одной стороны, китайское правительство предоставляет стипендии и возможности для обучения африканских студентов в Китае, чтобы укрепить культурные связи и улучшить взаимопонимание между китайским и африканским народами в целях дальнейшего развития взаимных экономических отношений и сотрудничества.
С другой стороны, широко распространена практика создания финансируемых Пекином Институтов Конфуция в африканских университетах, что является важным средством в “битве за умы” африканцев, которая преследует долгосрочную цель – подготовку африканской элиты.
Для России кадровый вопрос в нынешних условиях стоит особенно остро. Дефицит рабочей силы в российской экономике достиг небывалого уровня, поскольку благодаря западным санкциям она переживает бум, строится множество заводов, которые будут производить в России товары, ранее импортировавшиеся с Запада.
Роль Африки как барьера и моста
Африка, которая является одновременно барьером и мостом между трансатлантическим и Индо-Тихоокеанским регионами, стала ареной напряженного соперничества. Россия и Китай по-разному относятся к своему присутствию в этом регионе. Китай является важным инвестором и торговым партнером и все больше стремится к урегулированию конфликтов и стабильности.
С другой стороны, Россия после долгого перерыва пытается восстановить свое советское прошлое, делая упор на продажу оружия и оказание военных услуг. Однако она также возвращается к советской традиции инфраструктурных проектов, о чем свидетельствует деятельность государственной корпорации “Росатом”, которая активно строит атомные электростанции в Африке.
Несмотря на тесное сотрудничество России и Китая на мировой арене и их общую заинтересованность в устранении доминирования Запада во главе с США, их действия в Африке не скоординированы. Влияние России на континенте пока не сопоставимо с влиянием Китая, поэтому о соперничестве речи быть не может (пока). Однако, поскольку африканский регион имеет стратегическое значение для России, в ближайшие годы конкуренция между Москвой и Пекином может усилиться.