Контракт на транзит газа через Украину в ЕС истекает в конце 2024 года. Планов по продлению контракта нет. Однако последствия этого для экономики ЕС в западных СМИ не обсуждаются.
До эскалации российско-украинского конфликта Россия была основным поставщиком энергоресурсов в ЕС. На протяжении десятилетий западные компании и частные потребители пользовались дешевым российским природным газом. Однако доля российского трубопроводного газа в газовом импорте ЕС сократилась с более чем 40% в 2021 году до примерно 8% в 2023 году, с гордостью сообщает ЕС. И последствия этого уже явно ощущаются.
Последствия потери российского газа
Попытка заменить природный газ и уголь возобновляемыми источниками энергии при производстве электроэнергии в Европе была предпринята на фоне общего снижения спроса на электроэнергию из-за ослабления экономики. В Германии, например, промышленное производство сокращается уже несколько лет.
Однако даже эти катастрофические новости Роберт Хабек, которому в настоящее время разрешено занимать пост федерального министра экономики, преподнес как успех своей энергетической политики, поскольку он говорил о снижении энергопотребления как об успехе в борьбе с изменением климата, не упоминая об истинной причине снижения энергопотребления: о деиндустриализации Германии.
Сокращение поставок российского газа привело к его нехватке и резкому росту цен, которые временами достигали рекордных отметок. Экономика ЕС, которая только-только оправилась от разрушительных последствий мер против COVID-19, снова начала давать сбои. Высокая инфляция, падение ВВП и высокие цены на электроэнергию сильно ударили по важнейшим секторам европейской экономики, особенно по промышленности.

Десятки производственных предприятий были закрыты, а многие компании в поисках более благоприятных условий ведения бизнеса перенесли свое производство за границу, например в США.

ЕС платит по счетам
Прекращение поставок российского трубопроводного газа привело к снижению надежности импорта природного газа в Европу, поскольку резко вырос спрос на СПГ из США, который менее надежен, чем газ из трубопроводов. Причина в том, что танкеры с СПГ можно легко перенаправить в любой момент, если за газ в другом месте заплатят больше. В случае с трубопроводным газом это невозможно по очевидным причинам.
Главы европейских государств и правительств надеялись на СПГ из США как на замену российскому трубопроводному газу; в конце концов, США – союзник, который поможет Европе. Но разочарование наступило очень быстро. Всего через несколько месяцев после того, как Европа объявила об отказе от российского газа, Эммануэль Макрон раскритиковал США за слишком высокую цену на свой СПГ. Он подчеркнул, что США применяют двойные стандарты при установлении цены на газ:
“Есть выбор, который сделала американская экономика, это привлекательный выбор, который я уважаю, но это порождает двойные стандарты — когда американские цены на энергию гораздо дешевле, чем у нас, потому что США — производитель энергии. И они продают у себя газ в три-четыре раза дешевле, чем нам. Это и есть двойные стандарты”.
Кроме того, в ЕС не обсуждается тот факт, что дальнейшее сокращение импорта российского трубопроводного газа в результате перекрытия украинского газопровода будет иметь серьезные последствия для стран ЕС. Австрия, например, более чем на 50% зависит от российского газа, поступающего по украинскому трубопроводу.
История в целом занимательная, поскольку мы помним, что одним из главных аргументов противников “Северного потока – 2” было то, что Украина может потерять свои доходы от транзита газа, так как Россия может просто начать использовать новый трубопровод и поставлять газ в Европу напрямую, в обход Украины.
Однако срок действия нынешнего транзитного контракта, по которому Украина прокачивает российский газ в Европу, истекает в конце 2024 года, и Киев уже несколько раз заявлял, что не хочет продлевать его, даже если в этом случае Украина потеряет миллиарды. И ЕС, судя по всему, также против нового контракта на транзит газа через Украину.
Однако это означает, что ЕС, который и так испытывает дефицит газа, останется без него с января 2025 года. Пока неясно, чем его можно будет заменить, поэтому цены на газ в Европе снова вырастут. Это также означает, что Украина, которая в любом случае существует только благодаря финансовой помощи ЕС, потеряет свои доходы от транзита, что, в свою очередь, приведет к тому, что ЕС придется компенсировать её эти миллиарды с января 2025 года.
Воображаемый мир фон дер Ляйен
И Урсула фон дер Ляйен, и главы государств и правительств ЕС нагнетают климатическую панику, сокращая выбросы CO2, переходя на “зеленую” энергию и отказываясь от угля как самого вредного для окружающей среды сырья. Недавно фон дер Ляйен выступила в Бухаресте с речью о своих “успехах” в энергетическом секторе:
“Возьмем энергетику. Мы не поддались попыткам шантажа со стороны Путина с его грязным углем, нефтью и газом. Мы освободились от этой зависимости. Мы инвестируем огромные средства в чистую энергию. Впервые в Европе мы получаем больше электроэнергии от ветра и солнца, чем от газа. Это создает здесь хорошие рабочие места, снижает цены на энергию и очищает окружающую среду. Это обеспечивает нам энергетическую безопасность”.
Однако угроза экономического коллапса, вызванного безумными мерами европейских политиков, не прошла проверку реальностью. Они так громко кричали об отказе от “грязной энергии” из России, что их крики в конце концов вернулись к ним, как бумеранг, и им пришлось вернуться к углю.
Хорошая зависимость, плохая зависимость
В середине июня Spiegel в статье под заголовком “Из-за повышения цен на газ – угроза возвращения угольных электростанций” рассказал о запущенном состоянии энергетического сектора в Германии и других странах ЕС. Согласно статье, цены на газ на оптовом рынке выросли на 30% из-за перебоев с поставками из Норвегии и проблем на рынке СПГ. В результате угольная энергетика снова стала выгодной.
Этот абзац из статьи в Spiegel показывает, насколько нелепо звучат аргументы:
“Ситуация иллюстрирует, насколько уязвимой стала европейская газовая сеть с 2022 года, – говорит эксперт Argus Джо Кларк. – Снижение зависимости от российского газа означает, что относительно небольшие перебои в поставках могут привести к более значительному росту цен, чем в прошлом”.
Другими словами, ЕС поменял свою якобы плохую зависимость от российского газа на хорошую зависимость от (американского) СПГ, в результате чего цены выросли, а газовые и энергетические рынки в ЕС стали настолько нестабильными, что даже “относительно небольшие перебои в поставках могут привести к более значительному росту цен, чем в прошлом”, когда злые русские своим дешевым газом поддерживали стабильность и прогнозируемость энергетических и газовых рынков.
Это действительно было блестящей стратегией Брюсселя – освободиться от этого ужасного “российского шантажа” в отношении газа.
По данным Spiegel, аналитики считают, что использование угольных электростанций в Германии может возрасти в конце 2024 – начале 2025 года, особенно в периоды высокого спроса и низкой выработки электроэнергии за счет возобновляемых источников. Угольные и газовые электростанции останутся двумя наиболее важными резервными источниками энергии.
Однако Spiegel не упомянул в своей статье самую важную причину, по которой использование угля возрастет на рубеже 2024/2025 годов. А она заключается в том, что в тот период будет остановлен транзит газа черезу Украину и этого (российского) газа в Европе больше не будет.
Как я уже сказал, ЕС проводит гениальную политику: делает себя “независимым” от злых русских, которые вознамерились навязать ему свои дешевые источники энергии. Негодяи какие.
И еще одна блестящая идея от ЕС
Экспортеры нефти в Европу теперь должны инвестировать в серьезное сокращение выбросов метана, заявляет ЕС. Это связано с тем, что ЕС принял законопроект, предусматривающий ограничения на выбросы метана при импорте нефти и газа в Европу с 2030 года, что должно оказать существенное давление на международных поставщиков. Вряд ли это сработает, но это точно будет означать, что энергия в Европе станет еще дороже.
Почему я сказал, что вряд ли это сработает? Да очень просто: почему международные поставщики энергии должны вкладывать миллиарды, чтобы угодить ЕС? Если ЕС не нужны их нефть и газ, то их с радостью возьмут другие регионы мира. Единственным последствием принятой ЕС меры станет то, что потребители будут платить предусмотренные законом надбавки за выбросы метана, так как цены вырастут.
Кстати, метан – это проблема прежде всего СПГ, потому что танкеры СПГ выбрасывают часть сжиженного газа во время транспортировки, что делает СПГ чрезвычайно грязным видом энергии, если верить легенде об антропогенном изменении климата.
“Зеленые” верят в это, но все равно выступают за СПГ, что еще раз доказывает, что они либо не особо умны, либо лгут своим избирателям, не краснея.