Евросоюз хочет использовать кредит, запланированный для Украины, в размере 35 миллиардов евро, погашение которого должно быть осуществлено за счёт доходов от замороженных в ЕС российских активов, для получения контроля над украинской оборонной промышленностью.
24 октября Еврокомиссия приняла постановление 2024/2773, согласно которому она намерена обеспечить контроль над украинской оборонной промышленностью благодаря кредиту Киеву в размере 35 миллиардов евро, который должен быть погашен за счёт доходов от замороженных российских активов. Кредит будет предоставлен Украине только при выполнении всех условий, которые ЕК изложила в Меморандуме о взаимопонимании (МоВ) с Киевом, находящемся в стадии подготовки.
Меморандум о взаимопонимании
Формально кредит будет предоставлен Украине на восстановление страны, но самое интересное кроется в мелком шрифте. Статья 12 регламента ЕС 2024/2773 гласит:
“Политические условия МоВ также должны включать обязательство развивать сотрудничество с Союзом в области восстановления, реконструкции и модернизации оборонной промышленности Украины в соответствии с целями программ Союза по восстановлению, реконструкции и модернизации оборонной технологической и промышленной базы Украины и других соответствующих программ Союза”.
Это означает, что важнейшим условием ЕС для получения Киевом кредита в 35 миллиардов евро является то, что Украина обязуется предоставить Евросоюзу право на восстановление своей оборонной промышленности после окончания конфликта и, прежде всего, разрешает ему взять её под свой контроль.
ЕС хочет закрепить за собой это право на срок до 45 лет, что отражает статья 10. Поскольку Украина является фактическим банкротом, досрочное погашение кредитов исключено, поэтому срок в 45 лет является фиксированным.
Фактический переход контроля над украинской оборонной промышленностью к Европейскому союзу – единственное условие будущего Меморандума, о котором говорится в статье 12 постановления ЕС. Однако это не означает, что Еврокомиссия не может включить какие-либо дополнительные требования, поскольку всё, что было известно о планируемом меморандуме до сих пор, это то, что он будет включать обязательство продолжать проведение демократических реформ, гарантировать верховенство закона на Украине и защищать права человека, включая права меньшинств.
На фоне ситуации на Украине, где давно запретили оппозицию (а Запад это одобрил и поддержал), где процветает коррупция, а меньшинства подвергаются массовым притеснениям, эти слова, конечно же, пустой звук – и теперь также ясно, от чего они должны были отвлечь внимание, а именно от реальных планов ЕС по захвату как минимум украинской оборонной промышленности.
Однако итоговая версия Меморандума может содержать и другие сюрпризы, поэтому будет интересно увидеть окончательный текст.
Еврокомиссия хочет получить контроль над оборонной промышленностью
Как известно, кредиты Киеву должны быть погашены за счёт экспроприированных доходов от замороженных в ЕС российских активов. То есть, по сути, российские средства должны быть использованы для обеспечения контроля со стороны ЕС над украинской оборонной промышленностью.
Таким образом, Европейская комиссия под руководством Урсулы фон дер Ляйен стремится взять под контроль инвестиции в украинскую оборонную промышленность после окончания конфликта. Это прекрасно вписывается в стратегию, согласно которой ЕК хочет взять под свой контроль всю оборонную промышленность ЕС.
Я сообщал об этом ещё в марте, когда фон дер Ляйен представила свои планы по установлению контроля над оборонной промышленностью стран-членов ЕС в обход договоров ЕС. Фон дер Ляйен последовательно реализует эти планы, поскольку в новом составе Еврокомиссии впервые появился комиссар по обороне и космосу Андрюс Кубилюс из Литвы. Согласно сайту Еврокомиссии, в его обязанности входит “развитие Европейского оборонного союза и увеличение инвестиций и промышленного потенциала”.
Российские активы будут заблокированы на 45 лет
В СМИ кредит Киеву в размере 35 миллиардов евро всегда называют макрофинансовой помощью Украине. Этот кредит является частью запланированного пакета кредитов от G7 на общую сумму в 45 миллиардов евро (около 50 миллиардов долларов), поскольку США, Канада, Великобритания и другие страны также хотят выделить средства.
Таким образом, постановление ЕС также призвано развеять опасения стран G7, поскольку никто из них не хочет поддерживать Украину за свой счёт, и поэтому ключевым условием программы кредитования является погашение задолженности за счёт доходов от замороженных в ЕС российских активов. До сих пор Евросоюз продлевал свои санкции против России каждые шесть месяцев, что также относится и к блокировке российских средств.
Поэтому страны G7 очень обеспокоены тем, что в какой-то момент ЕС больше не сможет единогласно принимать решение о продлении санкций, и тогда им придется самим обслуживать кредиты. Тот факт, что Еврокомиссия включила в свой регламент положение о том, что кредиты будут предоставляться на срок до 45 лет, может означать появление “чёрного хода”, который зафиксирует блокировку российских активов на общую сумму около 220 миллиардов евро на этот период.
ЕС кладёт “помощь Украине” в собственный карман…
В том, что Европейская комиссия использует доходы от российских активов вовсе не на благо Украины, а кладёт их в свой карман, нет ничего нового, поскольку я сообщал об экспроприации первых российских средств ещё в июле. Урсула фон дер Ляйен написала тогда на сайте X следующее:
“ЕС ПОДДЕРЖИВАЕТ УКРАИНУ. СЕГОДНЯ МЫ ПЕРЕВОДИМ НА ОБОРОНУ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ УКРАИНЫ 1,5 МИЛЛИАРДА ЕВРО В ВИДЕ ДОХОДОВ ОТ ЗАМОРОЖЕННЫХ РОССИЙСКИХ АКТИВОВ. НЕТ ЛУЧШЕГО СИМВОЛА И ЛУЧШЕГО ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ ДЕНЕГ КРЕМЛЯ, ЧЕМ СДЕЛАТЬ УКРАИНУ И ВСЮ ЕВРОПУ БОЛЕЕ БЕЗОПАСНЫМ МЕСТОМ ДЛЯ ЖИЗНИ”.
Возможно, это звучит очень благородно, но на самом деле Украина почти не увидела этих денег, потому что в приложенном к пресс-релизу документе с наиболее важными вопросами и ответами по этой теме Европейская комиссия написала так:
“90% ЭТИХ СРЕДСТВ ПОЙДУТ В ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОНД МИРА И 10% – В ФОНД ПОДДЕРЖКИ УКРАИНЫ И БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВОЕННЫХ НУЖД И РЕКОНСТРУКЦИИ СООТВЕТСТВЕННО”.
… или, скорее, в оборонную промышленность
Европейский фонд мира – это фонд, из которого ЕС выплачивает компенсацию своим странам-членам, когда те поставляют оружие Киеву. Таким образом, деньги идут не на Украину, а в западную оборонную промышленность, потому что государства ЕС используют эти деньги для заказа нового оружия взамен старого, которое они поставили Киеву. Таким образом, российские деньги в конечном итоге идут западным оборонным компаниям, а не на восстановление Украины.
И это, похоже, относится и к 35 миллиардам, которые ЕС теперь хочет передать Киеву в качестве кредита. Если Евросоюз хочет взять под контроль украинскую оборонную промышленность, которая, кстати, до сих пор в основном находилась в руках государства, это означает не что иное, как то, что западные оружейные компании возьмут под свой контроль ранее принадлежавшую государству украинскую оборонную промышленность. И этот подарок западным компаниям будет финансироваться за счет российских активов, замороженных в ЕС.
ЕС роет себе могилу
Очевидно, что финансовый мир внимательно следит за этим процессом. Факт того, что ЕС произвольно заморозил 220 миллиардов российских активов, вызвал некоторое волнение на финансовых рынках, поскольку многие незападные инвесторы теперь беспокоятся о своих деньгах, вложенных в Евросоюз. И речь идёт не только о деньгах, хранящихся в банках, но и об инвестициях компаний, недвижимости и так далее.
То, что делает Европейская комиссия, нанесёт серьёзный ущерб евро как международной резервной валюте и странам ЕС как финансовым центрам, потому что это разрушает доверие к евро.
США должны быть довольны
Разумеется, новость о постановлении ЕС 2024/2773 я нашёл не в западных СМИ, а в сообщении российского информационного агентства ТАСС, которое я изначально хотел опубликовать как новость. Однако, поскольку то, что было в сообщении, показалось мне слишком нахальным, я захотел сам проверить информацию, прежде чем публиковать её.
Мне потребовался час работы, чтобы найти и прочитать постановление ЕС в куче публикаций Еврокомиссии, но, как обычно, ТАСС сообщил об этом и процитировал документ совершенно правильно.
В сообщении ТАСС есть интересный абзац, который гласит:
“Таким образом, речь фактически идет о передаче Евросоюзу инвестиционного контроля над ВПК Украины после завершения конфликта. Такое обязательство с высокой вероятностью должно предоставить странам ЕС гарантии того, что этот сектор промышленности не уйдет под контроль других западных игроков, в первую очередь США”.
Получается, что ТАСС видит в этом признаки конкуренции между ЕС и США в борьбе за контроль и распределение остатков украинской экономики после конфликта. Этого нельзя исключать, но поскольку фон дер Ляйен всегда действует строго в интересах Штатов, мне кажется наиболее вероятным, что она не будет возражать против того, чтобы позволить американским оружейным компаниям распоряжаться программой по своему усмотрению.
Для фон дер Ляйен важно только, чтобы прибыль оборонных компаний росла. Взяв под контроль европейскую оборонную промышленность, она стремится к тому, чтобы “государства-члены инвестировали (в вооружения) больше, лучше, вместе и в Европе”, как было сказано в пресс-релизе в марте. Другими словами, цель состоит в том, чтобы сосредоточить европейские расходы на оборону в Брюсселе и чтобы Европейская комиссия принимала решения о том, куда инвестировать эти деньги.
Вопрос на 3 триллиона евро
Поскольку страны НАТО обязались ежегодно инвестировать в оборону 2 или более процентов своего ВВП, это действительно большие суммы. ВВП Евросоюза составляет около 17 триллионов евро в год, 2% из которых – это 3,4 триллиона евро на вооружение. И это каждый год!
Конечно, не все эти деньги идут оборонным компаниям, ведь их также нужно использовать и для поддержания казарм в хорошем состоянии и для выплаты зарплат солдатам, но суть в том, что фон дер Ляйен, видимо, хочет взять под контроль закупки оружия, и речь здесь, конечно, идёт о триллионах евро в год.
Тот, кто помнит, как фон дер Ляйен, будучи федеральным министром обороны, отдала сотни миллионов евро промышленникам без проведения необходимых по закону тендеров в рамках скандала с консультантами, и как она перевела 70 миллиардов евро компании Pfizer только за заказы на “вакцины” против ковида, опять же без проведения каких-либо тендеров, поймет, о чём идёт речь: фон дер Ляйен, как обычно, хочет раздать деньги промышленности, и на этот раз оборонной. Поэтому не стоит удивляться, если в 2025 году появятся сообщения о том, что она снова перечислила средства без проведения тендера, причем суммы теперь, скорее всего, будут ещё больше.
Но, возможно, сообщений об этом и не будет, потому что Еврокомиссия с удовольствием ужесточает цензуру и предписывает СМИ и соцсетям принимать всё более жесткие меры против так называемой “дезинформаци” (причём важно помнить, что сама же Еврокомиссия и определяет, что является правдой, а что – “дезинформацией”).
И, конечно же, сообщения о коррупции или деньгах, незаконно распределенных между промышленными предприятиями Еврокомиссией, являются дезинформацией…