Западные СМИ со ссылкой на украинские и американские источники сообщают, что Северная Корея направила войска в Россию для участия в боевых действиях на Украине. Что же известно об этом на самом деле.
Ещё во время встречи президента России Владимира Путина и лидера Северной Кореи Ким Чен Ына в России в апреле 2023 года ходили слухи о том, что Северная Корея может отправить солдат в Россию, чтобы они приняли участие в боевых действиях на Украине, однако никаких подтверждений этому не было.
Я подозреваю, что Северная Корея может быть даже заинтересована в этом, потому что у неё одна из самых больших армий в мире, а государственная идеология страны гласит, среди прочего, что армия стоит на первом месте во всём. Поэтому, с точки зрения северокорейского руководства, было бы вполне логично отправить войска на Украину, чтобы они могли получить опыт ведения современной войны.
Ведь Запад делает то же самое и анализирует всю информацию о боевых действиях на Украине, чтобы узнать, как в наше время протекает крупная война между современными армиями.
То, что несколько тысяч северокорейских солдат будут иметь решающее значение на фронте, – нонсенс, тем более что сотрудничество между российскими и северокорейскими войсками практически не налажено, а также существует языковой барьер. Но опыт, который северокорейская армия могла бы получить в результате (пусть даже очень ограниченного) развертывания на Украине, был бы очень ценен для страны, которая уже несколько десятилетий находится под постоянной угрозой войны с США и Южной Кореей.
Запад уже давно утверждает, что Северная Корея поставляет России ракеты и снаряды в обмен на современные военные технологии, топливо и продовольствие. Однако эти заявления, регулярно появляющиеся на Западе, никогда не были подтверждены.
Почему эти сообщения могут быть уловкой западной пропаганды
Сообщения о том, что северокорейские солдаты прошли подготовку в России и теперь переброшены на украинский фронт, не могут быть проверены. Они исходят от украинской спецслужбы, к сообщениям которой следует относиться с большой осторожностью, южнокорейской спецслужбы и Пентагона.
Южная Корея долгое время была исключением среди западных государств, поскольку изначально отказывалась участвовать в санкциях против России. Страна также долгое время отказывалась поставлять Киеву снаряды, запасы которых у неё очень велики. Позже Южная Корея де-факто приняла решение в пользу непрямых поставок оружия на Украину, отправив снаряды в США взамен тех, что поставляли Киеву сами Штаты.
В связи с этим возникает вопрос, подобный всем известному вопросу о курице и яйце: что произошло раньше? Начала ли Южная Корея (косвенно) поддерживать Украину, а затем Россия и Северная Корея сблизились, или же именно сближение России и Северной Кореи заставило Южную Корею изменить курс в украинском вопросе? Трудно сказать.
В свете последних сообщений о том, что около 10 или 12 тысяч северокорейских солдат якобы направляются на фронт, Южная Корея, как сообщает Spiegel, кардинально меняет свою позицию:
“В правительстве Южной Кореи раздаются голоса о необходимости более решительной поддержки Украины в её борьбе с агрессивной войной России. Министр иностранных дел Чо Тхэ Ёль заявил, что размещение северокорейских войск в России нельзя игнорировать. “Я не думаю, что мы находимся в таком положении, когда можем бездействовать, если это станет угрозой нашей безопасности”, – сказал министр на парламентских слушаниях.
На вопрос одного из членов парламента, не собирается ли правительство Южной Кореи также рассмотреть возможность прямых поставок оружия на Украину, министр ответил, что обсуждаются все варианты. Конкретные меры будут зависеть, в частности, от того, что Северная Корея получит от России в ответ”.
Поэтому многие на Западе, вероятно, будут втайне рады сообщениям о появлении северокорейских солдат в России, поскольку это может означать долгожданное (для США и ЕС) изменение южнокорейской политики.
Оборонный пакт между Россией и Северной Кореей
Летом Россия и Северная Корея заключили чрезвычайно всеобъемлющее соглашение о партнёрстве, которое также содержит пункт о взаимной военной поддержке, гораздо более обширной, чем, например, в договоре НАТО, как я уже отмечал здесь. Российско-северокорейский договор предусматривает, что в случае “вооруженного нападения со стороны одного или нескольких государств (…) стороны немедленно оказывают военную и иную помощь другой стороне всеми имеющимися в их распоряжении средствами”.
Именно тот факт, что в пункте о взаимопомощи российско-северокорейского договора практически нет ограничений, и сделал его таким щекотливым и послал Западу очень чёткий сигнал. В своей статье (ссылка выше) я ещё летом написал, что Южная Корея в ответ на этот договор может изменить свою политику и уже совершенно открыто поддержать Украину. Тогда это превратило бы российско-северокорейский договор в некий переломный момент, неразрывно связывающий конфликты в Европе и Азии.
Именно это мы сейчас, похоже, и наблюдаем. Независимо от того, правдивы ли сообщения о северокорейских солдатах в России или же это выдумка, призванная заставить Южную Корею изменить свою политику в отношении России и Украины, похоже, что происходит именно то, о чем я говорил ещё летом.
Однако, кажется, что сообщения о северокорейских солдатах в России – правда, поскольку Владимир Путин не опроверг их, когда его спросили об этом, да и из Северной Кореи опровержения не последовало.
Что сказал Владимир Путин о сообщениях
На пресс-конференции после саммита БРИКС журналист NBC спросил президента России о сообщениях Пентагона, подтверждающих присутствие северокорейских солдат в РФ, а также о том, не означает ли это эскалацию напряжённости. На это Владимир Путин ответил так:
Снимки – вещь серьёзная. Если есть снимки, значит, они что-то отражают.
Хочу обратить Ваше внимание на то, что не действия России привели к эскалации на Украине, а госпереворот 2014 года, поддержанный прежде всего Соединёнными Штатами. Было даже публично объявлено, сколько денег тогдашняя Администрация США истратила на подготовку и организацию этого госпереворота. Разве это не путь к эскалации?
А затем нас в течение восьми лет обманывали, когда говорили о том, что все хотят разрешить конфликт на Украине мирными средствами, путём Минских соглашений. Позднее, и Вы наверняка тоже это слышали, ряд лидеров государств Европы прямо сказали, что они нас обманывали, потому что использовали это время для того, чтобы вооружить украинскую армию. Разве это не так? Это так.
Дальнейшие шаги к эскалации заключались в том, что западные страны начали активно вооружать киевский режим. До чего дело дошло? До прямого участия военнослужащих армий стран НАТО в этом конфликте. Потому что мы знаем, что и как делается при запуске беспилотных морских аппаратов в Чёрном море. Знаем, кто там присутствует, из каких европейских стран НАТО и как они осуществляют эту работу.
То же самое касается инструкторов-военнослужащих, не наёмников, а военнослужащих. То же самое касается использования высокоточного оружия современного, в том числе таких ракет, как ATACMS, Storm Shadow и так далее. Украинские военнослужащие не могут этого делать без космической разведки, целеуказаний и программного обеспечения западного производства – и только при прямом участии офицеров стран НАТО.
Что касается наших взаимоотношений с Корейской Народно-Демократической Республикой: как Вы знаете, сегодня, по-моему, только ратифицирован наш Договор о стратегическом партнёрстве. Там есть статья № 4, и мы нисколько никогда не сомневались, что северокорейское руководство относится к нашим договорённостям серьёзно. Но что и как мы будем делать – это уже наше дело, в рамках этой статьи. Сначала нужно провести соответствующие переговоры по поводу имплементации статьи № 4 этого договора, но мы в контакте с нашими северокорейскими друзьями и посмотрим, как будет развиваться этот процесс.
Во всяком случае, российская армия действует уверенно на всех направлениях, тоже хорошо известно, никто этого не отрицает, движется вперёд на всех участках линии боевого соприкосновения. Активно работает и на Курском направлении: часть подразделений украинской армии, вторгшихся в Курскую область, блокирована, окружена, это примерно около двух тысяч человек. Предпринимаются попытки разблокировать эту группировку извне, прорваться изнутри – пока безуспешно. Российская армия приступила к ликвидации этой группировки.
Итак, Владимир Путин не опроверг сообщения о северокорейских солдатах в России, но и не подтвердил их. Более того, он вполне определённо заявил, что это возможно в будущем. Поскольку обычно российский лидер отличается недвусмысленными высказываниями, каждый может сам решить, почему он был столь сдержан в своём ответе.
Как отреагировала Северная Корея
Согласно сообщению ТАСС, которое цитирует северокорейское государственное информационное агентство, заместитель министра иностранных дел КНДР Ким Чон Гю заявил, что размещение северокорейских солдат в России, если оно произойдет, будет соответствовать международному праву. Согласно сообщению, Ким Чен Гю, отвечающий за отношения с Россией, сказал следующее:
“Думаю, что если бы имело место то, о чем шумят мировые СМИ, то это бы соответствовало нормам международного права. Думаю, что очевидно существуют такие силы, которые хотели бы описать это [действие] как незаконное”.
Ким Чен Гю отметил, что видел “версии об отправке Вооруженных сил КНДР в Россию, которые распространяют мировые СМИ в последнее время”, и добавил:
“МИД не имеет прямого отношения к делам министерства обороны, я не считаю нужным подтверждать эту информацию отдельно”.
Опять же, следует отметить, что это не является опровержением. И это необычно, поскольку северокорейские министерства обычно очень однозначны в своих заявлениях. Так что и здесь каждый волен сам решать, что могут означать эти туманные формулировки.