В среду в России было объявлено об изменении ядерной доктрины страны. Заявление Владимира Путина стало чётким предупреждением Западу о необходимости прекратить эскалацию и провокации на Украине и в целом против России и Белоруссии.
До сих пор ядерная доктрина России предусматривала, что Россия применит ядерное оружие только в случае угрозы её существованию как государства, если она сама подвергнется ядерному нападению или если под угрозой окажется её потенциал ядерного сдерживания. До сих пор РФ отказывала себе в праве нанести упреждающий ядерный удар, что позволили себе США в своей ядерной доктрине.
Постоянная эскалация ситуации, осуществляемая Западом на Украине, где военная поддержка раньше ограничивалась бронежилетами и медицинским оборудованием, а теперь включает тяжёлые боевые танки, истребители и крылатые ракеты, заставляет Россию всё чаще указывать Западу на его место. Это становится всё более актуальным, поскольку теперь Запад открыто обсуждает возможность разрешить Украине атаковать российские территории с помощью поставляемого им оружия.
Я подробно рассказывал о дискуссии, инициированной российским экспертом, профессором Сергеем Карагановым, о том, что Западу необходимо наконец не только обозначить красные линии, но и отреагировать на их пересечение предупредительным ударом по военным объектам НАТО, возможно, даже с применением ядерного оружия, чтобы дать понять, что Россия не блефует. Подробнее с его аргументами вы можете ознакомиться здесь.
Разговоры на Западе о том, что Украина может напасть на российскую территорию с помощью западного оружия, постоянно обсуждаются в российских СМИ. Также открыто говорится о том, что ядерное сдерживание, которое не позволило холодной войне перерасти в горячую, будет работать только в том случае, если Запад поймет, что Россия также готова применить своё ядерное оружие.
Запад, похоже, сомневается в этом, о чём свидетельствуют его постоянные эскалационные шаги. В настоящее время известно, что Владимир Зеленский не хочет вести переговоры с Россией, а требует от США и Запада еще больше оружия и разрешения атаковать Россию. Тот факт, что на Западе не слышно голосов, которые хотели бы положить этому конец, подтверждает, что Запад потерял страх перед ядерным оружием.
Теперь же отреагировало российское правительство, и в среду Кремль опубликовал заявление президента России Владимира Путина об изменениях в российской ядерной доктрине, которое он сделал на заседании Совета Безопасности РФ. Судя по всему, Россия значительно снизила пределы применения ядерного оружия.
Я покажу вам полный текст заявления Владимира Путина и добавлю некоторые пояснения, которые помогут понять смысл сказанного.
Заявление началось с длинного вступления:
“В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы с вами проводим сегодня плановое мероприятие, совещание так и называется – Постоянное совещание по ядерному сдерживанию, два раза в год оно проводится. И в сегодняшней повестке дня у нас вопрос, связанный с обновлением Основ государственной политики в области ядерного сдерживания.
Наряду с Военной доктриной это документ, в котором официально определена и детализирована ядерная стратегия России. Прежде всего зафиксирован базовый принцип применения ядерного оружия, а именно, использование ядерных сил – это крайняя мера защиты суверенитета страны.
Подчеркну, мы всегда в высшей степени ответственно подходили к таким вопросам. Хорошо осознавая, какой колоссальной силой обладает это оружие, стремились укрепить международно-правовую базу глобальной стабильности, не допустить «расползания» ядерных вооружений и их компонентов.
Сегодня ядерная триада остаётся важнейшей гарантией обеспечения безопасности нашего государства и граждан, инструментом поддержания стратегического паритета и баланса сил в мире.
Вместе с тем мы видим, что современная военно-политическая обстановка динамично меняется, и мы обязаны это учитывать. В том числе возникновение новых источников военных угроз и рисков для России и наших союзников.
Важно прогнозировать развитие ситуации и соответственно адаптировать положения документа стратегического планирования к нынешним реалиям.
За последний год специалисты Министерства обороны, Министерства иностранных дел, Аппарата Совета Безопасности и других ведомств провели глубокий, всесторонний анализ, оценили необходимость корректировки наших подходов к возможному использованию ядерных сил. По результатам этой работы предложено внести ряд уточнений в части определения условий применения ядерного оружия.
Так, в проекте Основ расширена категория государств и военных союзов, в отношении которых проводится ядерное сдерживание, дополнен перечень военных угроз, для нейтрализации которых выполняются мероприятия ядерного сдерживания.”
Вот такое было вступление, а дальше всё стало интереснее:
“На что ещё особо хотел бы обратить ваше внимание. В обновлённой редакции документа агрессию против России со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного государства предлагается рассматривать как их совместное нападение на Российскую Федерацию.“
Владимир Путин хочет сказать, что если, например, Украина (неядерное государство) атакует цели, находящиеся на глубинной территории России своими беспилотниками, как это уже несколько раз происходило, например, на прошлой неделе, получая поддержку США (ядерного государства), которые, например, предоставляют ей необходимые разведданные или карты местности для навигации без GPS, Россия будет считать это совместной атакой. Со всеми вытекающими военными и ядерными последствиями.
Затем Путин стал еще более конкретным:
“Также чётко фиксируются условия перехода России к применению ядерного оружия. Будем рассматривать такую возможность уже при получении достоверной информации о массированном старте средств воздушно-космического нападения и пересечении ими нашей государственной границы. Имею в виду самолёты стратегической и тактической авиации, крылатые ракеты, беспилотники, гиперзвуковые и другие летательные аппараты.“
На прошлой неделе с территории Украины были совершены атаки, в ходе которых в сторону России одновременно было выпущено более сотни беспилотников. Однако, в первую очередь, эти слова следует рассматривать как намёк для НАТО, поскольку в странах Балтии и Скандинавии открыто говорят о превентивных ударах по военным объектам в России. В этом случае Россия, возможно, ответит ядерным оружием, тем более что она не знает точно, есть ли у приближающихся ракет ядерные боеголовки.
Далее Владимир Путин сказал следующее:
“Оставляем за собой право применить ядерное оружие в случае агрессии против России и Белоруссии как участника Союзного Государства. С белорусской стороной, с Президентом Белоруссии все эти вопросы согласованы. В том числе если противник, используя обычное оружие, создаёт критическую угрозу нашему суверенитету.“
Поскольку НАТО проводит масштабное перевооружение в Польше на белорусской границе, эта фраза была важна, чтобы НАТО не подумало, что Россия откажется от защиты Белоруссии.
В заключение российский лидер сказал:
“В завершение отмечу, что все уточнения являются глубоко выверенными и соразмерными современным военным угрозам и рискам в отношении Российской Федерации.“
Дмитрий Медведев прокомментировал эти решения в Telegram еще более ясно. Вот его сообщение (выделение из оригинала):
Событие, которого ждали
Президент России обозначил подходы к новой редакции Основ госполитики в области ядерного сдерживания. Главные изменения следующие.
1. Агрессия против России со стороны государства, не обладающего ядерным оружием, но при поддержке или с участием страны с ядерным вооружением будет рассматриваться как совместное нападение. Всем понятно, о каких странах идёт речь.
2. Равноценная ядерная защита будет установлена для Белоруссии как для нашего ближайшего союзника. На «радость» Польше и многочисленным пигмеям НАТО.
3. Массированный старт и пересечение нашей границы воздушно-космическими средствами поражения противника, включая самолёты, ракеты и БПЛА, при определённых условиях могут стать основанием для применения ядерного оружия. Повод призадуматься не только гнилому неонацистскому режиму, но и всем врагам России, которые толкают мир к ядерной катастрофе.
Понятно, что каждая ситуация, дающая основание обратиться к ядерной защите, должна оцениваться в совокупности с другими факторами, а решение об использовании ЯО будет приниматься Верховным Главнокомандующим. Однако само изменение нормативных условий использования нашей страной ядерной компоненты может остудить пыл тех противников, кто не утратил ещё чувства самосохранения. Ну а для тупоголовых останется только римская максима: caelo tonantem credidimus Jovem Regnare…