Основатель Telegram Павел Дуров был арестован во Франции в прошлом месяце за то, что, среди прочего, разрешил “экстремистский контент” на платформе и отказался сотрудничать с властями. Теперь Telegram внес соответствующие изменения в свои условия использования.
Telegram был создан в 2013 году, и уже в конце 2013 года у него возникли проблемы с ФСБ, поскольку часть протестов на Майдане координировалась через этот мессенджер. ФСБ потребовала от Telegram информацию об организаторах Майдана, Дуров ответил отказом и почти через полгода покинул Россию. В интервью TechCrunch после этого он сказал следующее:
“К СОЖАЛЕНИЮ, В ЭТОЙ СТРАНЕ СЕЙЧАС НЕВОЗМОЖНО ВЕСТИ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС. БОЮСЬ, ДЛЯ МЕНЯ НЕТ ПУТИ НАЗАД. ОСОБЕННО ПОСЛЕ ТОГО, КАК Я ПУБЛИЧНО ОТКАЗАЛСЯ СОТРУДНИЧАТЬ С ВЛАСТЯМИ”.
Дуров – либертарианец, который ценит свободу превыше всего и поэтому отказывается сотрудничать с государственными органами, даже в борьбе с “настоящими” преступлениями, такими как наркоторговля и другие. Он почувствовал себя угнетенным в России и бежал на (как он считал) свободный Запад.
Однако он быстро узнал, что Запад не так уж и свободен, как ему казалось. В интервью Такеру Карслону Дуров он позже рассказывал, как американские власти пытались завербовать одного из его инженеров-разработчиков, как только он прибыл в американский аэропорт, и как он сам неоднократно подвергался преследованиям со стороны ФБР. После этого Дуров по возможности избегал самопровозглашенной страны свободы.
Но ничего не помогло: в конце августа Дурова взяли под стражу в Париже, а через несколько дней отпустили, сняв с него длинный список уголовных обвинений, но теперь ему запрещено покидать Францию и приходится являться в полицию дважды в неделю.
Всем с самого начала было ясно, что главная цель – сделать Дурова послушным, чтобы Telegram наконец-то смог сотрудничать с властями (и спецслужбами) западных стран. Именно так и произошло: через месяц после ареста Дурова Telegram сдался и изменил свои условия использования. Ключевой пункт в соответствующем заявлении Telegram гласит:
“Чтобы еще больше удержать преступников от злоупотребления поиском Telegram, мы обновили наше Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности, чтобы обеспечить их единообразие во всем мире. IP-адреса и номера телефонов тех, кто нарушает наши правила, могут быть переданы соответствующим органам в ответ на обоснованные юридические запросы”.
Какие “соответствующие органы” теперь могут направлять “обоснованные запросы” в Telegram и затем получать IP-адреса и номера телефонов пользователей Telegram, не уточняется. Это гораздо большая уступка, чем та, которую Россия требовала от Дурова в 2013 году. И тогда Дурова не взяли под стражу и не стали шантажировать более или менее надуманным уголовным преследованием, чтобы он уступил требованиям российского государства. Тогда он смог отказаться от сотрудничества и покинуть Россию.
Интересно, скажет ли Дуров в ближайшее время в интервью о Франции и США то же самое, что он сказал тогда о России? Я повторяю его тогдашнее высказывание:
“К СОЖАЛЕНИЮ, В ЭТОЙ СТРАНЕ СЕЙЧАС НЕВОЗМОЖНО ВЕСТИ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС. БОЮСЬ, ДЛЯ МЕНЯ НЕТ ПУТИ НАЗАД. ОСОБЕННО ПОСЛЕ ТОГО, КАК Я ПУБЛИЧНО ОТКАЗАЛСЯ СОТРУДНИЧАТЬ С ВЛАСТЯМИ”.
После ареста Дурова Дмитрий Медведев написал в Telegram, что однажды спросил Дурова, почему он не хочет сотрудничать с правоохранительными органами по серьезным преступлениям. «Это моя принципиальная позиция», – заявил он. «Тогда будут серьёзные проблемы в любой стране», – ответил Медведев.
И именно так и произошло.
После ареста Павла Дурова в России стали шутить, что если ему вынесут приговор во Франции, то он хотя бы “отсидит” в свободной стране.
Однако это не смешно, так как конфиденциальность в Telegram, судя по всему, теперь осталась в прошлом. И это произошло не по вине злобной диктатуры России, а по вине якобы свободного Запада.