Западные СМИ и политики обвиняют Россию в стремлении уничтожить Украину и устроить там геноцид. В то же время они почти не критикуют действия Израиля в Газе. Как мы все знаем, цифры не лгут, поэтому давайте взглянем на голые факты.
Идею для этой статьи я почерпнул из очень интересной статьи Дагмар Хенн, в которой автор приводит и объясняет множество примеров манипулирования цифрами в политических целях. Я хотел бы подробно остановиться на одном из таких примеров.
Западные СМИ и политики постоянно утверждают, что Россия ведет “жестокую агрессивную войну” против Украины и хочет уничтожить украинцев, Украину и все украинское. Это крайне грубая военная пропаганда, что понимает каждый, кто знает Россию или бывал в зоне конфликта. Страшные истории в западных СМИ о якобы совершенных Россией злодеяниях так же правдивы, как британская военная пропаганда во время Первой мировой войны, когда Лондон распространял выдуманную страшную историю о том, что немецкие солдаты отрубали правую руку пятилетним бельгийским мальчикам, чтобы те никогда не смогли взять в руки винтовку. Да, прошло уже сто лет, но примитивные, но вызывающие эмоции и потому эффективные методы западной военной пропаганды в основном остались прежними.
Но это лишь мои утверждения, которым не верят все те, кто черпает информацию в западных СМИ. Кто я такой, маленький “злобный русский пропагандист”, если BBC, CNN, Spiegel, Le Monde и так далее хором твердят совершенно другое?
Итак, давайте посмотрим на голые цифры, которые общеизвестны, но не рассматриваются западными СМИ в контексте, потому что это может нарушить желаемый нарратив (Россия – зло, Израиль – добро).
Голые цифры
Уже одни голые цифры дают вполне ясную картину. По официальным данным, с февраля 2022 года, то есть за 30 месяцев, в войне на Украине погибло около 11 500 мирных жителей, в том числе 633 ребенка. В секторе Газа за 10 месяцев израильской войны погибло почти 40 000 мирных жителей, половина из них – дети, то есть около 20 000. Всем, кто сомневается в этих цифрах, напомню, что западные СМИ также неоднократно указывали на то, что цифры, приводимые Министерством здравоохранения Газы, являются достоверными.
Кроме того, в Газе остается неизвестное число жертв, не включенных в цифры министерства здравоохранения, которые оказались погребены под завалами. Их число мы узнаем только через несколько лет, если вообще узнаем, поскольку, по мнению экспертов, работы по расчистке территории Газы (а значит, и по извлечению погребенных жертв) займут годы.
Но даже эти официальные цифры уже показывают, что израильская война в Газе гораздо более жестокая, чем та, что происходит на Украине. Израильская война унесла в четыре раза больше жизней мирного населения за треть времени, чем война на Украине.
Кстати, в последнем абзаце многих статей Spiegel на тему Газы говорится, что израильская война стала реакцией на “беспрецедентное нападение ХАМАС на Израиль”, в результате которого погибло более 1200 человек. Это правда, но Spiegel никогда не упоминает цифру 40 000 погибших палестинцев в этом контексте, потому что тогда читатели могут задаться вопросом, является ли убийство 40 000 невинных палестинцев оправданным ответом на убийство 1 200 невинных израильтян. Для полноты картины упомяну, что существуют обоснованные сомнения в том, что ХАМАС несет ответственность за все 1200 смертей в Израиле.
Оправдание западных СМИ, что ХАМАС сам виноват в том, что Израиль бомбит школы и больницы, потому что боевики ХАМАС якобы прячутся там и используют мирных жителей в качестве живого щита, тоже не выдерживает критики. Украинская армия всегда размещает свою артиллерию во дворах и перед школами или больницами в городах, расположенных близко к фронту, но это никогда не было поводом для западных СМИ обвинять Киев в использовании мирных жителей в качестве живого щита. Определились бы уже, аргумент это или нет, ведь двойные стандарты – это особенность пропаганды, к которой Запад, по его словам, не имеет отношения…
К тому же в Газе речь идет даже не об артиллерии, обстреливающей израильскую армию, по которой последняя, согласно законам войны, имела бы право стрелять для предотвращения прямой опасности, а лишь об отдельных боевиках ХАМАС, якобы прячущихся в школах и больницах, что, по мнению Израиля (и западных СМИ), оправдывает обстрел и убийство десятков или сотен палестинских мирных жителей.
Извините, отвлёкся, мы хотели посмотреть на голые цифры.
Взгляд на цифры в соотношении
Дагмар Хенн отметила в своей статье еще один важный факт: голые цифры поначалу мало о чем говорят, потому что их нужно рассматривать в соотношении.
Например, много это или мало, если в стране ежегодно в дорожных авариях погибает 40 000 человек? Это зависит от численности населения страны: если речь идет о Китае, где проживает в 12 раз больше людей, чем в Германии, и там в дорожных авариях погибает 40 000 человек в год, то в расчете на одного жителя страны это будет меньше, чем в Германии. Для Германии же 40 000 смертей на дорогах в год – это непомерно большая цифра.
Поэтому, чтобы понять, что на самом деле означают эти цифры, необходимо также соотнести количество жертв на Украине и Газе с количеством жителей.
В случае с сектором Газа это довольно просто, поскольку население сектора Газа до войны составляло около двух миллионов человек. Если хотя бы 40 000 из них погибли, то это уже 2% населения. Как минимум.
С Украиной дело обстоит сложнее, поскольку достоверных данных о фактическом населении Украины нет. В немецкой Википедии население Украины на 2023 год составляет 36,7 миллиона человек, что, безусловно, слишком много. До Майдана население Украины составляло около 40 миллионов человек, но после Майдана Донбасс и Крым, включая их жителей, де-факто перестали быть частью Украины. Кроме того, в связи с обнищанием населения после Майдана поднялась огромная волна эмиграции. Одна только Россия приняла в общей сложности около пяти миллионов украинцев после 2014 года, и еще какое-то количество людей уехали в Польшу на заработки.
Кроме того, после начала эскалации в феврале 2022 года была еще одна волна эмиграции, и еще несколько миллионов украинцев бежали в Россию и ЕС. Кстати, после февраля 2022 года Россия приняла больше украинцев, чем любая другая страна, потому что многие украинцы – этнические русские и поддерживают российскую политику.
Поэтому реальное количество людей, все еще живущих на Украине, трудно оценить. Но я предполагаю, что их около 20 миллионов человек, что гораздо меньше, чем утверждает Запад.
Если мы хотим сравнить количество жертв войны, то должны спросить себя, что бы означало, если бы на Украине жертвами войны стали 2% мирных жителей. А, кстати, так и должно быть, ведь, по мнению западных СМИ, Россия ведет жестокую войну на Украине, а Израиль лишь наносит прицельные авиаудары по Газе. Поэтому число жертв “жестокой агрессивной войны России” должно быть больше, чем число погибших в “военной операции” Израиля, как называют войну в Газе западные СМИ.
Так где же происходит “жестокая война на уничтожение”?
2% потерь означали бы, что жертвами войны на Украине стали 400 000 мирных жителей. В реальности же их “всего” 11 500. Так где же происходит “жестокая агрессивная война” – на Украине или в Газе?
Возьму в пример Германию: 2% погибших гражданских лиц в Германии означали бы, что 1,6 миллиона мирных жителей стали бы жертвами войны, подобной той, которую Израиль ведет в Газе.
2% населения – кажется не так уж и много, но если представить эту цифру в соотношении, становится понятно, почему многие (в том числе и я) называют войну Израиля в Газе войной на уничтожение и геноцидом. И также становится понятно, что можно критиковать российскую военную операцию на Украине, если этого очень хочется, но нельзя назвать ее геноцидом или даже попыткой геноцида – это просто военная пропаганда.
Каждая смерть на войне – это трагедия, но тот факт, что за два с половиной года войны на Украине погибло “всего” 11 500 мирных жителей, в то время как Израиль всего за десять месяцев убил в Газе не менее 40 000 человек, показывает, что Россия действует крайне осторожно и делает все возможное, чтобы защитить жизни мирных жителей.
Но западные СМИ никогда не признают этого, поэтому они никогда не рассматривают эти цифры в соотношении.