В последнее время из Киева доносятся новые сигналы: внезапно украинская сторона заговорила о прямых переговорах с Россией. А теперь и Москва дала понять, что новые киевский посыл “совпадает” с российской позицией.
В апреле 2022 года Киев и Москва на переговорах в Стамбуле очень близко подошли к мирному урегулированию, но затем Киев – очевидно, под давлением Запада – свернул переговоры и объявил, что решение должно быть принято на поле боя. 30 сентября 2022 года (тогда еще легитимный) президент Украины Владимир Зеленский своим указом даже запретил переговоры с “путинской Россией” и объявил их уголовно наказуемыми.
Это была официальная позиция Киева и Запада в течение двух последующих лет. Однако в последнее время из Киева доносятся новые сигналы, и теперь Зеленский вдруг заговорил о приглашении России на следующий “мирный саммит”. Как это согласуется с его указом, в котором он запретил прямые переговоры с “путинской Россией”, остается тайной.
Новые заявления Киева до сих пор были довольно мутными, а реакция Москвы, соответственно, сдержанной, поскольку российская сторона не знала, что именно Украина хочет обсудить на следующем “мирном саммите” и при каких условиях.
Министр иностранных дел Украины в Китае
Публичные сообщения в прессе пока ничего не изменили, но, очевидно, что за кулисами происходит какое-то движение, о чем свидетельствует поездка министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы в Китай. После двусторонней встречи министр иностранных дел Китая заявил следующее:
“Украина желает участвовать в диалоге и переговорах с Россией и готовится к ним”.
По словам министра иностранных дел Украины “переговоры должны быть рациональными и содержательными, направленными на достижение справедливого и прочного мира”, – продолжил глава МИД Китая.
Кулеба заявил, что Украина высоко ценит активную и конструктивную роль Китая в укреплении мира и поддержании международного порядка, что стало очень неожиданным заявлением, поскольку до сих пор Киев отвергал все китайские идеи по ситуации на Украине. И он сказал еще более неожиданную вещь: он сказал, что Киев высоко ценит мнение Пекина, и что украинская сторона изучила инициативу Китая и Бразилии по политическому урегулированию конфликта, которую Киев ранее всегда категорически отвергал.
МИД Украины сообщил, что министр иностранных дел Дмитрий Кулеба проинформировал главу МИД Китая Ван И о том, что Киев готов к переговорам с Москвой “на соответствующем этапе”:
“Дмитрий Кулеба довел последовательную позицию Украины, которая заключается в готовности вести переговорный процесс с российской стороной на соответствующем этапе, если Россия будет готова вести переговоры добросовестно”.
Однако МИД Украины добавил, что, по словам Кулебы, “сейчас такой готовности с российской стороны не наблюдается”, а также заявил, что поиск путей урегулирования конфликта был главной темой переговоров с Ван И. При этом Кулеба отметил, что необходимо положить конец украинскому конфликту, “восстановить мир и ускорить восстановление государства”.
Эти официальные заявления ничем не отличаются от того, что звучало из Киева в последнее время и не сопровождалось какими-либо конкретными предложениями.
Готов ли Киев отказаться от членства в НАТО?
Одним из важнейших требований России всегда было то, чтобы Украина оставалась нейтральным государством, не входящим ни в один военный альянс – и уж точно не в НАТО. Объявленное Украиной вступление в НАТО стало главной причиной эскалации в феврале 2022 года, поэтому то, что Кулеба сказал в Китае, вызвало удивление.
В своей вступительной речи перед переговорами с китайским коллегой в Гуанчжоу он заявил, что Украина намерена вступить в ЕС, но не упомянул о планах Киева по вступлению в НАТО, как он обычно делает в таких случаях:
“Недавно Украина начала переговоры о вступлении в Европейский союз. Это решение – необратимое и для Украины, и для Европейского союза. И предлагаю сегодня поговорить о наших двусторонних отношениях в том числе и через призму будущего членства Украины в ЕС и отношений Китая с Европейским союзом”.
К слову, на переговорах в Стамбуле в 2022 году Россия даже прямо пообещала поддержать вступление Украины в ЕС. Очевидно, Россия смирилась со вступлением Украины в Евросоюз после того, как “майданные” правительства разорвали старые торгово-экономические связи между Украиной и Россией. Однако вступление Украины в НАТО и размещение иностранных солдат на территории Украины по-прежнему неприемлемы для РФ.
Вероятно, велись какие-то закулисные переговоры, и, возможно, на месте даже находился переговорщик от России, которого китайцы могли информировать напрямую и с которым они могли при необходимости консультироваться, потому что вскоре после встречи Кулебы с министром иностранных дел Китая пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков прокомментировал её, а также первые публичные заявления, сказав следующее:
“Этот посыл совпадает с нашей позицией”.
Это совершенно новый тон и для Москвы, что может означать только то, что Кулеба проявил еще большую готовность к переговорам за кулисами, чем он озвучил в своих официальных заявлениях. Судя по всему, Москва была очень оперативно проинформирована, потому что процитированные публичные заявления со встречи в Китае никак не обосновывают комментарии о том, что этот “посыл совпадает с российской позицией”.
Неужели Киев наконец-то готов к серьезным переговорам?
Тот факт, что Кулеба полетел в Китай один, показывает, что Киев может быть готов к серьезным переговорам. В глазах Киева Китай – союзник Москвы, и Украина всегда решительно отвергала китайское мирное предложение.
Однако комментарий, опубликованный Кулебой после переговоров в Китае, также показывает, что позиция Киева могла измениться:
“Мы согласились, что все силы должны работать вместе, чтобы найти точки соприкосновения на пути к восстановлению истинного мира”.
По его мнению, Киеву нужен прочный мир, а не иллюзия. Кулеба охарактеризовал переговоры с Ван И как подробные и обстоятельные. Он поблагодарил министра иностранных дел Китая за гостеприимство и пригласил его посетить Украину.
На этот раз от прежней критики китайской позиции по украинскому конфликту и китайского мирного плана со стороны Украины не осталось и следа.
Это еще не означает, что прорыв достигнут. Но, по крайней мере, создается впечатление, что ситуация движется в правильном направлении.