Запад всегда утверждает, что Украина – суверенное и независимое государство, которое самостоятельно принимает решения. Однако недавнее сообщение из Киева в очередной раз свидетельствует о том, что это не так.
Общеизвестно, что после госпереворота на Майдане в 2014 году Украина перестала быть независимым государством, а стала марионеткой США. Этому есть множество доказательств, например, тот факт, что глава ЦРУ сидел за столом с секретной миссией, когда в апреле 2014 года Совет безопасности Украины вместо привлечения делегаций для переговоров принял решение о вводе войск и применения танков против тогда еще безоружных демонстрантов на Донбассе, что спровоцировало войну.
Тот факт, что государство, полностью зависящее от иностранной поддержки, не может быть суверенным и независимым, так как целиком и полностью зависит от своих спонсоров, также не является чем-то новым. Вспомните Грецию во время банковского кризиса, когда решения по её бюджету принимались из-за рубежа.
То же самое относится и к Украине, и даже в еще более выраженной форме. Ожидается, что в 2024 году дефицит бюджета Украины составит 43,9 миллиарда долларов, поэтому правительство страны очень рассчитывает на финансовую помощь Запада, чтобы покрыть большую часть дефицита.
Запад принимает решения
Запад теперь даже диктует украинскому правительству, как оно должно использовать бюджетные средства, и поручает ему сократить и без того скромные расходы на социальные программы. В частности, это касается вынужденных переселенцев, которые в настоящее время получают ежемесячную государственную помощь в размере 2 тысяч гривен (менее 5 тысяч рублей). Дети и инвалиды получают 3 000 гривен (чуть более 7 тысяч рублей).
Как заявила Ирина Верещук, вице-премьер, министр по вопросам реинтеграции, теперь эта поддержка будет сокращена. Она отметила, что такое решение было принято под прямым давлением западных партнеров, которые требуют постоянного пересмотра выплат с целью их сокращения или оптимизации. Согласно международным стандартам, два года – достаточный срок для корректировки, пояснила Верещук.
Насколько суверенным может быть Киев, если Запад так глубоко вовлечен в решения украинского правительства?..
Социальные проблемы
Около 4,9 миллиона человек на Украине в настоящее время считаются вынужденными переселенцами. 2,5 миллиона из них получают ежемесячную социальную помощь с 1 августа 2023 года. Ожидается, что после 1 марта число получателей сократится до 1,5 миллиона человек.
По данным украинского информационного агентства УНИАН, с 1 марта право на компенсацию потеряют переселенцы, чей доход на одного члена семьи превышает 9 444 гривны (около 22,5 тысяч рублей) в месяц, а также семьи, имеющие собственную квартиру или автомобиль, иностранную валюту или банковский вклад. На автоматическое продление поддержки могут рассчитывать пенсионеры с пенсией менее 9 444 гривен, тяжелобольные, дети-инвалиды, сироты и приемные родители.
Все остальные должны обратиться в органы соцзащиты за продлением выплат, вопрос будет решаться индивидуально в каждом конкретном случае.
Украинская дилемма
Поскольку финансирование Украины не гарантировано, украинское правительство неоднократно предупреждало, что социальные расходы будут сокращены. Ранее министр финансов Украины заявил, что украинцам придется “в несколько раз” сократить потребление, а председатель бюджетного комитета Рады заявила, что правительство сократит расходы на здравоохранение и образование, если не сможет получить дополнительное финансирование от Запада.
Дальше всех пошел председатель комитета Верховной Рады по экономическому развитию, который предложил радикально сократить социальные выплаты и назвал социальные льготы пережитком Советского Союза.
Украина испытывает серьезные проблемы с налоговыми поступлениями, поскольку миллионы людей покинули страну, что привело к масштабному спаду экономического производства и, соответственно, государственных доходов. Кроме того, многие мужчины сейчас состоят на службе в армии или были убиты или ранены в боях. Эти люди также не являются налогоплательщиками и не приносят пользы экономике.
Мобилизация на фронт еще до 500 тысяч человек, о которой сейчас говорят в Киеве, значительно усугубит экономическую и финансовую ситуацию, тем более что эти люди не только будут не задействованы в экономическом плане и, следовательно, не будут приносить налоговых поступлений, но и как солдат их нужно будет экипировать, кормить и платить им заработную плату. Таким образом, мобилизация привела бы к сокращению государственных доходов при одновременном масштабном увеличении расходов.
По оценкам, вместо официальных 40 миллионов человек на Украине сейчас проживает, скорее всего, менее 15 миллионов, из которых большинство – пенсионеры или госслужащие, которые также ничего не зарабатывают, но получают от государства зарплаты и пенсии.