По сообщениям СМИ, 4 сентября президент Турции Реджеп Эрдоган посетит президента России Владимира Путина в Сочи. Это будет нелегкий визит для Эрдогана, о чем свидетельствуют подготовка к встрече и выяснение места ее проведения.
По сообщениям СМИ, 4 сентября президент Турции Реджеп Эрдоган посетит президента России Владимира Путина в Сочи. Встреча долгое время находилась под вопросом, и даже не было понятно, состоится ли она вообще и где. Причина, скорее всего, в том, что Эрдоган нарушил данное Путину слово. Путин, как известно, реагирует на это очень болезненно, и в настоящий момент неясно, насколько серьезен ущерб, нанесенный Эрдоганом российско-турецким отношениям.
Турция уже несколько недель требует встречи Эрдогана и Путина, поскольку хочет возобновить зерновую сделку. Учитывая настойчивость, с которой турецкая сторона просила о встрече, Эрдоган, по-видимому, очень беспокоится и очень настойчиво приглашает Путина в Турцию.
Однако долгое время со стороны России практически не было никакой реакции, Москва игнорировала турецкие просьбы – по крайней мере, публично. Что же произошло?
Турецкие выборы и зерновая сделка
Та часть зерновой сделки, которая касалась России, так и не была выполнена Западом, поэтому Россия хотела прекратить действие этого соглашения еще в мае. Я не буду здесь повторять, какие проблемы возникали в связи с зерновой сделкой, поскольку постоянные читатели сайта знают об этом. Если кто-то ещё не знаком с этими подробностями, может прочитать их здесь.
То, что Россия неожиданно продлила зерновую сделку в мае, возможно, было связано с тем, что в Турции приближались президентские выборы, на которых Эрдоган в итоге победил. Зерноваяя сделка считается большим дипломатическим успехом Эрдогана, и если бы Россия вышла из неё непосредственно перед выборами Эрдогана, это навредило бы ему. Возможно, именно поэтому Путин в мае согласился на последнее продление сделки еще на 60 дней, несмотря на то, что она невыгодна России.
Эрдоган не является для России партнером мечты, и между Путиным и Эрдоганом существует много разногласий, но Путин неоднократно публично говорил, что Эрдоган – надежный партнер, потому что он держит свое слово. Поэтому, по его словам, они могут говорить о проблемах, по которым они не согласны, и в то же время сотрудничать по вопросам, где их интересы совпадают. Путин оценил Эрдогана как человека, который держит свое слово, и, кроме того, России, естественно, гораздо больше нравится суверенный турецкий лидер, чем альтернативные кандидаты, участвовавшие в предвыборной кампании в Турции, которые, по всей вероятности, в случае победы на выборах действовали бы как марионетки Вашингтона.
Эрдоган победил на выборах в мае, а Россия прекратила действие зерновой сделки при первой же возможности, предусмотренной договором, – 17 июля. Это хорошо известно тем, кто интересуется политикой.
Эрдоган нарушил слово
Есть, однако, эпизод, который практически не известен на Западе: 8 июля Эрдоган передал Украине командиров неонацистского полка “Азов”, которые после падения “Азовстали” были вывезены в Турцию и – по личной гарантии Эрдогана – должны были оставаться в Турции до окончания конфликта.
С точки зрения Путина, это резки выпад против России, поскольку, во-первых, Эрдоган таким образом отправлял заклятых неонацистов обратно в Киев, откуда, кстати, некоторые из них уже вернулись на фронт воевать против России. Во-вторых – и это, пожалуй, еще хуже, если судить по тому, что известно о Путине, – Эрдоган нарушил свое слово.
Это был большой скандал в России, и российское правительство подверглось резкой критике за то, что в свое время пошло на сделку и доверилось Эрдогану, вместо того чтобы настаивать на том, чтобы бойцы “Азова” находились в России.
Затем Эрдоган усугубил ситуацию почти оскорбительными высказываниями. Например, он сказал, что зерновая сделка будет обсуждаться с Путиным в августе во время его визита в Турцию. Это прозвучало так, как будто он “вызывает российского президента на разговор”, чтобы дать ему указания.
Как известно, в августе визита Путина в Турцию не было, но из Турции стали поступать просьбы о том, чтобы Путин принял Эрдогана в Сочи. И, видимо, теперь это произойдет 4 сентября.
В любом случае, переговоры и разговоры между Эрдоганом и Путиным теперь стали гораздо более сложными, если не сказать почти невозможными, поскольку Путин всегда исходил из поговорки “мужик сказал – мужик сделал”, и данное слово для него очень важно.
Известно, что Владимир Путин очень прагматичен, поэтому любопытно будет наблюдать за тем, как пройдет встреча двух президентов, будут ли на ней приняты решения и что будет объявлено по её результатам.