Twitter вышел из “Кодекса поведения по борьбе с дезинформацией” ЕС, поскольку, по словам Илона Маска, он ограничивает свободу слова. Это не сильно поможет, потому что с августа ранее добровольный кодекс станет юридически обязательным для всех. Вот вам и свобода слова в ЕС.
Год назад я уже сообщал о том, как работает цензура в ЕС. Для этого Комиссия ЕС приняла “Кодекс поведения по борьбе с дезинформацией” в 2018 году и ужесточила его в 2022 году.
Теперь Twitter объявил, что выйдет из этого ранее добровольного кодекса, поскольку он ограничивает свободу выражения мнений. Но ранее добровольный кодекс станет юридически обязательным для всех в ЕС с августа, поэтому Twitter может быть закрыт в ЕС к концу года.
Комиссар ЕС по внутреннему рынку Тьерри Бретон направил через Twitter жесткую угрозу в адрес Twitter:
“Twitter выходит из добровольного кодекса поведения ЕС против дезинформации – но обязательства остаются.
Вы можете бежать, но вы не можете спрятаться.
Помимо добровольных обязательств, борьба с дезинформацией станет юридическим обязательством в рамках #DSA с 25 августа.
Наши команды будут готовы к действиям”.
Оригинал:
Новый закон ЕС направлен на то, чтобы онлайн-платформы быстрее удаляли “незаконный” контент – например, мнения, отклоняющиеся от трансатлантического нарратива. Закон будет применяться на всей территории ЕС с середины февраля 2024 года, а на особо крупных платформах даже раньше.
До сих пор это делалось на добровольной основе по “Кодексу поведения по борьбе с дезинформацией” ЕС, но вскоре “Министерство правды” ЕС будет закреплено законодательно.
Министерство правды ЕС
Вероятно, лишь немногие слышали имя Веры Журовой, но у чешки важная работа. С 2019 года она является вице-президентом Комиссии ЕС и комиссаром по ценностям и прозрачности. Должность, которая в Советском Союзе, вероятно, называлась бы “Верховный политкомиссар”, действительно существует в Комиссии ЕС. Журова является, так сказать, – привет, Оруэлл – главой Министерства правды ЕС.
Журова очень серьезно относится к своей работе и неуклонно наращивает борьбу с “дезинформацией”. Она решает, что в ЕС является правдой и поэтому может быть освещено, а что является “дезинформацией” или “фейковыми новостями” и должно подвергаться цензуре.
В 2018 году ЕС опубликовал “Кодекс поведения по борьбе с дезинформацией”, а в июне 2022 года Журова, как она выразилась, “усилила” его. К кодексу, цель которого – оградить людей в ЕС от информации, которая не нравится Комиссии ЕС, присоединились “крупные онлайн-платформы, такие как Meta, Google, Twitter, TikTok и Microsoft, а также широкий круг других заинтересованных сторон, включая более мелкие или специализированные платформы, индустрию онлайн-рекламы, Ad-Tech-компании, компании по проверке фактов и представителей гражданского общества, а также другие заинтересованные стороны, привносящие конкретный опыт и решения для борьбы с дезинформацией”, как сообщил ЕС в то время.
Это показывает, что все эти якобы независимые организации находятся в одной лодке, работая вместе с ЕС над тем, чтобы решать, что является правдой, а что фейком, что люди должны знать, а что нет. Ни о каком контроле, который критически смотрел бы на ЕС, государства и правительства, речи не идет. Это якобы роль СМИ, которые раньше называли четвертой властью в государстве. Все эти организации, которые уже давно стали СМИ и зачастую имеют больший охват и силу воздействия на общественное мнение, чем классические СМИ, такие как газеты, радио и телевидение, сотрудничают с западными правительствами вместо того, чтобы сохранять необходимую критическую дистанцию.
Участники Цензурного кодекса ЕС обязуются – пока еще на добровольной основе – лишать доходов от рекламы каналы, которые, по мнению Комиссии ЕС, распространяют дезинформацию, обозначать их как ненадежные источники и отчитываться перед Комиссией ЕС о своих успехах в области цензуры.
Другим участникам было прямо предложено присоединиться к организованной, но скрытой цензуре в ЕС. Однако в этом уже нет необходимости, поскольку скоро эта цензура станет в ЕС юридически обязательной.
Некоторые из участников
Не новость, что Google и его дочерняя компания YouTube массово подвергают цензуре контент. Поэтому многие пользователи перешли на альтернативные платформы в надежде, что хоть там свобода слова еще возможна. Но цензура уже давно действует и там.
Среди новых членов, добровольно присоединившихся к Цензурному кодексу ЕС 2022 – Twitch, Vimeo, Clubhouse и поисковая система Neeva. Это означает, что видеоплатформы Twitch и Vimeo также последуют примеру YouTube, а результаты поиска Neeva будут предварительно отфильтрованы в соответствии с политическими предпочтениями ЕС и западных правительств, как это уже делает Google. И даже якобы свободная поисковая система DuckDuckGo в начале мая 2022 года официально заявила о своей приверженности “борьбе с дезинформацией” – то есть цензуре при отображении результатов поиска.
Думаете, зато у нас еще есть официальные, заслуживающие доверие СМИ? Едва ли, ведь они так же лояльны правительству, посвятили себя “борьбе с дезинформацией” и всеми силами борются с критическими голосами.
Поскольку западные СМИ также подпадают под эти ограничения, весь западный медиаландшафт классических и современных СМИ де-факто был приведен в соответствие. Медиа- и интернет-корпорации объединили усилия с Комиссией ЕС, чтобы отрезать немногие оставшиеся критические голоса от финансирования и надеть на них намордники в сети.
До сих пор это было добровольно, но скоро это станет юридическим требованием. Но это еще не все.
ЕС принимает закон против “иностранных агентов”
Запад критикует Россию за закон об “иностранных агентах”, который обязывает организации, политически активные в России, но финансируемые из-за рубежа, зарегистрироваться в качестве “иностранных агентов”, маркировать свои публикации соответствующим образом и раскрывать свои финансы российским властям. Что никогда не упоминается на Западе, так это то, что российский закон об иностранных агентах не является российским изобретением. В США закон FARA (Закон о регистрации иностранных агентов) действует с 1938 года. Его цель – предотвратить иностранное вмешательство в американскую политику. Согласно закону, любому, кто начинает политическую деятельность в США при иностранном финансировании и не регистрируется как “иностранный агент”, грозит штраф и/или тюремное заключение. Закон применяется очень жестко.
Россия, по сути, просто скопировала американский закон FARA, хотя наказания в российской копии этого американского закона менее суровы.
Сейчас ЕС также работает над подобным законом. Госпожа Журова заявила на конференции в Брюсселе 7 февраля 2023 года следующее:
“Мы активно работаем над созданием пакета законов в защиту демократии. Пакет будет включать конкретные законодательные инициативы, чтобы защищать нашу демократию от структур, финансируемых или связанными с иностранными государствами и ведущих экономическую деятельность в ЕС, которая может затронуть наше общественное мнение и демократию “.
Циничные двойные стандарты в Брюсселе
Итак, ЕС хочет помешать кому-либо из-за рубежа влиять на общественное мнение в ЕС. Интересно, направлено ли это также против американских компаний и НПО, которые доминируют в общественном мнении в ЕС? А ведь именно так и происходит, и об этом говорит тот факт, что один только Билл Гейтс финансирует самые значимые СМИ на сумму более 300 миллионов долларов. Другие американские олигархи, такие как Джордж Сорос или клан Рокфеллеров, делают то же самое. Не будем даже говорить о медиа-власти правительства США, которое только в Пентагоне платит 30 тысячам человек только за то, чтобы доносить до людей мнение правительства США, замаскированное под “новости”, “мнения экспертов”, “проверку фактов” и так далее.
В то время как ЕС хочет предотвратить иностранное влияние в сфере СМИ (что, конечно, не относится к влиянию США), откровенно циничным выглядит заявление главного дипломата ЕС Боррелля на той же конференции о том, что он будет активно поддерживать СМИ и порталы, классифицированные в России как иностранные агенты:
“Мы активно им помогаем, мы стоим на стороне российских независимых СМИ, защитников прав человека и гражданского общества. И это не просто риторика. Я не могу раскрывать детали, но, поверьте мне, именно мы поддерживаем их в практическом ключе. Не могу сказать как именно, поскольку окажу им дурную услугу”.
Но это еще не все, поскольку он также сказал на конференции, что санкции против российских СМИ фактически лишают их возможности работать в ЕС. Однако это не является цензурой, сказал Боррелль, потому что:
“Делая это, мы не нападаем на свободу выражения мнений, мы лишь защищаем свободу выражения мнений”.
Добро пожаловать в “1984” Оруэлла!
Небольшая хронология цензуры
За последние несколько месяцев я собрал отчеты о цензуре в Германии и покажу их здесь. Этот список ни в коем случае не претендует на полноту. Это лишь небольшая подборка примеров.
Компания OVALmedia была основана в 1998 году и до 2020 года получила несколько наград, включая премию Франко-германской журналистики. Документальный фильм “Пианомания” был показан в кинотеатрах 25 стран с 2010 года и получил несколько наград. Затем последовали фильмы для каналов Arte и 3Sat.
В 2020 году OVALmedia выпала из числа фаворитов, потому что критически наблюдала за политикой федерального правительства во время “короны”. Время высокооплачиваемых проектов для Arte и других телеканалов, таким образом, закончилось. В июле 2022 года YouTube удалил канал OVALmedia, который был важной частью финансирования компании. Это произошло вскоре после того, как госпожа Журова объявила об “усилении” цензурного кодекса, поэтому можно предположить, что именно это стало причиной неожиданного удаления.
Боритесь с критиками правительства!
В сентябре 2022 года интернет-издание NachDenkSeiten опубликовала статью, основанную на десятистраничном внутреннем документе правительства Германии, который был доступен редакции NachDenkSeiten. Содержание документа доказывало массовое манипулирование немецкими СМИ и общественным мнением в Германии со стороны федерального правительства. Документ показал, что несколько федеральных министерств оказывают влияние на СМИ, социальные сети, органы власти и образовательные учреждения в рамках операции по контролю за распространением информации о России и, таким образом, прямо влияют на формирование общественного мнения. Помимо Федерального министерства внутренних дел, в усилиях по стандартизации СМИ и влиянию на общественное мнение участвуют Министерство иностранных дел, Федеральное управление печати, Министерство транспорта, Министерство по делам семьи и Министерство обороны. По данным NachDenkSeiten, отвечает за это Федеральное министерство внутренних дел.
NachDenkSeiten с этим не смирились, и поэтому неудивительно, что федеральное правительство впоследствии объявило на них охоту и выпустило своих ищеек.
Федеральное правительство финансирует Центр либеральной современности, который имеет проект, также финансируемый федеральным правительством, под названием “анализ противников”, в рамках которого предпринимаются действия против свободных СМИ в целом и против NachDenkSeiten в частности. Короче говоря, для создателей “анализа противников” все критики НАТО являются “врагами демократии”. Я подробно рассказывал об этом в июле 2022 года, статью можно найти здесь.
NachDenkSeiten, как и OVALmedia до него, также столкнулась с трудностями финансирования после критики правительства, когда государство лишило ее статуса некоммерческой организации в ноябре 2022 года, с вступлением в силу 31 декабря 2022 года. Это сопровождалось кампанией в СМИ против NachDenkSeiten, в которой, например, Tagesspiegel принял участие, опубликовав эту статью.
Государственная пропаганда
Тот факт, что немецкие государственные СМИ (извините, они, конечно, называются “общественные СМИ”) участвуют в этой пропаганде, не нов. За последний год я сам несколько раз имел честь быть “восхваленным” в материалах ARD (содружество немецких общественных телерадиокомпаний) и ZDF (2-я программа телевидения Германии), последний раз, насколько мне известно, в ноябре 2022 года в материале ZDFzoom “Немецкие воины российской пропаганды”. Параллельно ZDFheute также выпустил большую статью о предполагаемой российской пропаганде, в которой госпоже Журовой было позволено продвигать свои цензурные кампании.
Впечатляет, насколько политики боятся критики и инакомыслия, если они считают необходимым использовать государственные СМИ, на которые выделяются миллиарды евро, для нападок на такого маленького блогера-одиночку, как я, работающего на своей кухне, чья страница посещается всего около трех миллионов раз в месяц (для сравнения: у Spiegel более 120 миллионов просмотров в месяц), и несколько раз в год подробно рассказывают об этом в своих передачах.
Арест в случае необходимости
Бывший организатор демонстраций инакомыслящих Михаэль Бальвег был арестован летом 2022 года за предполагаемое мошенничество. В Германии, согласно статье 121 Уголовно-процессуального кодекса (StPO), подозреваемый может находиться в предварительном заключении не более шести месяцев. Но важна точная формулировка закона:
“До тех пор, пока не вынесено решение, признающее наказание в виде лишения свободы или меру пресечения в виде заключения под стражу, исполнение предварительного заключения за одно и то же преступление может быть сохранено свыше шести месяцев только в том случае, если особая сложность или особый объем расследования или другая важная причина еще не позволяет вынести решение и оправдывает продолжение содержания под стражей”.
Ключевыми словами являются “за одно и то же преступление”. В деле Бальвега, однако, было трудно доказать мошенничество вообще. Поэтому, как сообщили адвокаты Бальвега, суд не усмотрел доказательств совершенного мошенничества, а только попытку мошенничества. Почти год Бальвег провел в предварительном заключении.
Именно здесь вступает в игру хитрость с формулировкой “за одно и то же преступление”, поскольку, чтобы не освобождать Бальвега из-под стражи, в ноябре 2022 года был выдан новый ордер на арест, на этот раз за попытку мошенничества, а старый ордер на арест за совершенное мошенничество был отменен. Таким образом, шестимесячный максимальный срок предварительного заключения снова начал отсчитываться с нуля, и Бальвегу пришлось остаться за решеткой.
За критику правительства в Германии можно оказаться в тюрьме без суда и следствия, а с помощью небольших юридических уловок очень легко продлить срок заключения.
Цензура чистой воды
Если посмотреть на то, что сейчас происходит в Германии и ЕС (а это лишь несколько примеров из 2022 года), то ни о какой свободе слова или даже свободной прессе уже не может быть и речи.
Лучшее определение свободы слова и прессы в моих глазах ошибочно приписывается Вольтеру, но даже если оно было только вложено в его уста, оно меткое:
“Я не одобряю того, что вы говорите, но я буду до смерти защищать ваше право говорить это”.
Страны-члены ЕС и НАТО поступают прямо противоположным образом.