Одна немецкая пекарня возобновила производство пасхальных кроликов из сахара, которые делались в нацистской Германии для прославления вермахта. Немецкие государственные СМИ не видят в этом ничего предосудительного.
15 апреля на сайте немецкого государственного телеканала SWR появилось сообщение под заголовком “Пасха с военными мотивами: Таких кроликов продаёт пекарня в Тюбингене“, в котором говорится о том, что ещё совсем недавно вызвало бы взрыв негодования во всём немецком обществе: немецкая пекарня достала из подвала формочки нацистской эпохи с изображением танков и артиллерии вермахта и снова использует их для производства пасхальных кроликов.
Однако такое открытое прославление войны и вермахта, а значит, и самой нацистской эпохи, вызывает у SWR не протест, а даже некое понимание. Такие слова, как “нацист”, “Третий рейх”, “вермахт” и так далее, в статье не встречаются.
Говоря о сахарных кроликах, SWR ностальгическом ключе упоминает о временах, когда шоколад был дефицитным и дорогим, и такие кролики были обычным пасхальным лакомством, не указывая, что эти фигурки отлиты из оригинальных форм, которые использовались в нацистскую эпоху для пропаганды нацистской войны и вермахта.
Интересно, SWR отреагировал бы так же спокойно, если бы, например, “Альтернатива для Германии” предложила на какой-нибудь партийной конференции сладости, сделанные с помощью форм, которые были частью немецкой военной пропаганды в эпоху нацизма?..
Статья SWR ещё раз показывает, что Россия не преувеличивает, когда говорит, что нацистская идеология снова становится допустимой в Европе – и в самой Германии – потому что тот факт, что оригинальные мотивы вермахта теперь могут использоваться в сладостях (и это не вызывает критики) – особенно на Пасху, религиозный праздник мира – показывает, что взгляд немецких СМИ на нацистскую эпоху и Вторую мировую войну действительно очень быстро изменился.
В статье SWR это никак не критикуется. А поскольку сообщение датировано 15 апреля, то есть появилось уже 3 дня назад, и немецкий медиа-мейнстрим до сих пор не посчитал нужным поднять эту тему, другие редакции немецких СМИ, похоже, тоже считают, что эти “военные кролики” из нацистской эпохи – нормальное явление.
И это, между прочим, всего за две недели до 80-й годовщины окончания войны.
Я перевёл для вас эту статью, чтобы вы сами могли составить мнение о ней:
Пасхальный кролик на танке или с пушкой: Пасха с военными мотивами: Таких кроликов продаёт пекарня в Тюбингене
Тюбингенская пекарня Café Lieb продаёт к Пасхе сахарных кроликов. Рецепт и мотивы заимствованы из прошлого, включая времена Второй мировой войны. Не всем это нравится.
К предстоящему празднику Пасхи пекарня Café Lieb в Тюбингене возвращает на прилавки своих сахарных кроликов. В течение двух дней этой акции она также показала, как изготавливаются эти кролики. Из подвала были извлечены все формы за последние девяносто лет, в том числе и с военными мотивами.
Так, например, в течение двух дней можно было купить пасхального кролика на танке или с пушкой. Тюбингенская ассоциация политики мира “Informationsstelle Militarisierung (IMI)” потрясена.
Продажа сахарных кроликов: рецепт и мотивы военного времени
По словам представителей Café Lieb, рецепт сахарных кроликов восходит к тем временам, когда ингредиентов было мало, не говоря уже о шоколаде. Эти кролики готовятся из сахара, сливок и воды. Мотивы взяты тоже из тех времён. Среди них есть и военные, которые можно было купить, например, во время Второй мировой войны.
По словам мастера-кондитера, военные мотивы пользовались особым успехом в киоске при пекарне Тюбингена: “Пожилые люди говорят, что помнят их с детства. И многие старики просто хотят купить их снова в качестве сувенира”, – говорит Ульрих Буоб. На протяжении десятилетий пекарня хранила военные мотивы в шкафу, но в этом году решила предложить их на два дня в рамках особой акции. К сожалению, это отвечает реалиям времени, говорит мастер-кондитер.
Критика становится громкой: Военные мотивы – дурной вкус?
Ассоциация IMI узнала об этой акции из газеты “Schwäbisches Tagblatt” и была потрясена. В интервью радио SWR член ассоциации Реза Шварц отметила, что подобные акции приводят к тривиализации и нормализации армии и милитаризма. “Почему-то люди горюют по старым добрым временам войны. Я считаю, что это издевательство над людьми, которые пострадали от неё”, – говорит Шварц.
Для владельца пекарни Германа Леймгрубера сахарные кролики являются частью традиции – во всех возможных формах. Они передаются из поколения в поколение уже 90 лет. Он не понимает всей этой шумихи. “Боже мой, это же часть нашей истории. Раньше дети получали на Пасху кролика на танке. Не всегда нужно извращать мир”, – говорит он, оправдывая свою акцию.
Критика военных мотивов в старом городе Тюбингена
В ходе опроса, проведенного SWR в старом городе Тюбингена, все случайно выбранные респонденты очень критически отнеслись к этим мотивам. Многие удивлены тем, что такие сахарные кролики оказались в продаже. Один мужчина был раздражён: “Это сразу наводит на меня тоску, потому что отражает текущую политическую ситуацию в мире”. Одна женщина сказала: “Пасха – это мир, а не танки”. Для неё это совсем не сочетается.