Даже на второй день после того, как президент России Владимир Путин анонсировал прямые переговоры с Украиной в Стамбуле, остается неясным, какие делегации будут направлены. Ходят слухи, что на переговоры могут приехать Путин и Трамп.
На этой неделе больше всего вопросов вызывает то, состоятся ли прямые переговоры между Россией и Украиной в четверг, каков будет состав делегаций, какие страны еще могут оказаться за столом переговоров и встретятся ли президенты Трамп, Зеленский и Путин. Все возможно, есть много предположений, и неясно, что именно будет обсуждаться.
Ниже я расскажу о развитии событий во вторник.
Приедет ли Владимир Путин?
Западные СМИ утверждают, что Владимир Путин обещал принять участие в переговорах, что совершенно не соответствует действительности. В своей речи президент не упоминал об этом, и из России не поступало никаких других заявлений о том, что он намерен лично присутствовать на встрече.
Думаю, что в появлении этих слухов виноват Зеленский, который согласился на прямые переговоры на следующий день после предложения Путина под давлением США и заявил, что лично поедет в Стамбул и будет там ждать российского лидера.
С учетом стремительного развития событий на данный момент, конечно, ничего нельзя исключать, но я думаю, что приезд Владимира Путина на встречу очень маловероятен, потому что обычно такие сложные переговоры проводятся советниками правительств, которые сначала договариваются о принципиальных вопросах. И только потом главы государств и правительств встречаются для завершения переговоров. Такой процесс не начинается со встречи президентов, он заканчивается ею.
Ультиматум Трампа
Президент США Дональд Трамп выступает за прямые контакты между Россией и Украиной для урегулирования конфликта. Если этого не произойдет, Вашингтон выйдет из переговорного процесса, пояснил в интервью Breitbart News Стивен Уиткофф, спецпосланник президента США:
“Президент выдвинул ультиматум обеим сторонам, что без этих прямых переговоров, если они не состоятся быстро, то, считает он, Соединенные Штаты должны дистанцироваться от этого конфликта, что бы это ни значило, и просто не вмешиваться в него. Это то, в чем мы хотим выступить посредниками. Это не наша война. Не мы начали войну, но мы хотим помочь положить ей конец. Речь идет о прекращении огня: все прекращают насилие, и мы проводим немного времени вместе, чтобы убедиться, что мы можем справиться с основными проблемами. Я думаю, что мы сможем”.
По мнению Уиткоффа, “есть большие шансы положить конец этому конфликту”, если прямые переговоры между Россией и Украиной пройдут успешно. Он считает, что выход США из процесса урегулирования “будет плох для всех: для европейцев, для украинцев, нехорошо для русских”.
Ранее Трамп заявлял, что его правительство откажется от попыток найти мирное решение украинского кризиса, если одна из сторон будет препятствовать переговорному процессу. Он также намекнул, что Вашингтон выйдет из переговоров, если достичь соглашения будет невозможно.
Кто едет в Стамбул?
Пока неизвестно, кто из России едет в Стамбул. Российские аналитики предполагают, что это будут министр иностранных дел Сергей Лавров и советник Владимира Путина по внешней политике Юрий Ушаков.
От Украины в Стамбул поедет Зеленский, который непременно возьмет с собой делегацию советников и министров. Однако пока неизвестно, кого Зеленский намерен отправить на переговоры. По всей видимости, он хочет подождать и посмотреть на состав российской делегации, прежде чем объявлять состав своей команды, тем более что Зеленский по-прежнему утверждает, что рассчитывает на личную встречу с Владимиром Путиным.
Кстати, Зеленский, похоже, сильно “не в себе”, о чем свидетельствует интервью с ним, опубликованное немецким журналом Spiegel, в котором тот не ответил четко ни на один вопрос. Интервью получилось таким же информативным, как меню киоска с пирожками. Очень жаль, потому что я бы с удовольствием рассказал о нем, но получается, что писать просто не о чем.
Кстати, Зеленский также прокомментировал фактический запрет на переговоры с Россией, который он сам же установил 4 октября 2022 года. Однако не в интервью Spiegel, потому что немецкий журнал никогда бы не спросил подобного, так как его читатели не должны знать об этом:
“Решением Совета национальной безопасности и обороны я сделал так – и конституция об этом тоже говорит, – что именно я выполняю эту миссию и никто, кроме меня, не может вести переговоры относительно суверенитета Украины, никто, кроме меня, не может вести соответствующие переговоры с лидером России и других стран. Это мои права и обязанности. Я ничего себе не запрещал”.
Правительство США сообщило, что на переговоры в Стамбул отправится высокопоставленная американская делегация. Президент США Дональд Трамп в настоящее время находится на Ближнем Востоке, и, если сообщения верны, он отправит в Турцию, где в это же время будет проходить встреча министров обороны стран НАТО, госсекретаря США Рубио и спецпосланника Уиткоффа.
Поэтому Рубио, скорее всего, будет присутствовать на встрече министров иностранных дел стран НАТО в Анталье, а Уиткофф, вероятно, отправится на российско-украинскую встречу в Стамбул. Поедет ли в Стамбул спецпосланник Келлогг, пока не сообщается.
Сам президент США Трамп накануне заявил, что в случае необходимости тоже полетит в Турцию.
Отправит ли Запад войска на Украину?
Вопрос о том, пошлет ли Запад – то есть европейцы – войска на Украину, также был вновь поднят. Первым этот вопрос вернул на повестку дня спецпосланник США Келлогг, заявивший, что Штаты обсуждают со своими союзниками план урегулирования украинского конфликта, который предусматривает размещение к западу от Днепра сил сдерживания, состоящих из контингентов четырех европейских стран. В интервью телеканалу Fox Келлог сказал:
“Мы говорим о силах сдерживания, то, что носит название “евротройки”, сейчас фактически “еврочетверка”. Речь идет о британцах, французах, немцах и поляках, силы которых должны располагаться к западу от Днепра вне зоны соприкосновения. На востоке должны быть миротворческие силы с вовлечением третьей стороны, которая будет наблюдать за соблюдением режима прекращения огня”.
Келлог считается проукраинским, что лишний раз подтвердило это заявление, поскольку Россия вряд ли согласится на размещение западных войск на Украине, что она уже не раз недвусмысленно подчеркивала. Поскольку это общеизвестно, я интерпретирую подобные заявления как попытки создать неприемлемые условия для России до начала переговоров и тем самым сорвать их.
Далее Келлогг заявил, что для переговоров по территориальному вопросу необходимо сначала заморозить конфликт вдоль линий соприкосновения. Затем важно начать переговоры. Речь также шла о Запорожской атомной электростанции, на которую США положили глаз и которую они хотели бы взять под свой контроль.
В понедельник в Лондоне министерства иностранных дел Великобритании, Испании, Италии, Польши, Франции, Германии и ЕС подчеркнули свою “приверженность надежным гарантиям безопасности для Украины”, что также включает “изучение возможности создания коалиции из воздушных, сухопутных и морских сил сдерживания, которые могли бы помочь создать уверенность в любом будущем мире и поддержать воссоздание Вооруженных сил Украины”.
Мэтью Уитакер, постпред США при НАТО, подтвердил, что Штаты примут участие в этих переговорах – правда, не собираясь отправлять свои войска на Украину, – и заявил, что американцы обсудят с Европой возможные варианты размещения западных войск на Украине в случае заключения мирного соглашения. При этом он не дал прямого ответа на вопрос, готов ли Вашингтон оказать Брюсселю поддержку, которая позволила бы Европе направить войска на Украину.
Польша сразу же выступила с возражениями. Министр обороны Польши заявил, что планов по отправке польских войск на Украину нет. От Франции, Германии и Великобритании я не видел никакой реакции по вопросу отправки войск на Украину во вторник.
Повестка дня пока неизвестна
На вопрос российского информационного агентства ТАСС о текущем состоянии подготовки к встрече турецкий МИД ответил, что у Турции пока нет официальной программы возможных переговоров между Россией и Украиной 15 мая в Стамбуле. Если будет официальная программа или будут назначены официальные встречи, об этом будет объявлено, сказали в министерстве.
Это заявление нельзя интерпретировать как возможность того, что встреча может не состояться. Ответ сформулирован “дипломатическим языком”, а в дипломатии проводится различие между официальными и, например, неофициальными переговорами. Официальные встречи занимают более высокое место в дипломатической иерархии.
Поскольку пока неясно, кто будет входить в состав делегаций, которые, вероятно, встретятся, дипломатический характер встречи также пока неизвестен.
А что же Германия?
Во вторник правительство Германии выступило со своими (уже ставшими привычными) угрозами, о которых я сообщил.
Во вторник правительство Германии возобновило свои угрозы в адрес России. Федеральный канцлер Фридрих Мерц заявил прессе, что ЕС готов ввести более жесткие санкции против Москвы, если на этой неделе не будет достигнут прогресс в вопросе прекращения войны на Украине. Он не упомянул о том, что в тот же день газета Handelsblatt сообщила, что Евросоюз уже не знает, какие еще санкции вводить.
Во вторник в Handelsblatt можно было прочитать следующее:
“Мы достигли предела того, что можем сделать с помощью санкций”, – сказал евродипломат. Таким образом, пакет санкций не выйдет за рамки 16-го пакета, который уже был согласован. Ожидается, что в список попавшего под санкции теневого флота будут добавлены еще несколько нефтяных танкеров”.
Министр иностранных дел ФРГ Вадефуль и министр обороны Писториус также пригрозили России новыми санкциями, если переговоры в Стамбуле провалятся. Однако они не уточнили, какие именно санкции они хотят ввести.