Внутренняя политика – это не та тема, о которой я люблю писать, но после федеральных выборов я сделаю небольшое исключение.
Я нахожу статьи, которые пишут немецкие СМИ, такие как Spiegel, о Саре Вагенкнехт и стремительном падении ее партии забавными, потому что все они игнорируют важнейший момент. Я задаюсь вопросом, неужели редакторы Spiegel настолько увязли в своем пузыре, что ничего не понимают, или же они намеренно не упоминают об этом.
Разделённая страна
В Германии есть две группы избирателей, которые, в свою очередь, делятся на подгруппы. С одной стороны, есть избиратели, всю жизнь отдающие свои голоса за партии блока ХДС/ХСС, СДПГ, СвДП и “зелёных”, которые со времен войны управляли Федеративной Республикой Германия различными составами. Это привело к многочисленным сменам правительства, но ни разу – к реальным изменениям в политике. Пожалуй, единственным исключением был Вилли Брандт, который своей Ostpolitik (Восточной политикой) немного изменил политическое направление, по крайней мере, в одной области.
Если эти избиратели мейнстримных партий недовольны правительством, они просто голосуют за другую партию блока, несмотря на то, что в политике после этого практически ничего не меняется.
Другая группа избирателей в Германии – это люди, которые отвернулись от блоковых партий, потому что больше не чувствуют, что их интересы отражены в них или в политической системе Германии. По данным опросов, это около половины немцев, многие из которых просто перестали голосовать.
Это видно и по результатам выборов: почти 20% не голосовали вообще, а из тех, кто голосовал, около 30% (если учитывать левых, то почти 40%) не голосовали за партии блока. Это означает, что почти половина немцев не голосовала за партии блока.
Раскол между этими двумя группами избирателей очень глубок. И он станет ещё глубже, потому что блоковые партии и лояльные им СМИ делают всё возможное, чтобы дискредитировать и оскорбить ту половину немцев, которая отвернулась от блоковых партий, вместо того чтобы проводить политику, способную вновь объединить народ Германии.
Большой шанс Сары
У Сары Вагенкнехт были все шансы пройти в Бундестаг с двузначным результатом на выборах. Есть только одна причина, по которой её партия не добилась этого результата и даже не прошла в Бундестаг: она не поняла того, о чём я только что написал.
Многие немцы, разочаровавшиеся в блоковых партиях, относятся к партии “Альтернатива для Германии” (АдГ) с недоверием. На это есть свои причины. Кому-то может не нравиться антимиграционная риторика АдГ, и на него влияют кампании в СМИ, которые очерняют партию – хотя и несправедливо – и называют её “нацистской”.
Других может оттолкнуть тот факт, что АдГ придерживается неолиберальных взглядов на экономические вопросы и вряд ли сможет что-то изменить в решении социальных проблем Германии. Других может насторожить тот факт, что в предвыборной программе АдГ по-прежнему говорится о том, что НАТО обеспечивает мир, несмотря на то, что сама партия выступает против санкций в отношении России. Существует множество позиций АдГ, которые нравятся далеко не всем и которые удерживают многих немцев от голосования за эту партию.
Затем появилась Вагенкнехт со своей партией “Союз Сары Вагенкнехт”, которая показалась маяком надежды именно для тех людей, которые больше не хотят иметь ничего общего с партиями блока, но по каким-то причинам не хотят голосовать за АдГ.
Вагенкнехт позиционирует себя как сторонница реалистичной политики в миграционном вопросе, но при этом делает акцент на критике неолиберальной экономической системы и призывает к увеличению социальной защиты. Она также критически относится к НАТО.
Но красивые слова Вагенкнехт не соответствуют тому, что она реализует на практике.
Сара не может определиться
После выборов в Восточной Германии, на которых Вагенкнехт добилась большого успеха, она решила вести коалиционные переговоры с теми самыми блоковыми партиями, в которых так разочарованы её избиратели. У Сары не хватило смелости сделать то, чего хотят её избиратели: либо управлять страной без мейнстрима, если это возможно, либо уйти в оппозицию.
Пример СвДП, которая в 2017 году ушла в оппозицию, потому что заявила, что лучше не управлять страной вообще, чем управлять ей плохо, мог бы показать Саре, что избиратели одобряют принципиальную позицию, тем более что опыт СвДП подтверждает и обратное: партия наказана за свое участие в светофорной коалиции тем, что её выгнали из Бундестага.
Почему Вагенкнехт вступила в коалиционные переговоры с партиями блока на Востоке, остаётся её тайной. Факт в том, что это было её большой ошибкой, потому что избиратели отвернулись от её партии, что завершилось тем, что она не смогла преодолеть 5-процентный барьер.
Но такая нерешительность характерна для Вагенкнехт. Она попала в заголовки газет, когда вместе с Алисой Шварцер призвала к миру на Украине, но она была непоследовательна, потому что, хотя она, конечно, говорила об ошибках Запада на Украине, она также называла Владимира Путина “преступником” (из собственных убеждений или чтобы не стать жертвой СМИ, пока неясно). Таким образом, Сара Вагенкнехт не смогла чётко определиться с линией.
Это же стало очевидным после выборов на востоке страны, где она добилась успеха благодаря своим громким словам на выборах, но затем стала сотрудничать с партиями, которые проводят совершенно иную политику, чем хотят её избиратели.
Упущенная возможность
Это подтверждают и результаты опросов: к августу 2024 года “Союзу Сары Вагенкнехт” удалось достичь 9%, но с началом коалиционных переговоров на востоке страны началось падение популярности партии, которое было таким же стремительным, как и предыдущий подъем.
Если бы Вагенкнехт тогда сохранила принципиальность, её партия почти наверняка вошла бы в Бундестаг с двузначным результатом, а не провалилась бы на пятипроцентном барьере.
Теперь же она проиграла выборы в Бундестаг. Тот факт, что Сара теперь думает о том, чтобы юридически пересмотреть результаты выборов и обвинить в случившемся все опросы, в которых “Союз Сары Вгенкнехт”, по её мнению, получил слишком низкий рейтинг, показывает, что она явно не понимает, в чём кроется проблема.
Сара Вагенкнехт упустила прекрасную возможность что-то изменить в Германии. Если бы она чётко проводила свою линию, противоположную политике партий блока в экономической, социальной, внешнеполитической и миграционной сферах, и сохранила бы её после успехов на востоке страны, она могла бы получить двузначный результат на выборах. “Союз Сары Вагенкнехт” вместе с АдГ создали бы реальную оппозицию в Бундестаге, которая в сумме получила бы около 30% мест.
Возможно, это заставило бы партии блока проснуться и наконец-то изменить свою политику. Пусть даже из страха, что на следующих выборах им уже не удастся получить большинство.
Но теперь возможность упущена, и у руля снова будет коалиция блоковых партий, которые знают только одну политическую линию: “продолжаем в том же духе!”