Spiegel опубликовал несколько статей о “беспрецедентных фальсификациях” на выборах в Молдавии, ответственность за которые, разумеется, несёт Россия. Эти выборы и репортаж Spiegel показывают, как немецкие СМИ держат людей в неведении.
21 октября, на следующий день после того, как состоялись президентские выборы и референдум о вступлении Молдавии в ЕС, я рассказал о средствах, использованных молдавским правительством для проведения манипуляций на выборах. Я не хочу повторять всё это сейчас, вы можете прочитать подробности здесь.
Манипуляции выборов
Несмотря на все манипуляции, результат оказался сокрушительным для прозападного президента Санду, так как в итоге только 50,38% избирателей проголосовали за вступление страны в ЕС. Однако есть подозрения в фальсификации результатов голосования, поскольку после подсчета 90,04% голосов, поданных на референдуме о вступлении страны в ЕС, 53,8% избирателей все ещё были против вступления в ЕС. Результат изменился только после подсчета последних 10% голосов.
В своей статье, ссылка на которую приведена выше, я писал, что придерживаюсь мнения, что это, вероятно, произошло бы и без фальсификации выборов, а лишь благодаря манипуляциям, инициированным правительством Санду перед ними. Но теперь я в этом сомневаюсь.
Манипуляции правительства Санду включали в себя значительное увеличение количества избирательных участков в странах, где проживают прозападные молдавские эмигранты, и значительное уменьшение количества избирательных участков в странах, где проживают молдаване, критически настроенные по отношению к Западу. В России, например, было открыто всего два избирательных участка для примерно полумиллиона молдаван, в то время как в Италии было открыто 60 избирательных участков, в Германии – 26, во Франции – 20, в Великобритании – 17, в США и Румынии – по 16, в Испании – 11, в Ирландии – 10, хотя во всех этих странах вместе взятых молдаван меньше, чем в России.
Поскольку из примерно 3,5 миллионов молдаван около миллиона покинули страну из-за крайней бедности, их голоса играют чрезвычайно важную роль на выборах. Для примерно полумиллиона молдаван, находящихся в России, было открыто всего два избирательных участка, тогда как для примерно полумиллиона молдаван в других странах – около 230, что показывает, как правительство Санду хотело манипулировать результатами выборов, сделав де-факто невозможным участие в них для тех, кто голосовал не так, как хотела бы Санду.
Были ли результаты выборов сфальсифицированы?
Теперь выясняется, что моё первоначальное мнение о том, что этих манипуляций было достаточно для достижения нужного результата (в пользу вступления в ЕС), было ошибочным. Это объясняется тем, что молдавская избирательная комиссия до сих пор не опубликовала результаты голосования на зарубежных избирательных участках. На сайте избирательной комиссии представлена подробная информация только об избирательных участках в стране.
По предварительным данным избирательной комиссии, действующий президент Майя Санду вышла во второй тур с результатом 42,49% (656 000 голосов), а бывший генеральный прокурор Александр Стояногло – с результатом 25,95% (401 000 голосов). За вступление Молдавии в ЕС высказались 50,38% (750 000 голосов), против – 49,62% (738 000 голосов).
235 000 молдаван проголосовали на избирательных участках за рубежом. По данным избирательной комиссии, 70% (169 000 голосов) из них проголосовали за Санду, и 76% (181 000 голосов) поддержали вступление страны в ЕС. Однако избирательная комиссия не опубликовала результаты выборов по отдельным участкам, а только общий результат голосования за рубежом.
Это означает, что в самой Молдавии было 569 000 голосов за вступление в ЕС и 684 000 голосов против. Таким образом, вступление в ЕС в Молдавии отвергается абсолютным большинством.
При таком однозначном результате есть основания подозревать, что подсчёт голосов был сфальсифицирован из-за рубежа, чтобы в последний момент добиться желаемого результата – большинства в пользу вступления в Евросоюз, даже если за него проголосовало всего 50,38%. Тот факт, что избирательная комиссия (пока) не опубликовала детали голосования за рубежом, усиливает это подозрение.
Критика со стороны ОБСЕ
В своём первом отчете после выборов даже ОБСЕ, которой ещё год назад было нечего критиковать в связи с тем, что правительство Санду за два дня до местных выборов исключило из избирательных списков 8 605 кандидатов от оппозиции, выступила с критикой проведения выборов.
Привязка референдума о вступлении в ЕС к президентским выборам в Молдавии создала почву для злоупотребления государственными ресурсами и неравного отношения к кандидатам, говорится в промежуточном отчете миссии наблюдателей ОБСЕ, который был представлен на следующий день после выборов в столице Молдавии Кишиневе. В нем говорится следующее:
“Совмещение референдума с выборами без корректировки избирательных правил способствовало созданию неравных условий для кандидатов в президенты. Кроме того, из-за отсутствия правил, обязывающих государственные органы сохранять нейтралитет, не было никаких гарантий того, что государственные ресурсы не будут использоваться не по назначению во время выборов”.
ОБСЕ также косвенно затронула тему цензуры в Молдавии, где были запрещены практически все оппозиционные СМИ. ОБСЕ подвергла критике тот факт, что президент страны Майя Санду занимала привилегированное положение в СМИ и использовала государственные ресурсы во время предвыборной кампании. В ОБСЕ это звучало следующим образом:
“Средства массовой информации отдавали предпочтение действующему президенту во время предвыборной кампании и при подготовке к референдуму. У соперников не было равных шансов”.
“Масштабы фальсификаций беспрецедентны”
Если взглянуть на то, что сообщил Spiegel о выборах в Молдавии, то это настоящая сатира. Читатели Spiegel не узнали ничего из того, о чём я только что сообщил. Вместо этого журнал опубликовал статью под заголовком “Выборы в Молдавии – “Масштабы фальсификаций беспрецедентны“, во вступлении к которой Spiegel написал следующее:
“В Молдавии Майя Санду потерпела два крупных поражения. Президент вынуждена пойти на второй тур выборов, а на голосовании по вопросу о вступлении страны в ЕС она побеждает лишь с небольшим перевесом. Стоит ли за этими результатами Россия?”
Статья в основном посвящена тому, что Санду и Запад обвиняют Россию во вмешательстве в выборы. Среди прочего, Spiegel цитирует утверждения Санду о том, что 300 000 голосов “против” на референдуме о вступлении в Евросоюз были куплены на деньги из России, и пишет
“Мы имеем дело с беспрецедентной атакой на свободу и демократию в нашей стране”, – заявила Майя Санду в ночь выборов. “Преступные группы в сотрудничестве с иностранными державами” добились беспрецедентных для Молдавии результатов: “Масштабы фальсификаций беспрецедентны”.
Звучит драматично, но даже согласно официальной информации из Молдавии, это ложь. 23 октября антикоррупционное ведомство страны сообщило, что существует около 400 предполагаемых случаев подкупа избирателей, и ведомство проводит расследование.
Однако западная пропаганда известна тем, что не говорит всей правды, поэтому после выборов ЕС, США и многие западные страны единодушно обвинили Россию во вмешательстве в молдавские выборы.