По сообщениям СМИ, НАТО хочет открыть новую штаб-квартиру в Ростоке в октябре. Это будет явным нарушением договора “2+4”, который регулировал процесс воссоединения Германии.
В Ростоке будет развернут новый командный центр НАТО на Балтийском море под названием Command Task Force Baltic. Новая штаб-квартира НАТО в Ростоке будет связана с оперативно-командным центром ВМС Германии и в будущем будет управлять всеми операциями в Балтийском море и над ним, пишет газета Ostsee-Zeitung. Ключевое предложение сообщения гласит:
“С этой целью на Варнов будут переведены солдаты из всех соседних стран”.
Из Ostsee-Zeitung мы также узнаем, что на месте верфей в Варнемюнде будет построена база НАТО:
“Кроме того, на этом месте планируется построить базу НАТО – логистическую базу для альянса. Из так называемого “узла развертывания” можно будет быстро и в любое время перебросить солдат, боеприпасы и боевые машины – особенно в страны Балтии и Скандинавии”.
Статья в газете Ostsee-Zeitung была опубликована около 3 часов ночи 14 октября. Сообщение ещё не получило официального подтверждения, но к вечеру 14 октября оно не было опровергнуто, что позволяет предположить, что оно соответствует действительности, поскольку НАТО и Федеральное министерство обороны обычно быстро опровергают информацию.
Нарушение договора “2+4”
Создание баз НАТО станет явным нарушением договора “2+4”, который регулировал процесс воссоединения Германии. Статья 5 договора регулирует вывод советских вооруженных сил из бывшей ГДР, а также предусматривает, что на её территории никогда не будут размещаться иностранные вооруженные силы, а только силы бундесвера. В конце статьи 5 параграфа 3 договора “2+4” недвусмысленно говорится следующее:
“Иностранные войска и ядерное оружие или его носители не будут размещаться в данной части Германии и развертываться там.”
Строго говоря, вторая часть фразы о том, что иностранные вооруженные силы не могут “развертываться” на территории бывшей ГДР, может быть истолкована даже как запрет на перевозку иностранных вооруженных формирований через территорию бывшей ГДР, что уже давно является обычной практикой, если Германия служит центром для учений НАТО. Например, если происходит переброска американских войск и американского оружия в Западную Германию, а оттуда по железной дороге и автотранспортом через территорию бывшей ГДР в Восточную Европу.
Но если о перевозке иностранных войск через территорию бывшей ГДР еще можно спорить, то о создании баз НАТО, в том числе о размещении иностранных солдат на территории бывшей ГДР, в договоре “2+4” сказано четко: он запрещает это без всяких “если” и “но”.
Немецкое правительство и бундесвер, по-видимому, прекрасно знают об этом, потому что газета Ostsee-Zeitung также пишет, что немецкие власти не хотят комментировать это, и, видимо, по уважительной причине:
“В то время как германские ВМС воздерживаются от комментариев по поводу новой штаб-квартиры в ответ на вопрос OZ, партнеры по альянсу в Швеции уже не скрывают восторга: “С CTF Baltic мы будем лучше координировать и согласовывать наши совместные действия в Балтийском море”, – говорит Патрик Гардестен, заместитель командующего ВМС Швеции”. “В связи со все более ухудшающейся ситуацией в сфере безопасности требуется более четкая координация военно-морских сил в Балтийском море и прилегающих водах”, – говорится в заявлении шведов”.
К каким последствиям может привести нарушение договора
На фоне заявлений скандинавских и балтийских стран о том, что НАТО должна лишить Россию, имеющую два крупных города на Балтике – Санкт-Петербург и Калининград, доступа к Балтийскому морю, становится ясно, что Россия, скорее всего, воспримет создание базы НАТО в Ростоке как враждебный шаг.
В России, которая сыграла решающую роль в воссоединении Германии, поскольку Франция и Великобритания, в частности, изначально были категорически против этого, а Советский Союз выступал за, это, вероятно, придаст дополнительный импульс голосам, открыто рассматривающим возможность отказа от договора “2+4”. Трудно предсказать, к каким последствиям это может привести, поскольку к этому шагу по разным причинам могут присоединиться и другие страны.
В качестве примера можно привести Польшу, которая требует от Германии более квадриллиона евро в качестве репараций за ущерб, нанесенный во время Второй мировой войны. Германия, в частности, утверждает, что все претензии были погашены после вступления в силу договора “2+4”. Если Польша вместе с другими государствами, которые также хотели бы получить деньги от Германии, прибегнет к каким-либо юридическим и политическим уловкам, чтобы согласиться на непризнание договора, что может произойти не сейчас, а через десять лет, это может очень дорого обойтись Германии.
Таким образом, немецкое правительство, чтобы удовлетворить нынешнюю антироссийскую политику, играет с огнём в долгосрочной перспективе.
Конечно, на данном этапе это лишь предположение, но это один из возможных сценариев, если Россия решит отозвать свою подпись и признание договора “2+4” из-за того, что он не раз был нарушен Германией.
Предыдущие нарушения Германией договора “2+4”
Я уже сообщал о нарушениях Германией договора “2+4” несколько месяцев назад и повторю это снова в свете нынешней ситуации.
Различные федеральные правительства уже неоднократно нарушали положения договора. Статья 2 договора “2+4”, например, гласит:
“Правительства Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии подтверждают свои заявления о том, что с немецкой земли будет исходить только мир. Согласно конституции объединенной Германии действия, могущие и преследующие цель нарушить мир между народами, в особенности подготовка к ведению наступательной войны, являются антиконституционными и наказуемыми. Правительства Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии заявляют, что объединенная Германия никогда не применит оружие, которым она располагает, иначе как в соответствии с ее конституцией и Уставом Организации Объединенных Наций.”
Война НАТО против Югославии в 1999 году, в которой участвовала Германия, несомненно, была нарушением Устава ООН, поскольку, согласно Уставу, военная сила может быть применена против другого государства только в целях самообороны в случае нападения или же с одобрения Совета Безопасности ООН. Однако Югославия не нападала на другое государство (и уж тем более на государство НАТО), и Совет Безопасности ООН не санкционировал агрессивную войну НАТО против Югославии. Спустя годы тогдашний канцлер Герхард Шрёдер сам открыто признал, что нарушил международное право.
Кстати, Германия также нарушила договор “2+4” при заключении Минских соглашений. Или как можно увязать признание Меркель о том, что она никогда не собиралась выполнять Минские соглашения, а лишь хотела выиграть время, чтобы вооружить Украину для войны с Россией, с утверждением в договоре “2+4”, что “с немецкой земли будет исходить только мир”?
Это лишь примеры явных нарушений договора “2+4”, список можно продолжить.
Нарушения преамбулы
В таких договорах есть преамбулы, то есть своего рода предисловия, которые не являются частью договора, но важны как декларация намерений для интерпретации текста договора. Например, в преамбуле договора “2+4” говорится, что подписавшие его стороны, включая воссоединенную Германию:
“преисполненные решимости учитывать интересы безопасности каждого;
убежденные в необходимости окончательно преодолеть антагонизм и развивать сотрудничество в Европе…”
Проблема в том, что Германия – одна из тех стран, которые игнорируют интересы безопасности России. Я не устаю повторять, что, вероятно, самой важной причиной военной интервенции России на Украину была решимость Запада – при поддержке Германии – втянуть Украину в НАТО. Россия чувствует в связи с этим такую угрозу своей безопасности, что не видит другого способа предотвратить вступление Украины в альянс, как только с помощью силы.
Вы не обязаны разделять эту точку зрения, но тот, кто подписывает юридически обязывающее соглашение в соответствии с международным правом о том, что он “преисполнен решимости учитывать интересы безопасности каждого”, не может просто игнорировать их, как это делала Германия в 2021 и 2022 годах до эскалации на Украине. В конце концов, Россия до самого конца призывала к переговорам о взаимных гарантиях безопасности, в то время как Запад отказался даже вести переговоры.
Если бы Германия действовала в соответствии с преамбулой договора “2+4” и учитывала интересы безопасности России, не допустив вступления Украины в НАТО или хотя бы призвав США и НАТО к серьезным переговорам с Россией, эскалации гражданской войны на Украине в феврале 2022 года не произошло бы.
Более того, правительство Германии теперь заявляет, что порядок безопасности в Европе должен обсуждаться без России. Это также является явным нарушением договора, поскольку означает, что Германия хочет создать систему безопасности против России вместо того, чтобы создавать общую безопасность на европейском континенте. Как это согласуется с тем заявлением об учитывании “интересов безопасности каждого” – включая Россию – закреплённым в договоре “2+4”?
Таким образом, Германия явно нарушает преамбулу договора “2+4” уже долгое время. Теперь же налицо ещё одно открытое и грубое нарушение положений договора.