Грузия выразила готовность примириться с отколовшимися от неё народами – осетинами и абхазами, которые находятся под защитой России. Сергей Лавров заявил, что Россия хочет помочь в этом вопросе, что было положительно воспринято в Грузии.
Чтобы понять, о чём идет речь, нужно вспомнить войну 2008 года и её предысторию:
Предыстория
Границы государств – преемников Советского Союза восходят к границам, которые СССР когда-то провел по своей территории. В то время эти границы внутри страны не имели особого значения. В этом плане их можно сравнить с границами Германии, где людям было все равно, относятся они, например, к Нижней Саксонии или Гессену.
Когда Советский Союз распался, эти границы вдруг приобрели реальное значение. В частности, на Кавказе это привело к ряду войн в начале 90-х годов. Например, территория осетин, небольшой этнической группы на границе Грузии и России, была разделена на Северную и Южную Осетию. Северная часть принадлежала России, южная – Грузии. Произвольно проведенная граница прошла прямо через сердце народа, который внезапно оказался разделен, не желая этого. Абхазы, как предполагалось, также должны были стать частью нового государства Грузия.
История уходит корнями еще дальше, ведь даже во время потрясений гражданской войны в России после Октябрьской революции осетины сопротивлялись вхождению в состав Грузии и в течение двух лет вели войну против грузинских вооруженных сил.
И абхазы, и осетины никогда не хотели становиться частью Грузии, поэтому в 1991 году в регионе начались войны, унесшие тысячи жизней и вынудившие десятки тысяч людей стать беженцами. В конце концов было достигнуто соглашение о прекращении огня с демаркационными линиями, которые должны были охраняться миротворцами СНГ под руководством России. В результате Абхазия и Южная Осетия стали независимыми территориями, хотя ни одна страна в мире не признала их независимость. Таким образом, у людей не было даже признанных паспортов. А люди без гражданства, по сути, лишены прав.
Тогда и Грузия, и Россия предложили выдать народу паспорта, и народ проголосовал за российские, а не грузинские документы, что, конечно же, не понравилось Грузии.
В последующие годы на демаркационной линии неоднократно происходили инциденты, но они не имели особых последствий.
Война в Грузии 2008 года
Все изменилось 8 августа 2008 года, когда грузинское правительство под руководством Михаила Саакашвили использовало один инцидент как предлог для нападения на российские миротворческие силы и вторжения в Южную Осетию вскоре после полуночи. Целую ночь они обстреливали жилые кварталы югоосетинской столицы Цхинвал, в результате чего погибли сотни мирных жителей.
Российская армия прибыла в зону боевых действий только на следующий день, чтобы помочь своим миротворцам, оказавшимся в трудном положении, и отбросила грузинскую армию. Война продолжалась всего пять дней и закончилась уничтожением грузинской армии и временной оккупацией части территории Грузии российскими войсками. Однако уже через несколько дней они снова вышли.
В результате Южная Осетия и Абхазия окончательно провозгласили свою независимость и теперь рассматривают себя как независимые государства, что признали Россия и некоторые другие страны. Грузия же продолжает рассматривать эти территории как часть своего государства.
С тех пор Грузия и Россия не поддерживают дипломатических отношений, хотя Грузия является популярным местом отдыха для россиян, чья экономика вряд ли смогла бы выжить без российского рынка для сбыта грузинской продукции и без российских туристов.
Вопрос вины
Расследованием обстоятельств войны занимался Совет Европейского Союза, который направил туда миссию по установлению фактов. В своем заключительном докладе комиссия Совета ЕС пришла к выводу, что нападение Грузии было нарушением международного права, вмешательство России подпадает под действие международного права и что временная оккупация Россией части Грузии не была нарушением международного права, а была лишь чрезмерной реакцией.
Таким образом, Совет Европейского Союза пришел к очень четкой оценке событий и возложил вину за войну на Грузию. Обратите внимание, что это результат доклада Евросоюза, а не злобной “российской пропаганды”.
Однако до сих пор западные политики и СМИ обвиняют Россию в том, что она напала на Грузию без причины, только из империалистических побуждений, и называют войну одним из “грехов” России, который якобы доказывает ее “имперские амбиции”.
Официально Грузия также придерживается этой линии и до сих пор называет Россию виновницей войны.
Смена курса в Грузии
Я только что сообщил о том, что обстановка в Грузии накануне выборов, которые пройдут в конце октября, меняется. Грузинское правительство приняло законы, которые не нравятся Западу, в результате чего ЕС приостановил процесс вступления страны в Евросоюз, а США начали вводить санкции против грузинских чиновников.
Таким давлением Запад во главе с США, очевидно, заставил грузинское правительство пересмотреть свои взгляды. Правительство находится у власти уже 12 лет и всё это время придерживалось прозападного курса, но, видимо, натиск Запада, требующего безоговорочного выполнения западных указаний, что-то изменил.
8 августа 2024 года, в 16-ю годовщину начала войны, премьер-министр Грузии объявил, что правительство страны проведет расследование событий 2008 года. Позже он и другие ведущие политики правительства заявили, что агрессором была Грузия.
Основатель и почетный председатель правящей партии заявил на предвыборном мероприятии 14 сентября, что после выборов правительство Грузии принесет извинения за войну между осетинами и грузинами в 2008 году, которую спровоцировали бывший президент Грузии Михаил Саакашвили и его партия по приказу иностранных государств. По его мнению, это единственный способ примирить враждующие народы. Спустя два дня исполнительный секретарь партии “Грузинская мечта” подчеркнул, что примирение с осетинами и абхазами невозможно без извинений за войну.
В качестве первоначальной реакции МИД Абхазии заявил, что извинения Грузии за войну могут стать началом процесса примирения.
Лавров протягивает руку
На пресс-конференции в рамках Генеральной Ассамблеи ООН 28 сентября министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил, что Россия готова поддержать процесс примирения между Грузией, Южной Осетией и Абхазией, если стороны будут в этом заинтересованы:
“Это очевидно, что нынешнее грузинское руководство просто честно оценивает прошлое. Они так и сказали, что “хотим примирения исторического”. В каком виде, какой форме это примирение может произойти – это решать самим странам – и Абхазии, и Южной Осетии. Они соседи с Грузией, там все равно какие-то контакты неизбежны. Если будет интерес со всех сторон в нормализации этих отношений, обеспечении договоренностей о ненападении, чтобы никогда не возникало ни у кого желания [совершить нападение]. Мы в случае заинтересованности сторон, будем готовы помогать (…) То, что начал войну [экс-президент Грузии Михаил] Саакашвили, – это было известно всем, кроме, может быть, наших западных коллег и грузинского президента госпожи [Саломе] Зурабишвили. Потому что сразу после 2008 года было заказано Евросоюзом исследование или расследование, которое проводила уважаемая швейцарка Хайди Тальявини, в докладе которой по итогам этого расследования четко было написано, что начал все это Саакашвили. Поэтому тут даже удивляться не надо”.
Реакция
Правительство Грузии положительно отреагировало на заявление Лаврова. Каха Каладзе, генеральный секретарь правящей партии “Грузинская мечта – демократическая Грузия” и мэр Тбилиси, заявил журналистам следующее:
“Что касается заявления министра иностранных дел России, то, конечно, наши власти положительно оценивают упомянутое заявление. То, что Россия приветствует и будет способствовать примирению [Грузии с Абхазией и Южной Осетией], конечно же, позитивно”.
Он добавил, что после слов о готовности содействовать примирению с Южной Осетией и Абхазией “было бы хорошо перейти к действенным шагам, в частности, он предложил приступить к разработке плана по выводу российских военнослужащих из Абхазии и Южной Осетии”.
Министерство иностранных дел Абхазии незамедлительно прокомментировало заявления генерального секретаря грузинской правящей партии так:
“Ознакомились с заявлением Кахи Каладзе о том, что власти Грузии предлагают России после слов Лаврова о готовности помочь в налаживании отношений с Абхазией и Южной Осетией перейти к конкретным мерам. В связи с этим хотелось бы напомнить грузинским политикам, что Грузии самой следовало бы урегулировать отношения с Россией, ведь как известно, между Грузией и Россией на данный момент отсутствуют дипломатические отношения. Поэтому вместо того, чтобы в предвыборной гонке спекулировать на несоответствующих действительности стереотипах о “территориальной целостности Грузии” и прочими мифическими терминами, грузинским политикам следовало бы начать с установления дипломатических отношений с Россией”.
Говоря об отношениях между Абхазией и Россией, МИД Абхазии подчеркнул, что “Абхазия и РФ являются стратегическими союзниками, абхазо-российские межгосударственные отношения основаны на взаимовыгодных межгосударственных договорах и соглашениях, в том числе определяющих пребывание в Абхазии российской военной базы и совместную охрану государственной границы Республики Абхазия”. В качестве предварительного условия для будущих отношений с Грузией Министерство иностранных дел Абхазии отметило, что “Грузия должна признать Республику Абхазия в качестве суверенного и независимого государства и подписать юридически обязывающий документ о неприменении силы”.
Так что, конечно, впереди ещё долгий путь, но, судя по всему, первые шаги к примирению уже делаются (спустя 16 лет после войны), и мне очень хотелось бы узнать, что обсуждается за кулисами.
Очевидно, что американское правительство не в восторге от этих событий. Если правящая партия Грузии победит на предстоящих выборах – а опросы предсказывают ей уверенную победу, – Штаты рискуют потерять контроль над страной на российской границе, которую в случае необходимости можно было бы использовать против России. Поэтому следует ожидать, что прозападные сети и НПО в Грузии после выборов 26 октября выведут своих сторонников на улицы, чтобы свергнуть правительство в ходе очередной цветной революции, обвинив их (как это обычно бывает) в фальсификации выборов.