После прихода, а вернее, возвращения к власти в Польше в декабре 2023 года Дональда Туска руководство Германии вздохнуло с облегчением, ведь у них снова появилась надежда на перезапуск сложных отношений с соседней страной. Правившая в республике с 2015 года партия “Закон и справедливость” (ЗиС) постоянно культивировала образ “злобной” Германии: в конце 2021 года лидер ЗиС Ярослав Качиньский даже публично высказал мнение, что Германия чуть ли не стремится построить федеративный Европейский союз под своим предводительством и тем самым создать “Четвертый рейх”. Вопрос репараций за ущерб в годы Второй мировой войны, поставки российского газа в ФРГ и ее роль в оказании военной помощи Киеву — все это активно муссировали тогдашние польские власти в невыгодном для Германии свете, что отравляло двусторонние отношения.
И вот пришел Туск, которого в ЗиС называли “слугой Берлина”. Известно, что он поддерживал дружеские отношения с бывшим канцлером Германии Ангелой Меркель. Его бабушка была немкой. Новое польское руководство отказалось от требований репараций в заявленном изначально размере (6,2 трлн злотых — около $1,5 трлн), предложив германской стороне найти “креативное решение” для компенсации ущерба.
Поставки газа из России прекратились, военная помощь Украине со стороны Германии росла, и отношения между соседями стали теплеть. Казалось, что даже может воцариться полная гармония. Зазвучали идеи о том, чтобы наполнить новой жизнью так называемый Веймарский треугольник (Германия, Франция и Польша), сформированный в августе 1991 года как инструмент сближения Польши с ЕС и НАТО, превратить его в движущую силу единой Европы.
Реальность диктует свои условия
Однако реальность снова все расставила на свои места. В середине августа этого года газета Süddeutsche Zeitung сообщила, что Генпрокуратура ФРГ выдала ордер на арест украинского инструктора по дайвингу, подозреваемого в причастности к подрывам трубопроводов “Северный поток” и “Северный поток — 2”. СМИ писали, что польские власти вообще не содействовали расследованию диверсий, с самого начала оказались не готовы к сотрудничеству и даже помогли подозреваемому скрыться и бежать на Украину.
В конце августа немецкие СМИ выдали новую порцию подробностей. По их информации, разыскиваемый властями ФРГ по делу о подрыве газопроводов некто Владимир Ш. (возможно, Ж.) уже после того, как был выдан ордер на его арест, пересек границу с Украиной на автомобиле украинского посольства в Варшаве. Как сообщил журнал Spiegel со ссылкой на собственные источники, в рамках германо-польских межправительственных консультаций в начале июля Берлину и вовсе было заявлено, что Польша не намерена помогать по делу о подрыве “Северных потоков”. В структурах безопасности изданию сказали, что “возмущение правительства ФРГ и немецких органов действиями Варшавы велико”, “нечестную игру полякам не забудут”.
В Германии ряд политиков и экспертов после этого открыто заявили, что Украина и Польша, очевидно, договорились о подрыве “Северных потоков” и что нужно требовать от них возмещения убытков.
На фоне таких негативных новостей Туск решил в последний момент отменить намеченный на 12 сентября визит в Германию. Он должен был отправиться в Потсдам, где ему хотели вручить премию M100 Media Award, присуждаемую “личностям, приверженным укреплению демократии, свободы слова и свободы прессы, а также европейскому взаимопониманию”. Туск сослался на внутренние обстоятельства. Отменил свою поездку в Потсдам — официально “в связи с нестыковками в графике работы” — и Шольц, который должен был выступить там с поздравительной речью.
Местные наблюдатели тут же усмотрели причину отмены визита Туска в ухудшении отношений из-за ситуации с расследованием подрыва газопроводов. И понятно почему. Например, 17 августа Туск опубликовал пост в соцсети X, в котором потребовал от “патронов “Северных потоков” извиниться и замолчать”. По данным газеты The Wall Street Journal (WSJ), власти в ФРГ “были ошеломлены” таким заявлением. Однако ни одна сторона не подтвердила, что отмена поездки как-то связана с политическими разногласиями.
Усугубление кризиса — погранконтроль
Еще одной причиной ухудшения отношений между Берлином и Варшавой стало решение властей ФРГ ввести с 16 сентября временный контроль на всех сухопутных границах страны в целях сокращения нелегальной миграции. Этому предшествовал теракт в городе Золинген, где 23 августа 26-летний сириец напал с ножом на посетителей фестиваля, убил троих и ранил еще восьмерых. После атаки и в свете предстоящих земельных выборов в Тюрингии и Саксонии власти ФРГ в спешном порядке согласовали пакет мер по ужесточению миграционного законодательства.
Здесь нужно констатировать, что Германия уже давно не справляется с приемом беженцев. Ведомства по делам иностранцев буквально завалены запросами на предоставление убежища, массово депортировать опасных преступников из числа нелегалов сложно по целому ряду причин: часто мигрантам попросту удается скрыться или же нет разрешения принимающих стран на полеты с высланными лицами. В то же время с властями Сирии и Афганистана ФРГ не поддерживает дипломатические отношения и технические контакты происходят через посредничество, например, Катара. По данным МВД ФРГ, только в первом полугодии этого года в 14 601 случае попытки депортировать из страны мигрантов закончились ничем. За весь 2023 год были зарегистрированы 31 330 неудачных попыток выслать из страны нежелательных иностранцев.
Так что временные проверки на границах являются вынужденным решением. Именно на востоке ФРГ наблюдалась особенно сложная ситуация с точки зрения незаконного пересечения границы. Сотрудники федеральной полиции зарегистрировали в 2023 году на 143,7% таких случаев больше, чем в 2022 году.
При этом на границе с Польшей выборочный контроль уже осуществляется с октября прошлого года, то есть ничего нового тут нет. Однако польские власти воспользовались этим, чтобы попенять на своего западного соседа. Туск раскритиковал решение Германии закрыть границы, назвав подобные действия неприемлемыми. 12 сентября министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский сообщил, что Варшава планирует вынести на обсуждение Еврокомиссии введение Берлином временного контроля на сухопутных границах.
Кто будет патроном для Прибалтики?
Польша претендует на руководящую роль среди партнеров по НАТО в Восточной Европе и наращивает свой военный потенциал, возможно, как никакая другая страна альянса. Причем Варшава не раз заявляла о готовности усилить присутствие в странах Балтии, в том числе в Литве, где Германия намерена разместить танковую бригаду Бундесвера, которая должна быть в полной боевой готовности к 2027 году.
Для правительства ФРГ такие устремления Польши как соль на рану, поскольку именно Берлин решил взять на себя функции своеобразного заступника за балтийские государства. С 2017 года ФРГ руководит в Литве миссией НАТО Enhanced Forward Presence (EFP, “Расширенного передового присутствия НАТО”), в рамках которых разные страны — члены альянса размещают свои войска на восточном фланге блока на непродолжительные периоды времени.
Как ожидается, общая численность немецких военных, которые будут находиться в Литве, составит около 4,8 тыс. военных и примерно 200 гражданских сотрудников ВС ФРГ. Постоянным местом дислокации станет полигон Руднинкай недалеко от границы с Белоруссией. Однако процесс формирования бригады продвигается крайне медленно: пока туда были отправлены лишь 20 человек из числа военных специалистов, еще 120 прибудут в начале октября. В этой связи не исключено, что власти Литвы не пренебрегут возможностью в среднесрочной перспективе действительно усилить сотрудничество в военной сфере именно с Польшей. В Берлине это наверняка расценят как очередной выпад поляков. В любом случае позиции ФРГ на востоке НАТО и в самом альянсе ослабнут.
Отношения между Берлином и Варшавой, как известно, никогда не были простыми, и с определенной точки зрения логично, что переживают очередной кризис. Окрепший, своенравный восточный сосед, пытающийся усилить свои позиции в ЕС и НАТО, не нужен ФРГ точно так же, как Польше — сильная Германия, которая к тому же вызывает в памяти у поляков недобрые воспоминания.
На этом фоне складывается впечатление, что никакой “Веймарский треугольник”, несмотря на все потуги придать ему новую жизнь, уже не поможет установить настоящую гармонию в отношениях соседних стран. Остается только ждать, где еще столкнутся интересы Берлина и Варшавы. Как говорится, насильно мил не будешь. Но по сравнению с былыми временами разница в том, что у Германии теперь нет и России, через отношения с которой можно было бы влиять на Польшу.