ГлавнаяПолитикаЦели Китая в Африке "Долговая ловушка" или равноправие?

Цели Китая в Африке “Долговая ловушка” или равноправие?

Западные СМИ и политики постоянно кричат о том, что Китай своими инвестициями заманивает африканские государства в зависимость и “долговую ловушку”. В этой связи интересно взглянуть на саммит Китай-Африка, который состоялся на прошлой неделе.

Обвинения Запада в адрес Китая относительно того, что тот своими инвестициями заманивает другие страны в “долговую ловушку”, – это излюбленное, но абсурдное обвинение Запада, который постоянно обвиняет Китай в том, что делает сам. Когда организации, контролируемые Западом, такие как МВФ или Всемирный банк, “помогают” бедным странам кредитами, всегда выдвигаются условия, которые очень часто приводят к тому, что эти страны впоследствии попадают в долговую ловушку и вынуждены проводить приватизацию, на которой наживаются западные корпорации.

Кроме того, эти страны всегда вынуждены подчиняться политике Запада, если хотят получить кредиты. Украина и Греция – не единственные страны, которые могут рассказать вам пару историй на эту тему.

Однако ни одна страна еще не оказывалась в подобной ситуации в результате получения китайских кредитов. И Китай не выдвигает никаких политических условий при инвестировании или предоставлении кредитов другим странам.

На прошлой неделе в Пекине прошел очередной саммит Китай-Африка, который сопровождался аналогичными опасениями со стороны Запада. Однако, похоже, Запад также осознал, насколько ослабли его собственные позиции в Африке из-за неолиберальной политики, которой там все чаще оказывают открытое сопротивление. Свидетельством такого осознания стала статья в журнале Spiegel под названием “Форум Китай-Африка – лицом к лицу с Си“. В статье Spiegel, безусловно, признал проблемы Запада, о чем свидетельствует уже вступление:

“Каждые три года Народная Республика и почти все африканские страны встречаются на саммите. Это мегасобытие в Пекине показывает, что китайская дипломатия делает правильно. И где отстает Запад”.

Однако Spiegel не славится излишней объективностью, о чем свидетельствует изменение заголовка статьи. Изначально он гласил: “Форум Китай-Африка – саммит показывает влияние Китая в Африке и то, что Запад делает неправильно”, но редакции Spiegel не понравился такой честный заголовок, поэтому теперь он гласит: “Форум Китай-Африка – лицом к лицу с Си”.

Старший корреспондент представительства ТАСС в Пекине сообщил о саммите, и его статья ясно показывает планы и методы Китая в Африке, поэтому я хочу показать её вам:

“Долговая ловушка” или стремление к равноправию: какие цели преследует Китай в Африке

Николай Селищев — о том, какие пути к модернизации наметили Пекин и представители более 50 стран Африканского континента

Лидеры и представители высшего руководства более 50 стран Африки посетили столицу КНР, где состоялся саммит 9-го Форума китайско-африканского сотрудничества (ФКАС). Одним из наиболее примечательных моментов в ходе его проведения стала публикация Пекинской декларации о создании всепогодного китайско-африканского судьбоносного сообщества в новую эпоху.

Этот документ был распространен под лозунгом солидарности в деле модернизации и качественного развития. Кроме того, в нем неоднократно подчеркивается глобальный характер сотрудничества Китая с Африкой. Декларация стала дорожной картой, руководствуясь которой, Пекин и африканские государства намерены продвигать не только торгово-экономические, но и культурно-гуманитарные, научно-образовательные проекты. “Китай поддерживает африканские страны в глобальном управлении, прежде всего чтобы они в соответствии с толерантным подходом обладали еще большим влиянием и играли более значительную роль в урегулировании вопросов глобального характера”, — подчеркивается в ней.

Финансовая помощь Китая Африке

5 сентября председатель КНР Си Цзиньпин объявил об очередных мерах поддержки африканским странам. В частности, Пекин в ближайшие три года окажет им финансовую помощь в размере 360 млрд юаней (более $50 млрд) для реализации совместных партнерских проектов. Эта сумма включает 210 млрд юаней ($29,5 млрд) по кредитной линии, 80 млрд юаней (примерно $11,2 млрд) для содействия “в различных формах” и не менее 70 млрд юаней ($9,8 млрд) в виде инвестиций со стороны китайских компаний.

Кроме того, Африка получит 1 млрд юаней ($140 млн по текущему курсу) для развития современного сельского хозяйства. С целью реализации этой программы Пекин также направит в регион 500 специалистов.

Правительство КНР предусматривает и множество других проектов, призванных создать в африканских странах прослойку образованных спецов. Так, в ближайшее время Пекин выделит 60 тыс. вакансий для обучения африканцев в Китае (в основном для женщин и представителей молодежи).

Особое внимание китайские власти уделяют сотрудничеству в области профессиональной подготовки, связанной с национальной обороной и трансграничной безопасностью. В связи с этим в обозримом будущем КНР планирует организовать обучение 6 тыс. военнослужащих и 1 тыс. сотрудников правоохранительных органов стран Африки.

Выделение Китаем кредитов африканским государствам постоянно обсуждается на Западе и зачастую трактуется как “кредитная западня Пекина”. Министерство иностранных дел КНР неоднократно опровергало подобные рассуждения, указывая на их полную несостоятельность и несоответствие действительности.

Стремление к солидарности и равноправию

Как считает президент Демократической Республики Конго (ДРК) Феликс Чисекеди, подъем развивающихся стран “крайне важен для обеспечения более справедливого глобального управления”. По его словам, Китаю и Африке следует продолжать тесное сотрудничество для обеспечения “более справедливого представительства” государств с формирующимися рынками.

Лидер ДРК также опроверг утверждение некоторых западных стран о том, что китайско-африканское сотрудничество — это “долговая ловушка” для Черного континента. “Подобная оценка не соответствует реальной ситуации”, — подчеркнул он в интервью агентству “Синьхуа”.

Судя по многочисленным интервью, полученным китайскими и иностранными СМИ у официальных лиц, представителей бизнеса и прочих социальных слоев Африки, с точкой Феликса Чисекеди согласно подавляющее большинство африканской общественности. Ряд экспертов из африканских стран положительно оценивает роль Китая в развитии экономики региона. В частности, сотрудник Эфиопского института политических исследований Балеу Демисси называет контакты с Пекином “непоколебимыми и взаимовыгодными”. По его словам, КНР может оказать существенную поддержку модернизации Африки как за счет инвестиций в ключевые инфраструктурные проекты, так и в процессе обмена опытом в области производства и технологий, в “зеленой” энергетике и в сфере здравоохранения”.

По мнению вице-президента Центра изучения Китая и глобализации Гао Чжикая, “как только европейские колонизаторы были изгнаны из Африки, они забыли о ней на многие десятилетия”. По его словам, КНР сосредоточилась на проектах инициативы “Один пояс — один путь” для усиления инфраструктуры на континенте, без которой повысить производительность и эффективность экономического сотрудничества будет непросто.

Среди ключевых направлений для взаимодействия с Африкой эксперт назвал сельское хозяйство. “Если африканские государства действительно смогут действовать сообща и сотрудничать с такими крупными странами, как КНР, Африка будет способна стать самодостаточной в плане производства продовольствия”, — выразил уверенность он.

Суть китайско-африканского сотрудничества

Помимо “Пояса и пути” в основе отношений Китая и Африки на современном этапе ключевую роль играют другие инициативы, выдвинутые Си Цзиньпином. Они касаются вопросов развития, безопасности и межцивилизационного диалога. “Призываем все страны к скоординированным совместным усилиям ради долгосрочного мира, всеобщей безопасности и процветания, для обеспечения открытости и толерантности, чистого и красивого мира”, — говорится в пекинской декларации.

Согласно оглашенным принципам, Пекин и Африка будут стремиться, чтобы глобальное управление “опиралось на консультации, совместное участие и общий доступ” к благам, полученным в результате многостороннего взаимодействия. Как подтвердили в ходе ФКАС китайские власти, они считают, что африканская сторона “обладает достаточной квалификацией, чтобы занимать руководящие посты в международных организациях и институтах”.

Одна из ключевых задач Китая и Африки, как отмечается, — добиться реформирования международной финансовой системы. Таким образом, чтобы страны глобального Юга получали кредиты по скорректированным квотам и имели большее право голоса на площадках таких ведущих организаций, как Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Как видно из заявлений, прозвучавших на форуме, КНР рассчитывает, что Африка поможет ей предотвратить разрыв цепочек поставок, обусловленный западными санкциями и усиливающимися протекционистскими мерами США. В частности, Пекин планирует объединить усилия с африканскими странами для “прозрачной, открытой и недискриминационной” реформы Всемирной торговой организации (ВТО). Особое внимание они планируют уделить вопросам борьбы с климатическими изменениями и защите окружающей среды. “Мы приветствуем инициативу Генеральной Ассамблеи ООН, касающуюся создания группы по добыче ключевых минералов для энергетической трансформации, и призываем оказать помощь странам — поставщикам сырья для повышения значимости соответствующих отраслевых цепочек”, — подчеркивается в совместной декларации.

Модернизация как историческая миссия

В период проведения форума, 4–6 сентября, Китай и африканская сторона пообещали, что “будут сообща работать над реализацией важного консенсуса, достигнутого на встречах высокого уровня, нацеленных на “активизацию обмена опытом в области госуправления и изучения путей развития в процессе модернизации”.

“Мы считаем, что объединение усилий Китая и Африки для продвижения модернизации — это историческая миссия и эпохальное воплощение того, как формируется китайско-африканское судьбоносное сообщество высокого уровня”, — объявили участники форума. Модернизация же, к которой “стремятся все страны”, должна осуществляться мирным путем и носить взаимовыгодный характер. Для проработки соответствующих вопросов КНР и африканские государства планируют активизировать официальные обмены на всех уровнях, в том числе между законодательными органами и региональными администрациями. Главная задача подобных усилий — преодоление бедности и повышение уровня всеобщего благосостояния.

В связи с поставленными задачами Китай будет продвигать индустриализацию на Черном континенте, способствовать экономической цифровизации в африканских странах, содействовать внедрению технологий искусственного интеллекта, реализации проектов в области сельского хозяйства и новой энергетики. Все преобразования уже получили поддержку стран Африки и будут осуществляться в соответствии с решениями по углублению реформ, принятыми на недавно состоявшемся 3-м пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Китая 20-го созыва.

Прочная основа для сотрудничества

Согласно данным Главного таможенного управления КНР, китайско-африканский товарооборот в январе — июле превысил $167 млрд, увеличившись на 2,8% в годовом исчислении. Импорт из Африки возрос на 12,5% (примерно до $69 млрд), экспорт из Китая, напротив, сократился на 3%, составив $98 млрд.

Казалось бы, сокращение одного из показателей может свидетельствовать об определенных негативных факторах, препятствующих поставкам из КНР на Африканский континент. Однако, если учесть последовательную политику Пекина по перемещению части национальных производственных мощностей в страны региона, логично предположить, что китайский импорт удастся заместить аналогичной продукцией фабрик, открытых Китаем в Африке.

Ранее министр иностранных дел КНР Ван И заявил, что всего за последние три года компании Китая создали в африканских странах более 1,1 млн новых рабочих мест. Можно предположить, что замещение поставок некоторых товаров локализованной китайской продукцией продолжится, ведь не случайно Си Цзиньпин недавно сказал, что Пекин в ближайшее время дополнительно создаст в этом регионе 1 млн рабочих мест. Разумеется, в первую очередь благодаря бизнесу и торгово-экономическим проектам. К тому же китайский лидер пообещал поддержку Африке в развитии совместных индустриальных кластеров.

Кстати, каждый год начинается для официальных лиц КНР с визитов в Африку — такая негласная традиция сложилась еще в начале 1990-х годов. Африка рассматривается властями Китая не только как “друг и надежный партнер”, ее потенциал также позволит китайской стороне увеличить ВВП за счет расширения присутствия национальных компаний на внешних рынках. Возможно, в этом плане этот регион даже предпочтительнее для Пекина, чем страны Латинской Америки, где явно ощущаются попытки доминирования со стороны США.

С 50–60-х годов XX века КНР проводит в отношении Африки политику, сформулированную лидером китайской революции Мао Цзэдуном (1893–1976). Согласно выдвинутым им принципам, Пекин не вмешивается во внутренние дела африканских государств, не навязывает им свою позицию, в том числе по вопросам национального развития, при оказании экономической помощи и финансировании проектов на территории континента. Эту концепцию недавно подтвердил Ван И, выступая перед журналистами в ходе ФКАС.

Глава МИД напомнил, что именно благодаря “поддержке африканских братьев” КНР в 1971 году стала членом ООН. Судя по многочисленным заявлениям с обеих сторон, государства Африки в целом поддерживают позицию Китая по большинству вопросов внешнеполитической повестки, в том числе по украинскому кризису, где Пекин ставит акцент на урегулировании конфликта исключительно политическими методами, при наличии активной международной поддержки. Таким образом, китайско-африканское сотрудничество, нацеливаясь на модернизацию и прогресс, имеет гораздо более широкий охват, чем может показаться с первого взгляда. Это не только двусторонняя кооперация, но и стремление усовершенствовать структуру глобального управления, а также международных связей с опорой на силы глобального Юга.

НОВОЕ

“Мифы” Еврокомиссии. Часть 9: Конечно, ЕС прекрасно обходится без российских нефти и газа

Еврокомиссия опубликовала 13 так называемых "мифов" о войне на Украине, которые я представлю вам в виде серии статей. В этой части, в частности, речь...

“Мифы” Еврокомиссии. Часть 8: Руководство ЕС, конечно же, (не) марионетка США

Еврокомиссия опубликовала 13 так называемых "мифов" о войне на Украине, которые я представлю вам в виде серии статей. В этой части, в частности, речь...

Африка. Франция сотрудничает с террористами против России

Франция поддерживает террористов в Африке, с которыми ранее якобы боролась, чтобы ослабить правительства африканских государств, которые в последние годы восстали против бывшей колониальной державы...

Читайте также

“Мифы” Еврокомиссии. Часть 8: Руководство ЕС, конечно же, (не) марионетка США

Еврокомиссия опубликовала 13 так называемых "мифов" о войне на Украине, которые я представлю вам в виде серии статей. В этой части, в частности, речь...

“Мифы” Еврокомиссии. Часть 9: Конечно, ЕС прекрасно обходится без российских нефти и газа

Еврокомиссия опубликовала 13 так называемых "мифов" о войне на Украине, которые я представлю вам в виде серии статей. В этой части, в частности, речь...

Грузия переходит на другую сторону? Первые официальные позитивные сигналы в отношениях между Россией и Грузией за последние 15 лет

Грузия выразила готовность примириться с отколовшимися от неё народами - осетинами и абхазами, которые находятся под защитой России. Сергей Лавров заявил, что Россия хочет...