Так называемые “фонды устойчивого развития”, часто именуемые “зелёными” фондами, созданы для того, чтобы стать знаком качества для частных инвесторов, ведь с их помощью можно “вкладывать свои деньги и одновременно делать добро”. Вскоре это будет касаться и вложения денег в вооружения, поскольку это также будет классифицироваться как “устойчивое инвестирование”.
Некоторые сообщения настолько абсурдны, что можно подумать, что это (довольно дурацкие) первоапрельские шутки. К ним относится и новость о том, что “фондам устойчивого развития” вскоре будет разрешено инвестировать в вооружения.
Что такое фонды устойчивого развития?
Узнать, что такое фонды устойчивого развития, можно, например, на сайтах банков. Этот термин был введен много лет назад для того, чтобы частные инвесторы могли со спокойной душой вкладывать свои деньги, будучи уверенными в том, что они не только получают хорошую прибыль от своих инвестиций, но и делают доброе дело. Немецкие банки пишут об этом, например, так:
“Инвестируйте деньги и делайте добро одновременно. Это возможно благодаря соответствующим фондам устойчивого развития. Ведь этичные инвестиции и доходность не противоречат друг другу – наоборот: ориентированные на устойчивое развитие фонды и индексы часто приносят даже большую прибыль, чем их традиционные аналоги. Неудивительно, что “зелёные” фонды становятся все более популярными”.
Инвестиционные фонды, как известно, приносят доход. Поэтому упомянутые мной выше немецкие банки (в данном случае это Sparkasse) пишут на своем сайте, что для обычных инвестиционных фондов существуют три критерия, в соответствии с которыми управляющие фондами выбирают инвестиции для вложений: доходность, безопасность и ликвидность.
В случае с “фондами устойчивого развития” добавляется четвертый критерий: устойчивость. Немецкие банки пишут об этом следующее:
“Фонды, ориентированные на устойчивое развитие, должны быть образцовыми с точки зрения охраны окружающей среды (Environment), социальных аспектов (Social) и надлежащего корпоративного управления (Governance), короче говоря: соответствовать критериям ESG”.
Война, видимо, относится к категории “устойчивость”
Теперь стало известно, что инвестиции в оборонные компании, то есть инвестиции в войну, также получат отметку “устойчивых”:
“Немецкие банковские и фондовые ассоциации больше не хотят запрещать вложения устойчивых инвестиционных продуктов в обычное оборонное оборудование. По данным Немецкой банковской ассоциации (DK), причиной отказа от существующего правила являются текущие политические события и новые нормативные требования. (…) Отказ от “нет” по отношению к оборонной промышленности, так называемое минимальное исключение, является “важным шагом к стандартизации минимальных требований к фондам устойчивого развития в масштабах ЕС”, – говорит представитель немецкой ассоциации фондов BVI”.
Оборонные компании зарабатывают много денег только во время войны, потому что в противном случае заказов слишком мало. Тот факт, что ЕС продвигает “стандартизацию минимальных требований к фондам устойчивого развития”, классифицируя инвестиции в вооружение (т. е. войну) как “устойчивые”, весьма показателен. В конце концов, не зря же ЕС однажды был удостоен Нобелевской премии мира…
Оруэлл передает привет
Однако мне всё же не совсем понятно, какое отношение вооружение и война имеют к “критериям ESG”, которые должны ставить во главу угла охрану окружающей среды и социальные аспекты, ведь танки и истребители не отличаются особой экологичностью или положительным влиянием на общество.
Тем временем ЕС вплотную приблизился к книге Джорджа Оруэлла “1984”. Так называемый “Европейский фонд мира” занимается закупкой оружия, которое будет отправлено на войну на Украине. В качестве “вклада в защиту свободы слова” ЕС принял ряд законов о цензуре, которые определяют, какие мнения приемлемы, а какие должны быть удалены из социальных сетей. А теперь ЕС относит производство военного оборудования к категории “устойчивых”…
Оруэлл был бы просто в восторге от этого, поскольку один из центральных отрывков его романа “1984” описывает, как “Большому Брату” удается полностью перевернуть содержание понятий, которые раньше считались само собой разумеющимися. Основные принципы таковы:
“Война – это мир, свобода – это рабство, незнание – это сила”.
Эти принципы практически идеально подходят к современному Евросоюзу, Западу и его политике в целом.