Премьер-министр Грузии объявил о своем намерении запретить основные оппозиционные партии после выборов, которые пройдут в октябре, поскольку они преследуют неконституционные цели. Борьба за власть в Грузии накаляется.
С геополитической точки зрения Грузия становится горячей точкой, за которую Запад во главе с США борется любыми способами, поскольку эту страну можно легко использовать против России (ведь они граничат друг с другом), а при необходимости – как это было в случае с Украиной – можно и принести в жертву.
Краткая история
Грузия находится под более или менее жестким контролем США с 2004 года, и только в последние годы правительство начало сопротивляться этому.
Одна из первых цветных революций произошла в 2004 году. Михаил Саакашвили, финансируемый Джорджем Соросом, возглавил оппозицию, которая не признала результаты выборов, состоявшихся в ноябре 2003 года. В январе 2004 года свершился государственный переворот, и Саакашвили стал президентом Грузии, поставив страну под контроль Штатов и взяв курс на конфронтацию с Россией, с которой у страны до этого были хорошие отношения.
Саакашвили пошел на эскалацию и в 2008 году начал войну с целью захвата территорий Южной Осетии и Абхазии, которые были де-факто независимы от Грузии после распада Советского Союза. Грузинская армия также напала на миротворческие силы СНГ, возглавляемые Россией, которые охраняли линию соприкосновения между Грузией и отделившимися территориями.
Саакашвили действовал, полагая, что США помогут ему в случае прямого конфликта с Россией, так как тогдашний американский президент Буш-младший заставил его поверить в это. Однако, когда Россия среагировала и через день после нападения Грузии на линии военных действий появились российские войска, никакой помощи со стороны Запада не последовало, кроме яростных оскорблений в адрес Владимира Путина и антироссийской кампании в СМИ.
Война длилась всего пять дней и закончилась разгромом грузинской армии.
Западные СМИ и политики по сей день называют события с 2008 года “российской агрессией”, хотя даже ЕС в своем расследовании событий в 2009 году подтвердил, что все было наоборот: нападение Грузии было нарушением международного права, а реакция России, оккупировавшей часть Грузии на несколько дней – пусть и чрезмерной, но соответствовала международному праву, подробности можно найти здесь.
Война, естественно, подогрела антироссийские настроения в Грузии, которые сохраняются в некоторых слоях общества и по сей день, однако большинство грузин не имеют никаких претензий к России. Грузины и русские – православные христиане, Россия, пожалуй, является самым важным торговым партнером Грузии, а российские туристы – важный экономический фактор для Грузии. Кроме того, многие грузины живут в России.
Однако из-за той войны Россия и Грузия до сих пор не имеют дипломатических отношений.
Грузия как геополитическая пешка
Война 2008 года также привела к разрыву экономических отношений между Грузией и Россией, что погрузило грузинскую экономику в глубокий кризис. В 2012 году новая оппозиционная партия “Грузинская мечта” одержала победу на выборах над партией Саакашвили “Единое национальное движение”, после чего новому правительству удалось возобновить экономические отношения с Россией и положить конец экономическому кризису. “Грузинская мечта” и сегодня находится у власти, а пост премьер-министра занимает её представитель.
Партия регулярно добивается абсолютного большинства на выборах, в 2020 году, например, она получила 90 из 150 мест в парламенте. Второй по силе партией, имеющей на данный момент 36 мест в парламенте, является прозападная партия “Единое национальное движение”, основанная Саакашвили.
Политика “Грузинской мечты” ни в коем случае не является пророссийской, так как партия стремится к вступлению в ЕС и НАТО. Но партия отличается прагматизмом и понимает, что для Грузии смертельно опасно выступать против своего соседа – России, поскольку та слишком важна для грузинской экономики. Поэтому правительство отказалось присоединиться к санкциям Запада против России, а также разрешило российским самолетам прибывать в страну, ведь российские туристы – важный источник дохода для Грузии.
Это вызвало мощное давление на Грузию со стороны Запада, поскольку Запад во главе с США хочет заставить её присоединиться к антироссийской коалиции. С этой целью финансируемые Западом неправительственные организации активизировали свою работу в стране, критикуя правительство и его курс и добиваясь смены власти. Учитывая давление из-за рубежа, грузинский премьер-министр заявил, что эти иностранные силы хотят втянуть страну в войну с Россией, чтобы открыть второй фронт.
Чтобы защититься от такого иностранного влияния на собственную политику, правительство Грузии несколько месяцев назад приняло закон об иноагентах, который обязывает все НПО, получающие не менее 20% финансирования из-за рубежа, обнародовать свои доходы. Это привело к яростным протестам, разжигаемым этими самыми НПО, и к кампании западных СМИ против грузинского правительства, но не смогло помешать принятию закона.
В результате ЕС и США приостановили программы финансовой помощи Грузии, а ЕС приостановил процесс вступления страны в объединение. Теперь Евросоюз и Штаты сосредоточились на парламентских выборах, которые должны состояться в октябре, и мобилизуют свои силы: на случай победы “Грузинской мечты” они уже готовят новую кампания о “фальсификациях на выборах”, чтобы свергнуть правительство с помощью цветной революции.
Отголоски войны звучат и сегодня
Правящая партия вернула на повестку дня вопрос о войне 2008 года и объявила, что после выборов поручит расследование событий прокуратуре или другому органу, поскольку многие в Грузии по-прежнему разделяют распространенную западными СМИ версию событий о якобы имевшей место “российской агрессии”, хотя, как я уже сказал, даже ЕС давно опроверг ее.
Правящая партия уже заявила, что, по ее мнению, бывший президент Грузии Михаил Саакашвили начал войну в августе 2008 года по приказу из-за рубежа. Таким образом, война 16-летней давности, скорее всего, снова станет предметом политических дискуссий во время предвыборной кампании, поскольку оппозиционная партия “Единое национальное движение”, основанная Саакашвили, естественно, смотрит на вещи по-другому.
Правительство угрожает запретить оппозицию
В последние несколько дней правительство Грузии пошло еще дальше и объявило, что после парламентских выборов признает антиконституционной деятельность не только партии “Единое национальное движение”, но и других организаций, связанных с ней. Впоследствии, заявил премьер-министр на пресс-конференции, их депутаты будут лишены своих мест:
“Аннулировать мандаты может только Конституционный суд, согласно нашей конституции. Я думаю, что аннулирование мандатов было бы логичным продолжением запрета партии [“Национальное движение”]. Нельзя, чтобы представители преступной партии пользовались статусом члена парламента Грузии“.
Он также не исключил возможности превращения парламента в однопартийный после выборов 26 октября, если будут аннулированы мандаты депутатов от оппозиционной партии “Единое национальное движение”:
“Сегодня парламент Молдовы практически однопартийный, однако об этом никто не говорит. Ничего не происходит. Парламент Молдовы практически однопартийный, однако все его приветствуют. То же самое произойдет и в Грузии“.
Если это произойдет, то, скорее всего, вызовет жесткую реакцию Запада, который не возражал, когда президент Украины Владимир Зеленский и президент Молдавии Майя Санду запрещали в своих странах оппозицию и СМИ, критикующие правительство. Но если это сделает правительство Грузии, это, естественно, вызовет взрыв негодования…
Разрыв с Западом?
Де-факто, Запад разорвал отношения с грузинским правительством не далее как после принятия закона об иностранных агентах, о чем свидетельствует реакция ЕС и США. Официально грузинское правительство придерживается принципов дружелюбной дипломатии, выражая сожаление по поводу реакции Запада и заверяя, что видит свое будущее в ЕС и НАТО.
Однако поступки говорят о другом. Если правительство победит на выборах, будет предпринята попытка цветной революции, чтобы свергнуть власть. Если этого не произойдет, то связь между Западом и грузинским правительством, скорее всего, будет разорвана окончательно.
Если после этого грузинское правительство начнет разбираться с событиями 2008 года и, например, опубликует документы, это, скорее всего, будет очень неприятно США и может изменить настроения в Грузии в антизападном направлении.
А если грузинское правительство запретит прозападную оппозицию за то, что, например, во время и после войны 2008 года она действовала в интересах США, а не своей страны, то, скорее всего, оборвется последняя нить диалога между Грузией и Западом.
Грузинское правительство, конечно, не является пророссийским, но давление со стороны Запада может заставить его развернуться в сторону России, потому что Грузия просто слишком мала, чтобы самостоятельно удержаться на плаву в нынешней общемировой политической ситуации. А если Запад заинтересован только в такой Грузии, которую он может полностью контролировать, то она будет искать других партнеров, если Западу во главе с США не удастся свергнуть правительство.
В любом случае, Грузию, скорее всего, ждет жаркая осень…