Аналитики теряются в догадках в поисках ответа на вопрос, по какой причине проиранская шиитская партия “Хезболлах” в Ливане медлит с ответным ударом по Израилю после ликвидации на южной окраине Бейрута командира своей вооруженной милиции Фуада Шокра. Источник в шиитской парламентской фракции “Верность сопротивлению” сообщил мне, что ведется тщательный поиск целей на территории противника с тем, чтобы неминуемое возмездие, о котором объявил генсек “Хезболлах” шейх Хасан Насрулла, было “сильным, чувствительным и эффективным”.
Тезис о том, что готовится “хорошо продуманный, выверенный ответ Израилю”, однако, кажется не совсем убедительным, если вспомнить о размещенных недавно в соцсетях видеосъемках, сделанных “неуловимым удодом” — разведывательным БПЛА Houdhoud (“Удод”, иранского производства). Дважды этот бесшумный беспилотник фиксировал наземные стратегические объекты на территории Израиля, которые, как намекала “Хезболлах”, в ближайшем будущем могут подвергнуться ракетной атаке или нападению дронов-камикадзе. Среди них, например, база израильских ВМС и стартовые площадки ПРО “Железный купол” в районе Хайфы, предприятие военно-промышленного комплекса “Рафаэль”, нефтехимические заводы и авиабаза в Рамат-Давид.
Значит, банк целей для ударов как будто появился, но почему тогда об этом заранее был оповещен противник. “Это устрашающий маневр — обычный фрагмент психологической войны, которую ведет “Хезболлах” или Иран, — пояснил в беседе со мной ливанский политолог и публицист Юсеф Муртада. — Не думаю, что формирования исламского сопротивления на самом деле отважатся нанести по этим объектам удары без отмашки из Тегерана”.
Аресты в Дахии
Портал Janoubia, созданный недавно оппонентами шейха Насруллы в шиитской общине, поведал, что после убийства Фуада Шокра на южной окраине столицы были проведены аресты среди руководящих кадров службы безопасности “Хезболлах”, которые были в контакте с ним в последние дни. Сведения о передвижениях самого засекреченного джихадиста в рядах шиитской милиции, воевавшего против сербов в Боснии в середине 1990-х годов, и его местонахождении стекались к одному лицу — шефу контрразведки Вафику Сафе и, возможно, его помощнику Али Айюбу в шиитском пригороде Дахия. В их ведении находился видеоконтроль через камеры, установленные на улицах и в помещениях.
Внутреннее расследование по понятным причинам держится в секрете, однако порталу стало известно, что между людьми Сафы и членами диверсионного спецподразделения “Радван”, которое курировал Шокр, были в последние месяцы натянутые отношения. Поэтому Janoubia сделала вывод о том, что одной из причин откладывания удара по Израилю могла быть внутренняя неразбериха после ликвидации Шокра.
Военный обозреватель, бригадный генерал в отставке Халед Хаммаде в интервью газете Asharq Al-Awsat заявил, что тактика выборочного устранения полевых командиров второго и третьего звена, которой придерживался Израиль все прошедшие месяцы, полностью оправдала себя и деморализовала шиитские формирования, хотя руководство партии во главе с Насруллой этот факт по понятным причинам отрицает.
“Шокр стал третьим по счету командиром высшего ранга, уничтоженным израильскими военными, которые продемонстрировали технологическое превосходство и способность внедряться в коммуникации противника, — подчеркнул эксперт. — Кроме того, стало очевидным, что израильская агентура действует не только на южном фронте, но и внутри Дахии, в штабных офисах”.
Как считает Хаммаде, на фоне точечных ударов израильских ВВС операции “Хезболлах”, которые сводятся к запуску реактивных снарядов и беспилотников по второстепенным военным объектам, выглядят малоэффективными. “Иран по каким-то причинам не позволяет “Хезболлах” использовать современное высокоточное оружие, то есть в Тегеране опасаются спровоцировать крупное столкновение и стремятся избежать решительной конфронтации с Израилем”, — резюмировал он.
Игра без правил
Другой военный эксперт, штабной генерал Хасан Джуни в беседе со мной пришел к заключению о том, что шиитская милиция на фоне понесенных потерь, по-видимому, занялась сейчас переоценкой выбранной тактики. Он напомнил, что правила игры (“кровь за кровь”) в начале конфликта установил лидер “Хезболлах”, пообещав за каждого погибшего бойца убивать израильского военного, а за мирного жителя — еврейского поселенца, за разрушенный дом наносить удар по поселению на севере Израиля. “Но в итоге баланс получился не в пользу шиитской милиции, которая вместе с союзниками из палестинских группировок потеряла 548 бойцов, в то время как число убитых израильских военных составило 22 человека, — сообщил он. — Среди мирных жителей в Ливане жертвами дуэли стали 116 человек, а в Израиле — 26”.
Генерал напомнил, что шиитская милиция воздержалась от реализации формулы “удар по Тель-Авиву за авианалет на Дахию” в январе, когда на южной окраине Бейрута был убит военный руководитель палестинского движения ХАМАС в Ливане Салех аль-Арури. “Хезболлах” тогда ответила обстрелом базы ВВС Мерон на севере Израиля, где находится центр управления воздушными операциями и радиоэлектронной борьбы, указал генерал.
Последние дни, по его словам, бойцы сопротивления все чаще наносят удары по городу Нагария, угрожают Акко и Хайфе. Атаки беспилотников были совершены 10 и 11 августа на тыловые базы израильской армии в окрестностях Цфата и Тверии (соответственно 20 км и 35 км от ливано-израильской границы). Со своей стороны израильское командование продолжило ликвидацию военных кадров сил сопротивления после убийства джихадиста Ходра: 9 августа в Сайде беспилотник выпустил две ракеты по автомобилю, в котором находился Самер аль-Хадж, возглавлявший службу безопасности группировки “Бригады Иззэддина аль-Кассама” (боевого крыла движения ХАМАС) в лагере палестинских беженцев Айн-эль-Хильве.
Джуни обратил внимание, что боевые действия на границе на протяжении 10 месяцев ведутся между регулярной армией и вооруженными отрядами сопротивления. “Это не традиционная война, поскольку лобового столкновения между сторонами не происходит”, — указал он.
Вождь “Хезболлах”, выступая 6 августа с телеобращением к участникам митинга на юге Бейрута, предупредил жителей города Хайфа о готовящейся против них атаке. Он сообщил, что дроны шиитской милиции уже достигают восточных окраин города Акко, расположенного в заливе Хайфы. 5 августа военно-информационная служба “Хезболлах” в своем заявлении сообщила, что беспилотники-камикадзе нанесли удары по базе 621-го батальона особого назначения “Эгоз” в Нагарии и атаковали казарму мотопехотной бригады “Голани”. Со стороны израильского командования подтверждения этой информации не поступило.
Выступая ранее на похоронах шиитского командира, шейх Насрулла заявил, что Израиль “переступил через красную черту”, совершив убийство Шокра и лидера палестинского движения ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране (30 и 31 июля). Политик объявил о наступлении нового этапа в конфликте, когда “изменится роль вспомогательных фронтов в Ираке, Йемене, Ливане, Сирии для поддержки палестинцев”. “Будет повсеместная битва, полем сражения станет весь регион, и мы не будем ограничивать себя никакими правилами”, — предупредил он.
Как подчеркнул шиитский политик, “спокойствие вернется на Ближний Восток, только когда Израиль согласится на прекращение огня в секторе Газа”.
План Микати
В дни тревожного ожидания ответного удара по Израилю со стороны “Хезболлах” и Ирана напряженно работало ливанское правительство, пытавшееся предотвратить не столько акцию возмездия, сколько последствия разрушительной агрессии со стороны израильской армии, которая неизбежно последовала бы за ракетной атакой на еврейское государство.
Поползли слухи о том, что Израиль может нанести превентивный удар, как только его разведка узнает о подробностях готовящейся операции со стороны Ирана и подопечной ему шиитской милиции. На юге Бейрута активисты “Хезболлах” начали эвакуировать жителей из домов, расположенных поблизости от своих партийных офисов и штабных помещений.
В условиях сползания региона к масштабной войне посредники в лице Египта, Катара и США направили свои усилия на возобновление переговоров в Дохе или Каире по сделке между ХАМАС и Израилем об обмене пленными, которая должна привести к долгожданному соглашению о прекращении огня. В итоге решающая встреча между сторонами запланирована на 15 августа.
По сведениям кувейтской газеты Al Anba, за кулисами событий между рядом западных стран и Тегераном были достигнуты договоренности, позволяющие избежать столкновения с Израилем при условии установления перемирия в Газе. Издание сообщило, что иранцам было предложено не срывать готовящуюся сделку и они якобы согласились отложить свое отмщение за гибель Исмаила Хании в Тегеране.
Аналогичная рекомендация, как пишет Asharq Al-Awsat, была направлена “Хезболлах” французскими, египетскими и катарскими дипломатами в Бейруте — с тем, чтобы на нее не легло обвинение в провале международных усилий по прекращению насилия в регионе. Ранее шиитская партия неоднократно заявляла, что прекратит всю военную активность на юге Ливана в случае, если агрессия в Газе будет остановлена.
Тем временем ливанским посольствам за рубежом был разослан правительственный план по урегулированию ситуации на границе. Этот документ, автором которого называют премьер-министра Наджиба Микати, появился после решения Совета Безопасности ООН продлить мандат миротворческих сил в Ливане. Его суть сводится к неукоснительному, полному и обоюдному выполнению сторонами всех положений резолюции 1701 СБ ООН, которая остановила конфликт в 2006 году и остается “краеугольным камнем обеспечения стабильности и безопасности на юге Ливана”. “Существует необходимость немедленной деэскалации и прекращения провокационных действий ради снижения рисков и защиты гражданского населения, — говорится в тексте, который приводит газета Al-Akhbar. — Путь к этому открывает инициатива президента США Джо Байдена от 31 мая о прекращении огня в Газе, ее претворение в жизнь положительно отразится на Ливане и откроет дверь к дипломатическому урегулированию”.
В документе говорится о конкретных шагах, которые намерено предпринять правительство республики в расчете на помощь международного сообщества. В частности, речь идет об усилении присутствия ливанской армии на границе в результате новой призывной кампании и подготовки 15 тыс. военнослужащих. “Увеличение численности личного состава повысит боеспособность ливанских ВС, которые будут патрулировать границу вместе с Временными силами ООН в Ливане, — отмечается в тексте. — Будет проложена дорога шириной 30–40 м вдоль границы и при содействии Великобритании сооружены сторожевые вышки”.
Роль армии
Примечательно, что Микати в числе первых познакомил со своим планом представителей оппозиционных фракций, крайне обеспокоенных угрозой втягивания Ливана в серьезную конфронтацию с Израилем. 22 июля оппозиционные лидеры в совместном воззвании к правительству республики потребовали от него взять на себя ответственность за ситуацию в южных районах и остановить военные действия, которые ведет шиитская милиция “Хезболлах”.
Ранее в своем первом манифесте они призывали передать все полномочия в южных районах страны ливанской армии и ввести там чрезвычайное положение. Как заявил на пресс-конференции депутат-суннит Ашраф Рифи, оппозиция выступила с инициативой по спасению Ливана, чтобы избежать кошмара надвигающейся катастрофы. “Прекращение военной эскалации на границе с Израилем не должно зависеть от перемирия в секторе Газа, нельзя увязывать судьбу Ливана с решением палестинской проблемы, — подчеркнул он. — Деятельности вооруженных группировок, связанных с Ираном, должен был положен конец”.
Иную позицию занял председатель Прогрессивно-социалистической партии Ливана Валид Джумблат, являющийся политическим лидером общины горцев-друзов. “Мы подтверждаем, что стоим на стороне сил сопротивления для совместного противодействия заговору по разжиганию междоусобицы, который вынашивает израильский противник”, — подчеркнул он, комментируя инцидент в друзском поселке Мадждаль-Шамс на оккупированных Голанских высотах, где 27 июля в результате падения ракеты на футбольном поле погибли 12 детей. Джумблат назвал “коварной инсценировкой и вымыслом” утверждения израильских властей о том, что поселок на Голанах был якобы обстрелян бойцами “Хезболлах”.
Между тем израильские военные считают, что удар по Мадждаль-Шамсу был нанесен иранской ракетой Falaq-1 из арсенала “Хезболлах”, что стало основанием для авианалета на юг Бейрута. Как заявил журналистам официальный представитель Армии обороны Израиля Даниэль Хагари, такой вывод сделан на основе экспертизы, проведенной на месте происшествия.
Резко критикуют “Хезболлах” христианские политики. Как заявил лидер партии “Ливанские силы” Самир Джааджаа, “шоу, которое устраивается каждый день на границе, дорого обходится Ливану, свыше 100 тыс. человек стали перемещенными лицами”. “Эти обстрелы не служат интересам ливанцев, они только укрепляют позиции Ирана в регионе”, — указал он.
Позиции политиков разделяет глава маронитской церкви патриарх Антиохии и всего Леванта Бишара Райи, который выступил против “возвращения групп террористов на ливано-израильскую границу, чтобы делать оттуда ракетные залпы”. Духовный лидер маронитской церкви, к которой принадлежит большинство местных христиан, считает, что Ливану необходимо вернуться к статусу нейтрального государства и использовать для защиты своих прав дипломатию, а не оружие. Он убежден, что Ливан является “землей мира и диалога, а не войны”.