Киев остановил часть нефтяного транзита, по которому Венгрия и Словакия получают нефть из России. В результате эти две страны обратились за помощью к Евросоюзу, который показал им средний палец и даже опроверг информацию о сокращении поставок.
Интересно, что немецкие СМИ до сих пор практически не сообщили о том, что 15 июля Киев прекратил поставки нефти компании “Лукойл” через Украину в Венгрию и Словакию после того, как ввел санкции, запрещающие российской компании использовать Украину в качестве транзитной страны.
ЕС уже давно запретил поставки российской нефти в Европу по трубопроводам в рамках санкций, что в свое время вызвало проблемы на нефтеперерабатывающем заводе в Шведте на востоке Германии, который перерабатывал российскую нефть. Венгрия, однако, сделала исключение для своих нефтеперерабатывающих заводов и по-прежнему закупает российскую нефть по трубопроводу “Дружба”, который прокачивает её через Украину.
С такими друзьями…
22 июля Венгрия и Словакия обратились в Еврокомиссию с просьбой о проведении консультаций. 25 июля ЕК отклонила запрос. Комиссар ЕС по торговле Валдис Домбровскис объяснил, что Брюсселю нужно больше времени для сбора информации и оценки правовой ситуации. Одиннадцать стран Евросоюза поддержали позицию Домбровскиса на встрече уполномоченных по торговле, в пользу Венгрии и Словакии не высказался никто.
Поскольку украинские санкции против транзита нефти были введены вскоре после появления мирной инициативы Виктора Орбана, по реакции Еврокомиссии можно сделать вывод, что Киев согласовал этот шаг с ней. ЕК и другие страны Евросоюза явно намерены наказать Венгрию и Словакию за их позицию в украинском конфликте и уморить их голодом, лишив поставок нефти.
…враги не нужны
Впоследствии Европейская комиссия де-факто подтвердила это: по сообщению Financial Times, 31 июля премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович связался с ЕК, чтобы сообщить, что его нефтепровод, который соединен с портами Адриатики и может подавать импортную нефть в европейскую сеть танкерами, “недостаточно используется”. Инфраструктура импорта превышает национальный спрос, пишет он в письме, на которое ссылается Financial Times. Он добавил, что хорватская компания по транзиту нефти Janaf, которая обслуживает трубопровод, “готова заключить долгосрочные контракты на большие объемы, чтобы обеспечить энергетическую безопасность и снизить зависимость”.
Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто ответил на письмо, обвинив хорватского премьер-министра в координации действий с Еврокомиссией с целью оказать давление на Венгрию. И добавил:
“Хорватия – просто ненадежная страна для транзита. С начала [конфликта на Украине] они подняли сбор за транзит так, что он в пять раз превышает средний показатель на рынке. Это сделало невозможным для MOL обеспечить долгосрочные транспортные мощности. Кроме того, они не инвестировали в необходимое расширение мощностей, а предоставленные ими данные о максимальных мощностях так и не были проверены. Приостановка поставок нефти с Востока приведет к тому, что Венгрия и Словакия окажутся полностью уязвимыми перед ненадежной транзитной страной”.
Тем не менее, 1 августа комиссар ЕС по торговле Валдис Домбровскис призвал Будапешт и Братиславу использовать Адриатический трубопровод и потребовал доказательств того, что санкции, введенные Украиной против “Лукойла”, привели к сокращению поставок нефти. Он также заявил, что пока нет необходимости поднимать этот вопрос в разговоре с Киевом.
2 августа Домбровскис дал Венгрии и Словакии дружеский совет искать альтернативы российской нефти, продемонстрировав тем самым, что ЕС не собирается помогать своим странам-членам.
Кстати, эта история также показывает, как мало Европейская комиссия заботится о людях в ЕС. Если нефтеперерабатывающие заводы в Венгрии и Словакии будут вынуждены значительно сократить производство, это приведет к росту цен на бензин по всему Евросоюзу, от чего в очередной раз больше всего пострадают самые бедные люди в Европе. Но с каких пор Еврокомиссию интересуют такие вещи?
У кого больше выдержки?
Андрей Данко, вице-спикер Национального совета (парламента) Словакии, лидер Словацкой национальной партии, входящей в состав словацкого правительства, считает, что стране грозит кризис из-за частичного прекращения транзита нефти:
“Думаю, что уже многие люди в Словакии понимают, что нам грозит действительно крупный нефтяной кризис, – написал он на своей странице в Facebook (запрещен в России; принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской). – То, что сделал президент [Украины Владимир] Зеленский – внес компанию “Лукойл” в санкционный список – не имеет ничего общего с нормальными отношениями между государствами”.
Затем Данко подверг резкой критике Зеленского, который, “не служит интересам Украины, а президентом стал потому, что “в него вливали сотни миллионов долларов”.
И добавил:
“Думаю, что Украине нечего делать в Евросоюзе и НАТО, пока она не разберется со своими проблемами”.
Андрей Данко подчеркнул, что собирается посетить Россию и уже получил приглашение, хотя дату поездки он может определить сам.
Теперь вопрос в том, у кого окажется больше выдержки. ЕС хочет уморить Венгрию и Словакию голодом, для чего он продвигает меры, которые наносят ущерб обеим странам, поскольку Еврокомиссия, очевидно, надеется, что экономические проблемы вызовут недовольство и протесты среди населения.
Не секрет, что ЕК хочет избавиться от венгерского премьер-министра, а реакция Брюсселя и других столиц Евросоюза на покушение на Роберта Фицо, придерживающегося схожих с Виктором Орбаном позиций, показала, что Брюссель не слишком огорчился бы, если бы премьер-министр Словакии был застрелен в результате покушения.
Таким образом, у Еврокомиссии, похоже, есть преимущество, хотя у Венгрии и Словакии также есть варианты ответных действий. Например, они могут заблокировать дальнейшую помощь ЕС Украине. В зависимости от того, насколько обострится и затянется спор, эти две страны могут заблокировать все, на что в Евросоюзе можно наложить вето. Это касается даже санкций против России, которые должны продлеваться единогласно каждый год. Если Венгрия и Словакия заблокируют их (хотя я считаю это маловероятным), в ЕС разразится беспрецедентный конфликт.