Убийство лидера ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране израильской стороной положило конец переговорам о прекращении огня и обмене пленными. Несмотря на все заверения в желании прекратить войну, эскалация выгодна в первую очередь Нетаньяху.
То, что Израиль убил политического лидера ХАМАС в Тегеране, неизбежно означает дальнейшую эскалацию войны Израиля против палестинцев. Переговоры о прекращении огня, скорее всего, пока будут приостановлены, при этом существует угроза распространения войны на Ливан, и, возможно, на Иран, а если Израиль начнет терпеть поражение в военном отношении, то, возможно, в войну будут втянуты даже США.
В связи с этим возникает вопрос, кому выгодно, чтобы ситуация эскалировала настолько, что на Ближнем Востоке разгорелся “пожар”?..
Предлог для израильских атак
В субботу на футбольное поле, где играли дети, в деревне на Голанских высотах, которые незаконно оккупированы Израилем и фактически принадлежат Сирии, попала ракета, в результате чего 12 детей погибли и не менее 30 получили ранения.
Израиль обвинил ливанскую и поддерживаемую Ираном “Хезболлу” в намеренном обстреле деревни и пригрозил местью, несмотря на то, что жертвами атаки стали не израильтяне, а друзы, которые сопротивлялись израильской оккупации и хотели снова стать частью Сирии.
И Израиль быстро принял меры. Во вторник вечером израильская сторона обстреляла дом в Тегеране, где в результате прицельного удара беспилотника погиб Исмаил Хания, политический лидер ХАМАС, который приехал на инаугурацию новоизбранного президента Ирана.
Тот факт, что в ту же ночь Израиль разбомбил десять целей в Ливане, убив при этом высокопоставленных представителей “Хезболлы”, почти потерялся в медийной шумихе вокруг атаки на Тегеран.
Израильская провокация
30 июля избранный президент Ирана Масуд Пезешкиан принес присягу в присутствии высокопоставленных лиц из более чем 80 стран. Пезешкиан стал девятым президентом Ирана после того, как его предшественник Ибрагим Раиси погиб в вертолетной катастрофе в мае.
Среди приглашенных гостей был политический лидер ХАМАС Исмаил Хания. Иран и ХАМАС являются союзниками, Тегеран оказывает значительную поддержку вооруженной палестинской организации и поставляет ей большую часть оружия и средств.
Согласно сообщению из Ливана, израильская разведка использовала WhatsApp, чтобы вычислить место, где должен был остановиться Хания, – хорошо охраняемое иранское военное расположение – поскольку WhatsApp всегда указывает точное местоположение при отправке сообщений. Затем Израиль при помощи с беспилотника нанес удар по зданию на севере Тегерана, убив Ханию и его телохранителя.
Это говорит о том, что Израиль хотел ударить именно по Тегерану, ведь если у Израиля был доступ к телефону Хании, что не является сложной задачей с учетом современных шпионских программ, то он мог убить лидера ХАМАС в любое время и в любом месте, например, в Катаре, где тот жил и ходил в офис.
Но удар по Катару мог бы привести к кризису в отношениях с арабскими странами, которые Израиль не хочет раздражать, а, наоборот, даже пытается улучшить отношения с Саудовской Аравией, которые сейчас на паузе из-за войны в Газе.
Совершить нападение именно в Иране было отличным вариантом для Нетаньяху по нескольким причинам: во-первых, это был довольно болезненный удар по имиджу Ирана, который не смог защитить своего гостя. Сейчас там обсуждается, насколько глубоко проникли в Иран израильские спецслужбы, если атака беспилотника в столице страны, судя по всему, может произойти без каких-либо проблем. Во-вторых, возникает вопрос, например, о том, что это означает для безопасности членов иранского правительства.
Однако убийство никак не повлияло на военный потенциал ХАМАСа, поскольку Хания был “всего лишь” его политическим лидером, который отвечал, например, за переговоры с Израилем.
Убийство произошло после того, как во вторник Израиль атаковал столицу Ливана Бейрут, убив командира “Хезболлы” Фуада Шукра. В арабских СМИ это нападение было названо терактом, и, поскольку в результате авиаударов погибли мирные жители, это вполне логично.
Ближний Восток сейчас находится на грани пожара, и опасность того, что Ливан и Иран будут напрямую втянуты в войну, очень высока. Хотя все заявляют, что никто не хочет войны, действия Израиля и США говорят об обратном. И я очень сомневаюсь, что Израиль осуществил атаку без ведома США.
Кем был Исмаил Хания?
Исмаил Хания в целом считался довольно умеренным представителем ХАМАС. Он был избран 6 мая 2017 года, сменив Халеда Машаля на посту председателя политбюро ХАМАС, и с тех пор являлся по сути политическим главой ХАМАС, отвечая, в частности, за международные переговоры.
Хания родился в 1962 году в лагере беженцев аш-Шати в Газе в семье, которая была вынуждена покинуть город Ашкелон после основания государства Израиль в 1948 году. Некоторое время он также жил в Израиле.
Исмаил Хания учился в институте Аль-Азхар в Газе, а затем в Исламском университете Газы, где изучал арабскую литературу. Во время учебы в 1983 году он вступил в Исламский студенческий блок, ставший предшественником ХАМАСа.
Хания поднялся в рядах ХАМАС и стал одним из ближайших советников основателя организации, покойного шейха Ахмеда Ясина. Несколько раз он был был арестован израильскими властями и жил как в секторе Газа, так и за его пределами.
“Гнев Божий” 2.0
После террористической атаки на израильскую команду на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене израильские спецслужбы начали операцию “Гнев Божий”, целью которой было убийство тех, кто стоял за нападением. Цель заключалась в том, чтобы показать противникам Израиля, что они будут нести личное наказание и никогда больше не будут жить в безопасности.
По всей видимости, Израиль отвечает на атаку ХАМАС, совершенную 7 октября 2023 года, схожей стратегией, поскольку с тех пор были не только убиты многие высокопоставленные представители ХАМАС, но и совершены нападения на их семьи.
В апреле трое сыновей Хании – Хазем, Амир и Мохаммад – были убиты в результате подрыва автомобиля во время поездки в лагерь беженцев аш-Шати на севере сектора Газа. Четыре его внука (три девочки и один мальчик) также погибли в результате теракта, по данным ХАМАС.
В июне 10 членов семьи Хании были убиты в результате израильского авиаудара по лагерю беженцев аш-Шати. Тогда Хания заявил, что с начала войны 7 октября 2023 года погибло более 60 его родственников.
Сын Хании Абдул Салам заявил, что смерть его отца не положит конец палестинскому сопротивлению Израилю. Его отец “пережил четыре покушения на своем патриотическом пути”, и теперь “Аллах даровал ему мученическую смерть, о которой он всегда мечтал”, сказал младший Хания. Это не остановит сопротивление от “продолжения борьбы до достижения свободы”.
Израильское правительство не заинтересовано в переговорах
Важнейшей заявленной целью израильского правительства в войне в Газе является уничтожение ХАМАС. Убийство лидеров таких группировок, как ХАМАС и “Хезболла”, уже давно является стратегией Израиля, как показала операция “Гнев Божий”, но предыдущие убийства не принесли успеха израильской армии, а наоборот, усилили поддержку ХАМАС со стороны палестинцев. Пока что эти атаки лишь способствуют дальнейшей радикализации противников Израиля, который придерживается своей жёсткой стратегии уже более 70 лет, хотя она не только не принесла мира, но и привела к новым войнам.
Хания также возглавлял переговоры о прекращении огня в ближневосточном конфликте. Его убийство показывает, что израильское правительство не заинтересовано в переговорах, потому что те, кто хочет разговаривать, не убивают переговорщика другой стороны.
У Нетаньяху есть несколько проблем. Во-первых, это обвинения в коррупции, которые отошли на второй план после начала войны в Газе. Соответственно, Нетаньяху извлекает личную выгоду из того, что военные действия продолжаются.
Кроме того, политика Нетаньяху привела к тому, что Израиль оказался в полной международной изоляции, поскольку только Запад в настоящее время все еще поддерживает еврейское государство. Однако, поскольку критика геноцида, совершаемого в Газе, растет и на Западе, Нетаньяху следует опасаться того, что настроения там также могут измениться. Поэтому эскалация, при которой США также будут втянуты в войну на Ближнем Востоке (например, против Ирана), безумно выгодна Нетаньяху, ведь это гарантирует постоянную поддержку со стороны Штатов.
Первая ответная атака Ирана
Когда несколько месяцев назад Израиль атаковал иранское консульство в Сирии, Иран ответил тем, что выпустил по Израилю более 300 беспилотников и ракет, заранее объявив о нападении, поэтому израильские ПВО и самолеты НАТО были приведены в боевую готовность для отражения атаки. Несмотря на поддержку НАТО, Израиль не смог перехватить все иранские ракеты, продемонстрировав бреши в якобы непробиваемой противовоздушной обороне.
Учитывая тот факт, что Хания был убит в иранской столице, главный вопрос теперь заключается в том, что на этот раз будет делать Иран?
Иран уже объявил о готовящемся военном ответе. Эбрахим Азизи, председатель комиссии иранского парламента по национальной безопасности и внешней политике, заявил, что Иран жёстко ответит Израилю на убийство Хании в Тегеране:
“Без сомнения, ответ Ирана израильскому режиму будет болезненным и мучительным и заставит его раскаяться, режим этот ответ никогда не забудет. Иран считает своим священным долгом отомстить за кровь мученика Исмаила Хании”.
Таким образом, иранский президент поклялся заставить Израиль “раскаяться за свои трусливые действия”, а верховный лидер Хаменеи заявил, что месть за убийство Хании – священный долг Тегерана.
Опасность “пожара”
Очевидно, что происходящее сейчас – результат попыток Нетаньяху продлить свою политическую жизнь. Он хочет продолжить войну и, возможно, вовлечь в нее не только Иран, но и США, что, кстати, ослабит демократов и усилит позиции Дональда Трампа в предвыборной кампании, поскольку среди сторонников демократов много критиков израильской политики, а Трамп и его сторонники – её бескомпромиссные приверженцы.
Если Нетаньяху удастся втянуть США в войну на стороне Израиля, многие избиратели-демократы не примут участия в выборах или проголосуют, например, за Кеннеди. В любом случае это стоило бы демократам многих голосов, от чего Трамп бы выиграл.
Убийство политического лидера ХАМАС произошло на фоне многочисленных сообщений о том, что израильские чиновники из службы безопасности и военные очень расстроены тем, что Нетаньяху, похоже, лично препятствует переговорам о прекращении огня, обмене пленными и остановке ужасного конфликта в Газе. Таким образом, в Израиле растет давление со стороны некоторых кругов, требующих прекращения войны.
С другой стороны, мы только что видели, как толпа израильтян пыталась воспрепятствовать аресту военной полицией израильских солдат, которые жестоко обращались с палестинскими заключенными. Настроения в Израиле явно становятся все более радикальными, а среди населения можно наблюдать раскол.
На этом фоне расширение войны вполне устроит Нетаньяху, поскольку он может надеяться на то, что израильская общественность сплотится вокруг него в защиту государства.
Кто станет следующим политическим лидером ХАМАС?
Хания был одним из самых умеренных лидеров ХАМАС, в то время как другие кандидаты могли бы занять еще более жесткую позицию по отношению к Израилю. Хания хотел прекращения огня и обмена пленными, но теперь к власти может прийти сторонник жесткой линии.
Среди возможных кандидатов – Яхья Синвар, нынешний глава ХАМАС в Газе. Он очень радикален, жесток и непреклонен. Другой кандидат – Халед Машаль, который возглавлял политбюро ХАМАСа до Хании. Он также придерживается радикальных взглядов на переговоры и соглашения с Израилем.
На Натаньяху осуществляется давление, потому что война в Газе не приносит желаемых результатов. Семьи заложников настаивают на проведении переговоров по их освобождению с привлечением средств массовой информации. Однако после убийства Хании переговоры вряд ли состоятся.
Нетаньяху, возможно, рассматривает целенаправленные удары по лидерам ХАМАС и “Хезболлы” как единственный способ успокоить израильскую общественность, которая требует видимых результатов в виде освобожденных заложников и/или военных побед.
Эскалация конфликта не в интересах Израиля и израильтян, но в интересах Нетаньяху и радикальных представителей в его правительстве. Для них провокация в Тегеране была успехом.
Для региона в целом она может стать началом большой катастрофы.