ГлавнаяАналитикаГеополитика. Как "союзники" Франции бросают страну на произвол судьбы

Геополитика. Как “союзники” Франции бросают страну на произвол судьбы

В последние годы “союзники” Франции откровенно обманывали ее, например, когда речь шла о перевороте в Нигере или об австралийских заказах на французские подводные лодки стоимостью в миллиарды. Теперь я наткнулся на еще одну деталь, которая показывает, что страны ЕС попирают интересы Франции.

За последние годы Франция значительно утратила свое влияние на международной арене, и виновата в этом не Россия, которая на Западе всегда и во всем виновата, а так называемые “союзники” Франции, то есть США, Великобритания и страны-члены ЕС. Недавно я наткнулся на документ, который вряд ли кому-то будет интересно читать, но который оказался очень интересным, если разобраться в нем. Речь идет о 31-м отчете Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для Совета управляющих.

Звучит скучно? На первый взгляд, так и есть, но если прочитать его внимательно и провести небольшое расследование, отчет окажется чрезвычайно интересным.

Прежде чем мы перейдем к этому, позвольте мне вкратце напомнить вам, как в последние годы Францию обдирали её западные “союзники”. Поговорка “с такими друзьями враги не нужны” как нельзя лучше подходит к сегодняшнему международному положению Франции.

AUKUS и подводные лодки

В 2016 году Франция и Австралия подписали гигантский оборонный контракт, согласно которому Франция должна была поставить Австралии обычные подводные лодки на сумму 56 миллиардов евро. Однако в сентябре 2021 года США, Австралия и Великобритания взорвали политическую бомбу, создав новый военный альянс AUKUS между тремя странами. Главным пунктом договора стала отмена австралийского заказа на французские подводные лодки и заключение нового договора, согласно которому Австралия заказывала у США не менее восьми атомных подводных лодок стоимостью более 65 миллиардов долларов.

Франция была в ярости из-за предательства со стороны Австралии, Великобритании и США, ведь они вели тайные переговоры за спиной Франции в течение 18 месяцев. Spiegel сообщал тогда, например, следующее:

“Всего 15 дней назад министры обороны и иностранных дел Франции и Австралии в совместном коммюнике подчеркнули важность согласованной программы подводных лодок для будущего.
В середине июня Макрон принял в Елисейском дворце премьер-министра Австралии и указал на “доверительные отношения между двумя странами” в связи с заключением контракта на поставку двенадцати французских подводных лодок: такая программа, сказал тогда Макрон, основана на передаче опыта и технологий “и свяжет нас на десятилетия вперед”.

После предательства со стороны так называемых “союзников” Франция даже отозвала своих послов из Австралии и США. Из Великобритании, правда, французский посол не был отозван, так как министр иностранных дел Франции заявил, что в этом “нет необходимости”, ведь британская “политика постоянного оппортунизма” известна. При этом он также заявил:

“Эта сделка демонстрирует двуличность, презрение и ложь. Так нельзя вести себя с союзником. В подобных отношениях вы не прячетесь, а уважаете друг друга”.

Но поскольку Макрон – такая же марионетка США, как и Шольц (вспомните, например, ситуацию с подрывом “Северного потока”), правительство Франции быстро забыло об этой истории, и вскоре после этого Макрон и Байден снова улыбались вместе в камеры, как будто этого беспрецедентного унижения Франции и лично Макрона со стороны США никогда не было.

“Союзники” и переворот в Нигере

Переворот в Нигере стал еще одним примером того, как западные “союзники” оттесняют Францию на второй план. Эта страна была важна для Франции в первую очередь из-за месторождений урана, который она могла добывать там по смехотворно низкой цене, а он, на минутку, составляет основу её электроснабжения.

Однако в Нигере и других странах Западной Африки люди устали от бывшей колониальной державы, которая сохранила свое влияние в регионе даже после окончания колониальной эпохи и продолжает эксплуатировать эти страны до сих пор.

После переворота в Нигере Франция сделала все возможное, чтобы свергнуть путчистов (которых поддерживал нигерийский народ). Она убедила Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), в котором она доминирует, ввести санкции против Нигера, и даже были разговоры о военной интервенции против путчистов, и здесь Франция надеялась на поддержку США и ЕС.

Однако все произошло наоборот: страны ЕС не считали этот вопрос настолько важным, чтобы вмешиваться в него, а США были довольны ослаблением Франции в регионе и хотели извлечь из этого выгоду, поэтому вместо введения санкций против Нигера американское правительство направило туда своих посланников, чтобы обсудить будущее с лидерами путча.

В результате Франция осталась в одиночестве и была вынуждена вывести своих военных из Нигера, в то время как США поначалу удалось добиться того, чтобы сохранить там свою базу беспилотников. Впоследствии ее пришлось закрыть, но на это были другие причины.

Получается, что по факту Франция была брошена на произвол судьбы всеми своими “союзниками”, которые, очевидно, были рады видеть её ослабленной на международной арене.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

Для Франции влияние на ее бывшие колонии имеет прямо-таки экзистенциальное значение, как показывает пример с ураном. Тот факт, что 80% выработки электроэнергии во Франции приходится на атомную энергетику, объясняется прежде всего тем, что она продолжает получать уран из своих бывших колоний по смехотворно низким ценам. То же самое относится и ко многим другим видам сырья. Экономика Франции во многом зависит от доступа к дешевому сырью из ее бывших колоний.

И именно здесь в игру вступает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который был основан в 1991 году для оказания финансовой поддержки странам бывшего Восточного блока и СНГ в их переходе к рыночной экономике и частной и предпринимательской деятельности. Звучит хорошо и благородно, но это не совсем так. На самом деле одной из важнейших задач ЕБРР была помощь странам бывшего Восточного блока и бывшего Советского Союза в приватизации государственных предприятий. И понятно, кому они должны были достаться в ходе приватизации – западным корпорациям.

Таким образом, ЕБРР никогда не был бескорыстно помогающим банком, скорее он был призван передать западным корпорациям филейные части бывших социалистических стран и привязать эти страны политически и экономически к Западу посредством кредитных обязательств.

ЕБРР и борьба Франции за влияние в Африке

Банк по-прежнему финансирует проекты в этих странах за счет кредитов, и вот тут начинается самое интересное, поскольку Франция хотела, чтобы ЕБРР расширил сферу своей деятельности на Западную Африку, то есть бывшие французские колонии, уже в 2020 году. Программы ЕБРР были направлены на продвижение проектов, которые бы способствовали дальнейшему укреплению связей между африканскими странами и ЕС, в частности Францией. Таким образом, Франция хотела обеспечить свое влияние в Африке за счет денег, которые все страны-члены ЕС должны были предоставить ЕБРР.

Планы ЕБРР по Африке были сформулированы в 2020 году теми странами-донорами из Западной Европы и Северной Америки, которые традиционно используют ЕБРР в качестве инструмента геополитического противостояния. Французскую подпись под этими планами можно распознать по тому, что в 2020 году президентом ЕБРР стала Одиль Рено-Бассо – француженка, в послужном списке которой значится должность генерального секретаря Парижского клуба – неформальной организации стран-кредиторов, созданной под эгидой Министерства финансов Франции для содействия реструктуризации долгов африканских стран. Она занимала множество должностей в Министерстве финансов Франции, многие из которых были связаны с Африкой.

Таким образом, назначение Рено-Бассо стало четким сигналом того, что ЕБРР должен расширить свою деятельность в Африке в соответствии с пожеланиями Франции, поскольку президент Макрон регулярно призывает к увеличению европейских инвестиций в Африку для обеспечения стабильности (т.е. французского влияния) в бывших французских колониях.

Поэтому неудивительно, что в июле 2021 года Совет управляющих ЕБРР принял резолюцию №240 “Подготовительная работа над обновленным документом о возможном ограниченном и постепенном расширении деятельности Банка на страны Африки к югу от Сахары и Ирак ЕБРР”. Однако принципы программы показывали, что Франция еще не победила, поскольку поддержка бывших французских колоний не должна ограничивать поддержку существующих проектов, рейтинг ЕБРР не должен падать в результате этого, и ему не должны требоваться дополнительные вливания капитала от стран-доноров.

Это уже ставило программу под сомнение, ведь как ЕБРР может начать широкомасштабную деятельность в Африке без дополнительных средств и без сокращения существующих программ?

Поэтому банк произвел расчеты, и новая стратегия должна была быть принята на ежегодном собрании ЕБРР в Марокко в мае 2022 года.

Страны-получатели ревностно охраняют свои деньги

Но тут произошла эскалация на Украине, которая поставила крест на планах Франции. Переговоры в Совете директоров ЕБРР с самого начала были крайне напряженными, поскольку восточноевропейские страны ревниво относились к деньгам ЕБРР, которые они хотели и дальше получать сами, а не делиться с Африкой. С началом СВО дискуссии в банке обострились, поскольку теперь акцент был смещен на Украину и ее финансирование после окончания военных действий.

Страны, которые основали ЕБРР и управляют им сегодня, логично преследуют разные интересы. С одной стороны, есть страны-доноры, которые хотят использовать свои деньги для получения прибыли для своих корпораций и политического влияния, а с другой – страны-получатели, которые борются за эти деньги.

И есть один игрок, который даже не является членом ЕБРР, но все равно может оказывать влияние. Это Китай, который может влиять на политику ЕБРР через своих партнеров – Казахстан, Узбекистан и Киргизию, которых он может убедить в том, что им следует опасаться сокращения инвестиций, если банк будет реорганизован таким образом, чтобы сосредоточиться на Африке к югу от Сахары. У Китая есть свои стратегические интересы в Африке, и он не заинтересован в экономическом успехе западных стран или во влиятельной Франции в этом регионе.

Поэтому на встрече в Марокко в 2022 году Казахстан демонстративно проигнорировал попытку ЕБРР продвинуться в Африку. Узбекистан объяснил, что необходимо убедиться в том, что экстренная помощь Украине и расширение в Африку не ограничат возможности банка по поддержке стран, которые он поддерживал ранее, и не подорвут их финансовую стабильность.

Всем наверняка было ясно, что Китай в этой ситуации вполне мог сыграть свою закулисную роль. И хотя сейчас ЕС открыто выступает против Китая, это не привело к солидарности с Францией. Вместо этого европейские противники экспансии ЕБРР в Африку сформировали свою собственную группу. Страны Балтии, Польша и Румыния опасаются, что, сосредоточившись на Африке, ЕБРР поддержит политические и экономические интересы Франции в ущерб интересам стран ЕС, пострадавших от конфликта на Украине.

Замглавы Еврокомиссии (ЕС является крупнейшим донором банка), литовец Валдис Домбровскис, объяснил, что потребности Украины огромны и что поддержка ЕБРР будет иметь решающее значение, поэтому ЕС в принципе поддерживает решение по Африке, но важно не упускать из виду и стратегические интересы банка. Решение по Африке должно быть предложено только после того, как Совет директоров ЕБРР подтвердит, принимая во внимание последствия войны на Украине, что расширение деятельности в Африку не повлияет на способность Банка поддерживать страны, которым он оказывает поддержку в настоящее время, не поставит под угрозу кредитный рейтинг Банка и не приведет к необходимости дополнительных вливаний капитала.

Одним словом, банк должен направить все свои ресурсы на поддержку Украины и других стран, пострадавших от российской агрессии. Надежды Франции на спасение своих позиций в Африке были перечеркнуты ЕС. С такими друзьями враги не нужны.

Другие страны выразили схожее мнение. Латвия в принципе поддерживает расширение деятельности в Африку, но поскольку для этого потребуются дополнительные средства, его следует отложить. Сейчас ЕБРР должен полностью сосредоточиться на помощи Украине в преодолении возможного экономического коллапса и решении проблемы растущей уязвимости стран Балтии.

Литва выразила мнение, что сейчас не лучшее время для принятия конкретного решения о расширении деятельности банка. Польша заявила, что последствия боевых действий на Украине трудно просчитать, и что ЕБРР должен продолжать отдавать приоритет своей деятельности в странах, в которых он традиционно работает.

Таким образом, страны-получатели вежливо выразили свое принципиальное согласие с планами Франции, но не более того. К сожалению, денег на африканский проект не нашлось; в конце концов, они сами нуждались в деньгах.

Отсутствие интереса со стороны стран-доноров

Другая группа стран – это та часть стран-доноров ЕБРР, которая, заботясь о своих деньгах, оценивает проекты ЕБРР в первую очередь по их экономической целесообразности, а не по политическому влиянию. К ним относятся Швейцария, Япония, Люксембург и Норвегия. Эти страны решительно выступают против распространения деятельности ЕБРР на Африку к югу от Сахары и требуют поддержки региона, в котором банк работает в настоящее время, то есть Восточной Европы.

Они прекрасно понимают, что существующего капитала ЕБРР недостаточно для поддержки проектов в старом восточноевропейском и новом африканском регионах, поэтому потребуются дополнительные вливания капитала, что не является желательным сценарием в условиях глобального экономического упадка. И, грубо говоря, возникает вопрос, почему Швейцария, Япония, Люксембург, Норвегия и другие страны-доноры должны тратить свои деньги на то, чтобы помочь Франции сохранить свое влияние в Африке?..

Другая группа – это неоколониалистские страны (Франция, Великобритания, США), которые могут рассчитывать на политические дивиденды в Африке в качестве награды за дополнительные финансовые вливания в ЕБРР, в то время как Швейцария, Япония, Люксембург, Норвегия и другие страны-доноры таких бонусов не получают.

Люксембург, в частности, заявил, что проблемы африканского континента требуют такого уровня внимания и инвестиций, который банк не может обеспечить до стабилизации ситуации на Украине. А Швейцария убеждена, что значимость Банка была бы выше, если бы он направил свои ограниченные ресурсы на поддержку региона, который поддерживается в настоящее время, а не в Африку.

Из-за неопределенности в отношении продолжительности и масштабов последствий войны на Украине, а также из-за политических рисков и коррупции в Африке невозможно было проанализировать финансовую рентабельность. Поэтому Африка была признана потенциальным регионом для деятельности ЕБРР в долгосрочной перспективе, и было решено провести дополнительный анализ.

В результате банк в Марокко принял резолюцию № 248, в которой ЕБРР получил лишь принципиальное согласие на работу в Африке, но не более того. “Союзники” не поддержали стратегические интересы Франции.

Одиль Рено-Бассо, глава ЕБРР, не справилась с задачей, поскольку она должна была подготовить почву для африканских проектов в 2023 году. Кроме того, несмотря на все красивые слова, капитал банка не будет увеличен до 2030 года, а значит, денег на африканские проекты не найдется. А поскольку поддержка Украины и традиционно поддерживаемых стран Восточной Европы остается приоритетом, об африканских проектах пока не может быть и речи в принципе.

Таким образом, геополитические планы Франции по экспансии в Африку к югу от Сахары с помощью ЕБРР провалились. Как уже показали сделка с Австралией и переворот в Нигере, Франция не может рассчитывать на помощь своих “союзников”, которые явно заинтересованы в её ослаблении.

А что Германия?

Германия также входит в число стран, которые вежливо заявили, что было бы здорово расширить деятельность ЕБРР на Африку, но это не должно быть в ущерб существующим проектам. Заявление Германии в докладе состоит из 16 параграфов на двух с половиной страницах, из которых только один посвящен африканскому вопросу.

Немецкое заявление почти полностью посвящено Украине. Вторая тема, которая занимает много места в немецком заявлении, – это то, что банку необходимо финансировать больше проектов в области перехода к зеленой энергетике.

Таким образом, Германия тоже не поддержала Францию.

НОВОЕ

Зеленский получил отпор от Трампа в Париже

Избранный президент США Дональд Трамп встретился с Зеленским в Париже. Беседа длилась всего 20 минут, и, судя по всему, украинский лидер получил явный отпор. Избранный...

Украина. Возможный призыв 18-летних в армию и страх свиты Зеленского перед концом войны

Украинский фронт рушится, но Зеленский упорно отказывается снизить призывной возраст с 25 до 18 лет, несмотря на массированное давление со стороны США. По мнению...

Асад свергнут. У кого какие интересы в Сирии

В результате внезапного нападения преемники "Аль-Каиды" и ИГИЛ всего за 10 дней разгромили сирийскую армию и установили контроль над Сирией. У кого какие интересы...

Читайте также

“Западная демократия”. Результаты президентских выборов в Румынии аннулированы, потому что избиратели проголосовали не так, как хотели США

24 ноября в Румынии состоялись президентские выборы, которые наглядно демонстрируют, как работает "западная демократия": результаты были попросту аннулированы, потому что румыны проголосовали не так,...

После угроз Трампа. Китай не впечатлился и ввёл запрет на экспорт сырья в США

Дональд Трамп только что пригрозил странам БРИКС ответными мерами, если они введут валюту БРИКС. Администрация Байдена также установила новые запреты на экспорт в Китай...

Цветная революция. Неожиданная информация о полицейском насилии во время протестов в Грузии

Западные СМИ сообщают о чрезмерном насилии со стороны полицейских во время протестов в Грузии, и действительно, полиция там явно не отличается излишней осторожностью. Поскольку...