Украина будет доминирующей, но не единственной болезненной темой на предстоящем саммите НАТО. Члены НАТО откладывают вступление Украины в альянс, послужившее причиной эскалации войны на Донбассе, до того, как рак на горе свистнет. Киев, вероятно, ожидают не самые приятные дни.
Хочу еще раз напомнить, что в конце февраля 2022 года существовало две основных причины эскалации войны на Донбассе: во-первых, то, что НАТО настаивало на вступлении Украины в ряды альянса (в СМИ постоянно говорилось о “политике открытых дверей” для Киева) и игнорировало опасения и предупреждения России. Поэтому в декабре 2021 года Россия предприняла последнюю попытку достичь мирного соглашения и предложила НАТО и США взаимные гарантии безопасности, включающие невступление Украины в альянс. Но тогда, на рубеже января-февраля 2022 года, США и НАТО отказались даже обсуждать этот вопрос.
Кроме того, 19 февраля 2022 года президент Украины Владимир Зеленский на Мюнхенской конференции по безопасности под аплодисменты представителей Запада пригрозил, что Украина собирается вооружиться ядерным оружием. На сочетание этих двух событий Россия была вынуждена ответить военной операцией, поскольку альтернативой могло стать появление на ее границе ядерной Украины, которая к тому же являлась бы членом НАТО и закрепила бы войну с Россией за Крым в своей военной доктрине.
Вы можете придерживаться любой точки зрения по поводу принадлежности Крыма и членства Украины в НАТО, но мало кто из нормальных людей считает, что какой-то из этих вопросов стоит того, чтобы развязать крупную или даже ядерную войну. В конце статьи я кратко изложу хронологию эскалации.
НАТО отворачивается от Киева
Тем временем о вступлении Украины в НАТО не может быть и речи, даже в среднесрочной перспективе. Зеленский уже получил отказ на саммите НАТО год назад, на который он тогда отреагировал очень эмоционально и гневно, не встретив, однако, никакого отклика на это на Западе.
От саммита НАТО в этом году Киеву также не стоит ждать ничего хорошего. Наталья Галибаренко, представитель Украины при НАТО, заявила в интервью Politico, что Киев хочет получить на саммите НАТО “необратимое” предложение о членстве, но это остается лишь желанием, поскольку НАТО ограничится только каким-нибудь символическим жестом.
На прошлогоднем саммите НАТО в Вильнюсе страны-члены согласились с тем, что “будущее Украины – в НАТО”, но не уточнили, когда конкретно Киев получит приглашение вступить в ряды членов альянса, вместо этого запутавшись в мутных формулировках о том, что сначала Украина должна выполнить некие “критерии”, но какие именно – никто не знает. Говоря простым языком, вступление Украины в НАТО будет откладываться до бесконечности… Сегодня, кстати, НАТО заявляет, что одним из условий вступления Киева в НАТО является победа над Россией, что – как теперь всем известно – лишь фантазии.
Портал Euractiv, имеющий хорошие связи в Брюсселе, рассказал со ссылкой на неназванного чиновника Госдепартамента США о формулировках, которые планируется использовать на этом саммите, чтобы успокоить Киев:
“Мы готовим ряд документов, которые послужат своего рода мостом к членству”.
Таким образом, речь будет идти не о членстве Киева, а только о воображаемом “мосте”, состоящем из уже принятых решений о том, что НАТО будет координировать поддержку Украины со стороны западных стран (т. е. переход от возглавляемого США формата Рамштайн для поддержки Киева к новой структуре НАТО в Висбадене), что НАТО продолжит обучение украинских солдат, обязуется предоставлять Украине 40 миллиардов евро ежегодно (хотя это отнюдь не является решенным делом), а также назначит специального представителя в Киеве и так далее. Другими словами, Киеву нужно молча принять уже имеющиеся решения, некоторые из которых еще даже не утверждены окончательно.
Уходящий со своего поста генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг был еще более откровенен, когда в преддверии саммита неожиданно заявил, что никто никогда не давал Украине гарантий, что она вступит в НАТО, и что она может быть принята в альянс и через десять лет, а не через два или три. И он также воспользовался возможностью добавить формулировку, которая фактически в принципе исключает её членство в НАТО, поскольку Украина не может одержать военную победу над Россией. Столтенберг сказал следующее:
“Самое важное, что нам следует сделать, – это активизировать поддержку Украины, чтобы она одержала верх. Это является условием для любого будущего членства Украины“.
Поскольку победа Украины столь же реальна, как тропические температуры на Северном полюсе, Столтенберг, во-первых, заявил, что Киев может надолго забыть о вступлении в НАТО, а во-вторых, что альянс действительно хочет бороться с Россией до последнего украинца, что, в-третьих, еще раз подтверждает, что НАТО волнует не судьба Украины, а только ослабление России и ведение войны до тех пор, пока последний украинец на линии фронта, который хоть как-то способен взять в руки оружие, не погибнет или не будет изувечен.
Как сообщает AFP со ссылкой на дипломатический источник в НАТО, Киеву придется принять все, что предъявит ему альянс, хотя неясно, что конкретно будет заявлено:
“У Владимира Зеленского не будет иного выбора, кроме как принять то, что ему предложат, каким бы это предложение ни было“.
Министр обороны Литвы заявил, что даже накануне саммита НАТО все еще “нет консенсуса” по вопросу о вступлении Украины в альянс.
Роль Орбана
Интересна роль, которую сыграет на саммите НАТО премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. После начала своей миротворческой миссии и разговора с Зеленским и Путиным, он прибыл в Пекин и встретился с председателем КНР Си Цзиньпином, чтобы поговорить об Украине. Об этом разговоре мало что известно, но впоследствии Орбан заявил, что считает Китай “ключевой страной” для проведения мирных переговоров и что он поддерживает китайскую мирную инициативу.
Это, конечно же, не понравится странам НАТО, но Орбан, скорее всего, будет активно выступать за решение проблемы путем переговоров на саммите НАТО в Вашингтоне и, вероятно, также будет много говорить о своих встречах с Путиным и Си Цзиньпином, о которых пока не сообщалось в СМИ.
НАТО хочет в Азию
По словам Столтенберга, НАТО также пригласила на саммит Южную Корею, Японию, Австралию и Новую Зеландию, чтобы обсудить поддержку Украины. Альянс также хочет обсудить с этими странами “кооперацию” в области “кибербезопасности, новых технологий, чтобы вместе противостоять авторитарным силам”. При этом он назвал Россию, Иран, Северную Корею и Китай.
Это лишний раз подтверждает тенденции НАТО во главе с США к расширению в Азию, что приведет к новой напряженности в регионе. Какое отношение Тихоокеанский регион имеет к Североатлантическому – ведь НАТО называет себя “Североатлантическим альянсом” – неясно, но это еще раз показывает нам, что США хотят втянуть европейцев в свой конфликт с Китаем.
Хронология эскалации
Чтобы внести ясность, я еще раз покажу, как происходила эскалация на Украине. Если вы предпочитаете ознакомиться с этим в формате видео на немецком языке, я оставлю ссылку на передачу Anti-Spiegel-TV.
В начале декабря 2019 года в Париже состоялся последний Нормандский саммит. После этого Зеленский вернулся в Киев и за закрытыми дверями объявил своим людям, что не будет выполнять Минские соглашения. Таким образом, всем сторонам на Украине стало ясно, что столкновение с Россией неизбежно, и Киев начал конкретную подготовку к столкновению. Глава Совета безопасности Украины Алексей Данилов открыто сказал об этом в интервью в августе 2022 года, а теперь и Зеленский подтвердил это в интервью Spiegel.
В январе 2021 года Джо Байден стал президентом США. В отличие от своего предшественника Трампа, который не хотел никакой эскалации на Украине, Байден дал Зеленскому зеленый свет. В результате Зеленский начал репрессии против оппозиции в феврале 2021 года, после чего глава крупнейшей оппозиционной партии был помещен под домашний арест, а все оппозиционные СМИ были запрещены.
В марте 2021 года Зеленский ввел в действие новую военную доктрину Украины, которая предусматривала столкновение с Россией с целью силового возвращения Крыма и силового решения конфликта на Донбассе.
В середине апреля 2021 года администрация Байдена объявила о выводе войск из Афганистана к 11 сентября.
В апреле и мае 2021 года Украина находилась на грани столкновения с Россией, но начало военных действий было вновь отменено США. Была ли причина в том, что американские войска все еще находились в Афганистане и поэтому были уязвимы, или в том, что США не могли оказывать Украине столь значительную поддержку, пока они все еще были связаны в Афганистане?..
В середине июня 2021 года состоялась встреча на высшем уровне между президентами Путиным и Байденом, но сближения стран не произошло.
В августе 2021 года произошло стремительное бегство войск НАТО и США из Афганистана.
В то время как Киев с конца 2021 года вновь обострил ситуацию на Донбассе, а НАТО увеличило присутствие своих войск на Украине под предлогом проведения маневров и учебных миссий, Германия и Франция в ноябре 2021 года официально похоронили Минские соглашения, хотя в западных СМИ об этом не сообщалось.
Как сообщило издание Politico в октябре 2022 года, санкции против России готовились на переговорах между Вашингтоном и Брюсселем, по крайней мере, с ноября 2021 года. Это было за три месяца до начала российской спецоперации на Украине и как раз тогда, когда Берлин и Париж похоронили Минские соглашения. Лицам, принимающим решения в Вашингтоне и Брюсселе (и, вероятно, также в Берлине и Париже), было очевидно, что отказ от Минских соглашений приведет к эскалации на Украине, поэтому они параллельно разрабатывали соответствующие пакеты санкций. Афганистан остался в прошлом, а значит, у США были развязаны руки для нового конфликта.
В декабре 2021 года Россия выдвинула окончательное требование к США и НАТО о взаимных гарантиях безопасности и выводе войск НАТО с территории Украины, заявив, что в случае отказа от взаимных гарантий безопасности она будет вынуждена ответить “военным путем”. Таким образом, было ясно, что Россия ответит военным путем на дальнейшие усилия по втягиванию Украины в НАТО. Именно в этот момент все ответственные политики осознали, что отказ от переговоров с Россией приведет к эскалации на Украине. Эту эскалацию и все несчастья можно было бы предотвратить, если бы США были готовы навсегда принять и гарантировать нейтральный статус Украины.
8 января 2022 года Скотт Миллер был назначен послом США в Швейцарии. В интервью в ноябре 2022 года он совершенно открыто заявил, что у США были “разведданные о вторжении” и что он немедленно, т.е. в начале января 2022 года, показал их швейцарскому правительству. Поскольку обсуждение между Россией и США вопроса о том, будут ли вестись переговоры о гарантиях безопасности, требуемых Россией, в то время еще продолжалось, заявление Миллера доказывает, что США уже тогда решили не вступать в переговоры и полностью осознавали их последствия, а именно вмешательство России в ситуацию на Украине. Таким образом, Миллер также косвенно подтвердил сообщение Politico о том, что санкции были разработаны за несколько месяцев до этого, что, кстати, канцлер Шольц и другие западные политики подтвердили позже, заявив, что санкции против России были “подготовлены задолго до этого”.
В конце января 2022 года в США был внесен законопроект о ленд-лизе для Украины, о котором, когда он был представлен в Конгресс, писали следующее:
“Этот законопроект временно отменяет некоторые требования, связанные с полномочиями президента предоставлять в аренду или лизинг оборонное вооружение, если оборонное вооружение предназначено для украинского правительства и необходимо для защиты гражданского населения Украины от российского военного вторжения”.
Это еще раз подтверждает, что США уже готовились к эскалации, когда еще официально обсуждали с Россией возможные переговоры о взаимных гарантиях безопасности, поскольку законопроект о поддержке Украины против “российского военного вторжения” был внесен в Конгресс за месяц до российского вмешательства в ситуацию на Украине.
Почти одновременно с внесением законопроекта США и НАТО отклонили предложенные Россией переговоры о взаимных гарантиях безопасности в конце января 2022 года.
19 февраля 2022 года Зеленский на Мюнхенской конференции по безопасности под аплодисменты высокопоставленной западной публики угрожал появлением на Украине ядерного оружия. Это означало, что вмешательство России уже невозможно было предотвратить, поскольку тот факт, что Украина, которая в своей военной доктрине открыто готовилась к столкновению с Россией, может вооружиться ядерным оружием при поддержке Запада, представлял собой неприемлемую угрозу безопасности России.
21 февраля 2022 года Путин признал республики Донбасса и заключил с ними договоры о взаимопомощи. В своей речи по этому поводу Путин четко предупредил Киев о последствиях дальнейшей эскалации. Однако после этого Киев демонстративно усилил обстрелы гражданских объектов на Донбассе.
24 февраля 2022 года Путин выступил с очередной речью, объявив о начале российской специальной военной операции на Украине.
29 марта 2022 года переговоры между Киевом и Москвой привели к прекращению огня. Киев сам выступил с предложением признать Крым российским и найти решение по Донбассу путем переговоров. Кроме того, Киев пообещал не размещать больше иностранные войска на своей территории и не становиться членом НАТО. Вступление Украины в ЕС, с другой стороны, было возможным. Более того, в знак доброй воли Россия заявила, что выведет свои войска из Киевской области, что западные СМИ немедленно интерпретировали как военное поражение России, хотя вывод войск произошел без боевых действий.
3 апреля 2022 года появились сообщения о якобы массовых убийствах, совершенных российской армией в Буче, но быстро выяснилось, что это была операция под фальшивым флагом. Тем не менее, Буча была объявлена российским “преступлением” и широко освещалась в СМИ, в то время как возможное урегулирование путем переговоров, достигнутое всего несколькими днями ранее, не стало предметом обсуждения в СМИ.
Великобритания также не предприняла никаких действий в связи с достигнутым путем переговоров урегулированием, вместо этого пообещав 8 апреля 2022 года предоставить Украине военную помощь в размере 100 миллионов фунтов стерлингов для продолжения борьбы с Россией.
Днем позже, 9 апреля 2022 года, премьер-министр Великобритании Джонсон посетил Киев и пообщался с Зеленским, который после этих переговоров отозвал предложение Украины об урегулировании ситуации и вместо этого объявил, что решение должно быть принято на поле боя.
30 сентября 2022 года президент Украины Зеленский издал указ о том, что проведение переговоров с Россией под руководством Путина невозможно.