Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан после визита в Киев отправился в Москву. Его попытка поговорить с обеими сторонами конфликта о возможностях мира вызвала бурную реакцию в ЕС, который, очевидно, не хочет мира.
В 2012 году ЕС был удостоен Нобелевской премии мира. Евросоюз и его предшественники “на протяжении более шести десятилетий вносили вклад в продвижение мира и согласия, демократии и прав человека в Европе”, – говорилось в тогдашнем сообщении Нобелевского комитета. Я только недавно процитировал прекрасную статью корреспондента ТАСС Дениса Дубровина, который показал, насколько изменился Евросоюз за последние годы. Во вступлении к своей статье он очень метко подметил следующее:
“В каком-то смысле Европейский союз уже прекратил свое существование навсегда. Экономического мирного объединения, поддерживавшего относительно высокую стабильность в Европе в период холодной войны, при этом отстаивая свои экономические интересы в период геополитического противостояния СССР и США, больше нет. Эта страница истории перевернута”.
Сегодняшний ЕС борется против мира и согласия в Европе
Сегодня ЕС следует лишить Нобелевской премии мира, потому что его представители всеми силами борются против мира и согласия в Европе. Напротив: Евросоюз стал воюющей стороной, всеми силами поддерживая воюющую страну в Европе – несмотря ни на что, даже на собственный экономический и политический крах – и борясь с реалистичными мирными инициативами.
Об этом свидетельствует недавний визит премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в Москву. Орбан – практически единственный глава правительства в ЕС, который выступает за мир на Украине и прекращение кровопролития. Есть еще Роберт Фицо, новый премьер-министр Словакии, но он сейчас не может выполнять свои обязанности, поскольку на него было совершено покушение из-за его политических взглядов. Реакция ЕС была весьма холодной и в лучшем случае сдержанной: между строк говорилось, что это просто результат его инакомыслия.
2 июля Орбан неожиданно приехал в Киев, чтобы поговорить с украинским президентом Зеленским о возможном прекращении боевых действий. Его успех был невелик: после встречи Зеленский высказался в пользу продолжения массовой гибели людей на линии фронта, а в публичных заявлениях Киева не было слышно ни готовности к переговорам, ни желания прекратить кровопролитие.
Сейчас Орбан занимается тем, что раньше называлось “челночной дипломатией”: он мечется между конфликтующими сторонами и пытается найти компромисс, который можно было бы использовать в качестве отправной точки для мирных переговоров.
Вместо того чтобы порадоваться этому (чего можно было бы ожидать от лауреата Нобелевской премии мира) и поддержать эту попытку положить конец кровопролитию, первоначальная реакция ЕС была прямо-таки истеричной. Евросоюз не только явно не заинтересован в мире, но и открыто выступает против него.
Первые реакции ЕС
Как только вечером 4 июля появились первые слухи о том, что на следующий день Виктор Орбан собирается отправиться в Москву, представители ЕС и стран-членов немедленно отреагировали. Spiegel не заставил себя ждать и сообщил о первых реакциях вечером 4 июля в статье под заголовком “СМИ сообщают о поездке в Россию – ЕС обеспокоен возможным визитом Орбана в Кремль“:
“Слухи о вашем визите в Москву не могут быть правдой, премьер-министр Виктор Орбан, или могут?”, – написал польский премьер-министр Дональд Туск о возможных планах Орбана на X. (…) Председатель Совета ЕС Шарль Мишель не упомянул конкретно слухи, связанные с визитом, но предупредил, что ротационное председательство в ЕС не имеет мандата на ведение переговоров с Россией от имени Евросоюза. “Европейский совет знает об этом: Россия – агрессор, Украина – жертва. (…) Дискуссии об Украине не могут вестись без Украины”.
Утром 5 июля уходящий в отставку глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель заявил, что Евросоюз исключает официальные контакты с президентом России Владимиром Путиным, вследствие чего Виктор Орбан, нынешний председатель Совета ЕС, не уполномочен представлять Евросоюз в Москве. Визит проходит “исключительно в рамках двусторонних отношений”, говорится в заявлении Борреля.
Естественно, Европейская комиссия присоединилась к критике визита Орбана в Россию. Председатель Комиссии ЕС фон дер Ляйен написала на сайте X, что “умиротворение” не остановит президента России, и только “единство и решимость” “проложат путь к всеобъемлющему, справедливому и прочному миру на Украине”. Пресс-секретарь Европейской комиссии сказал журналистам в Брюсселе следующее:
“Сигнал, который этот визит направляет России, неправильный. ЕС должен четко заявить России, что конфликт может быть решен только путем вывода войск с Украины“.
Канцлер Германии Олаф Шольц прокомментировал визит Орбана в Москву, отметив, что общую внешнеполитическую линию ЕС представляет покидающий свой пост председатель Европейского совета Шарль Мишель:
“Виктор Орбан посещает Путина в качестве премьер-министра Венгрии. Во внешней политике Европейский совет представляет Шарль Мишель. Позиция ЕС очень ясна: мы осуждаем агрессивную войну России, – утверждал канцлер. – Украина может рассчитывать на нашу поддержку“.
Венгрия, однако, не была впечатлена протестами со стороны ЕС. Министр иностранных дел Петер Сийярто заявил журналистам в Москве, что Венгрия – суверенная страна и не будет реагировать на критику ЕС по поводу визита премьер-министра Виктора Орбана в Россию:
“Мы суверенная страна, поэтому я не считаю, что мы должны обращать внимание на подобного рода критику (…) Без этого выхода из ситуации просто нет“.
Встреча Орбана с Путиным
Конечно, мы не знаем, что на самом деле обсуждал Орбан с Зеленским и Путиным и есть ли какие-то подвижки за кулисами. Однако, судя по официальным заявлениям, пока что переговоры не привели ни к каким сдвигам. Перед визитом Орбан объяснил, что находится в России не по мандату ЕС, а “от своего имени”, добавив:
“Но мне даже не нужен мандат, я просто посещаю те места, где идет война, которая может затронуть Венгрию, и задаю вопросы. Я сделал это на встрече с Зеленским, спросив его, где проходит установленная им красная линия”.
Он также отметил, что Венгрия “может быть инструментом в руках тех людей, которые хотят мира”. Необходимо убедить стороны конфликта “пройти долгий путь, который может закончиться прекращением огня и мирными переговорами”.
Во время своего визита в Москву Орбан сообщил Путину за закрытыми дверями перед началом переговоров, что он находится в России по той же причине:
“Должен Вам сказать, что стремительно уменьшается количество тех стран, которые могут поговорить и с той, и с другой стороной конфликта. Скоро Венгрия станет, видимо, единственной страной в Европе, которая сможет говорить со всеми. Я хотел бы использовать эту возможность, для того чтобы обсудить с Вами ряд важных вопросов. Хотел бы узнать и Вашу позицию относительно ряда важных для Европы вопросов”.
После встречи с Владимиром Путиным, которая длилась более двух часов, Орбан сказал журналистам следующее:
“Сегодня я обсудил с президентом Путиным способы достижения мира [на Украине]. Я хотел узнать, какой путь самый короткий к окончанию войны. Я хотел услышать и услышал мнение господина президента по трем важным вопросам. Что он думает об имеющихся на данный момент мирных инициативах? Что он думает о прекращении огня и мирных переговорах – в какой последовательности их можно провести? И третье, что меня интересовало, это его видение Европы после войны. Благодарю господина президента за открытую и честную беседу”.
Виктор Орбан также заявил, что позиции сторон в конфликте очень далеки друг от друга и что “нужно совершить очень много шагов”, чтобы “приблизиться к прекращению войны”. По этой причине Орбан подчеркнул важность дипломатии и каналов связи между Россией и западными странами в конфликте на Украине, сказав:
“За последние два с половиной года мы поняли, что без дипломатии, без каналов связи мы не достигнем мира. Мир не наступит сам по себе, ради него надо работать”.
Однако ЕС явно не хочет работать над достижением мира, как показывает реакция его представителей.