ГлавнаяАналитикаОперация "Пересмешник". Как ЦРУ контролировало немецкие СМИ после войны

Операция “Пересмешник”. Как ЦРУ контролировало немецкие СМИ после войны

На этой неделе я буду ежедневно публиковать статьи об операции “Пересмешник” – проекте ЦРУ по контролю над западными СМИ. Она была начата после окончания Второй мировой войны и продолжается и по сей день. Эта третья статья посвящена контролю ЦРУ над немецкими СМИ.


В данной статье упоминаются “Радио Свободная Европа/Радио Свобода” (RFE/RL) – СМИ, признанное в России иноагентом, а также “Национальный фонд в поддержку демократии” (The National Endowment for Democracy, NED) – НПО, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации. Для удобства читателей информация об этом публикуется до основного текста.


В прошлой статье об операции ЦРУ “Пересмешник” я показал, как эта операция была раскрыта в 70-х и рассказал, что она началась в конце Второй мировой войны, когда ЦРУ хотело взять под контроль общественное мнение, вербуя американских журналистов практически из всех СМИ США, чтобы те писали в интересах ЦРУ, то есть правительства Штатов. Они также должны были действовать как шпионы за рубежом, потому что журналисты не так бросаются в глаза, когда задают вопросы и проводят расследования за границей.

Теперь давайте подробнее рассмотрим начало операции “Пересмешник”, чтобы понять, как ЦРУ действовало в Германии.

Всё началось во время войны

Во время войны англо-американские вооруженные силы содержали так называемый Отдел психологической войны для проведения психологических операций против Германии. Он состоял из сотрудников британского Управления политической войны (PWE), Управления стратегических служб (OSS) и Управления военной информации США (OWI). OSS следует отметить особо, поскольку это была организация-предшественница ЦРУ.

Помимо психологической войны против вермахта, Отдел психологической войны также отвечал за проамериканскую пропаганду на оккупированных территориях. Поэтому неудивительно, что ЦРУ начало операцию “Пересмешник” одновременно с его созданием, ведь некоторые сотрудники ЦРУ были выходцами из сферы пропаганды и понимали, как важно влиять на общественное мнение через подконтрольные им СМИ.

“Перевоспитание” немцев

После войны Отдел психологической войны был переименован в Отдел управления информацией (ICD). ICD был отделом цензуры в американской оккупационной зоне в Германии, чьей официально провозглашенной целью была “редемократизация” страны после Второй мировой войны. Слово “перевоспитание” многими в Германии воспринималось негативно, ведь кто хочет быть перевоспитанным (против своей воли)? Поэтому сегодня часто используется английский термин “reeducation”.

В учебниках истории немцев учат, что перевоспитание с целью превращения в демократов было положительным моментом. Но оно преследовало гораздо большие цели, чем просто демократизация. Конечно, это была борьба с нацистской идеологией, но на фоне зарождающейся холодной войны это была и борьба с коммунистическими и социалистическими идеями.

С точки зрения США, эта борьба была крайне необходима, поскольку, например, во Франции и Италии существовали сильные социалистические тенденции, и ЦРУ пришлось активно вмешиваться, выделяя деньги, оказывая организационную помощь и используя некоторые грязные приемы, чтобы не допустить победы коммунистических партий на первых послевоенных выборах. Социалистические идеи были популярны и в Германии, и тогда СДПГ была совсем иной партией, чем сегодня.

После войны СДПГ не хотела разделения Германии или привязки Федеративной Республики к Западу, а склонялась к тому, чтобы принять предложение Сталина о воссоединении Германии и превращении ее в нейтральное и внеблоковое государство. Австрия в свое время приняла это предложение и поэтому во время холодной войны не была частью Запада, а, как и Швейцария, являлась нейтральной страной. Тогдашняя СДПГ также хотела бы добиться этого для Германии.

Однако США не хотели этого, поскольку это уменьшило бы их влияние в Европе, поэтому они поддержали Конрада Аденауэра и его ХДС, которые выступали за безусловные связи с Западом, то есть за продолжение оккупации со стороны США.

Поэтому “перевоспитание” немцев со стороны США отнюдь не было направлено в первую очередь на превращение Германии в демократию, а немцев в демократов, а скорее на превращение их в сторонников американской экономической и политической системы. А для этого, разумеется, США нужен был контроль над немецкими СМИ, чтобы направлять общественное мнение в нужное русло.

“Пересмешник” и другие инструменты

Целями операции “Пересмешник” было продвижение интересов американских компаний и американского капитализма в целом, а также содействие расширению власти США в мире, особенно в борьбе с коммунизмом и Советским Союзом. Поскольку операция “Пересмешник” с ее влиянием на немецкие СМИ была частью долгосрочного “перевоспитания” немцев, это также показывает, что всё было направлено не на благородную цель борьбы с нацистской идеологией, а скорее на “американизацию” европейцев.

В рамках операции ЦРУ “Пересмешник” в течение многих лет проводились также такие пропагандистские операции, как:

• оплата журналистов за написание проамериканских материалов для иностранных информационных агентств;
• издание и распространение книг и журналов, пропагандирующих взгляды ЦРУ, которые были переведены на десятки языков;
• использование подставных организаций для вербовки иностранных журналистов для написания материалов, размещаемых ЦРУ;
• размещение ложных или утрированных материалов, изображающих коммунистические страны и Советский Союз как опасные, агрессивные или находящиеся на грани краха;
• фальсификация документов и писем с целью повлиять на общественное мнение и политические решения;
• размещение проамериканской пропаганды непосредственно в информационных агентствах, сообщения которых ложатся в основу сообщений СМИ.

Размах и масштабы пропаганды ЦРУ в рамках операции “Пересмешник” были беспрецедентными как в США, так и за рубежом. Цель заключалась в том, чтобы повлиять на общественное мнение и глобальный поток информации. Например, ЦРУ добилось того, что только в Германии после войны было издано до 5000 книг, направленных на “перевоспитание” немецкого народа.

И Голливуд, чьи фильмы совершили свое окончательное триумфальное шествие по миру после Второй мировой войны, тоже был в этом замешан. В служебной записке ЦРУ от 1952 года описывается сделка с Комитетом по иностранным делам Палаты представителей по созданию комикса, в котором ЦРУ изображалось как героический защитник американских ценностей.

Проамериканская пропаганда, которую правительство США проводило за кулисами с помощью операции “Пересмешник” и других проектов, таких как американские зарубежные вещательные компании, например “Радио Свободная Европа”, которые также были созданы при участии ЦРУ, была и остается всеобъемлющей. Это включает в себя влияние на якобы независимые западные СМИ, а также производство фильмов и книг, целью которых является пропаганда США и их системы.

Немецкие СМИ

Но вернемся к Германии. После войны свободные СМИ были запрещены, вместо этого оккупационные власти выдавали лицензии на издание газет. Цензура превалировала, и каждый, кто хотел основать газету, нуждался в разрешении оккупационных властей и должен был освещать события в соответствии с их пожеланиями.

В Западной Германии практически все ведущие СМИ, существующие сегодня, были основаны во время оккупации. Все они – “дети” американских или британских оккупационных властей.

Лицензионное требование было отменено в Западной Германии 21 сентября 1949 года, после чего так называемые “старые издатели”, чьи газеты были запрещены союзниками, попытались возобновить выпуск своих изданий. Однако эта имитация свободной прессы просуществовала недолго, поскольку тот факт, что лицензированные газеты появились на рынке раньше, дал им решающее конкурентное преимущество, так что они, как правило, могли одержать верх над более поздними начинающими изданиями.

Я хотел бы привести несколько примеров немецких СМИ, основание которых можно отнести к периоду оккупации.

С ноября 1946 года в британской оккупационной зоне издавалась газета Diese Woche, которая вскоре после этого была переименована и с 4 января 1947 года стала выходить под названием Der Spiegel. Der Spiegel находился под покровительством британской военной администрации. После отмены требования о лицензировании в Der Spiegel не произошло значительных кадровых изменений, которые обеспечили бы замену редакторов, находившихся под британским влиянием, на независимых.

Süddeutsche Zeitung стала первой газетой, получившей лицензию от американских оккупационных войск в Баварии, которая стала выходить с 6 октября 1945 г. Как и Der Spiegel, Süddeutsche Zeitung и после отмены лицензионных обязательств сохранила своих редакторов, отобранных оккупационными войсками. В 1946 году Вернер Фридманн стал четвертым владельцем лицензии на издание газеты, а после отмены лицензионных обязательств также стал главным редактором газеты с 1951 по 1960 год, о чем Der Spiegel в 1960 году опубликовал статью, достойную прочтения.

В своей статье Der Spiegel писал о Вернере Фридмане следующее: после войны он был “хорошим другом американских оккупационных правителей”, и прокуратура вела в отношении него расследование по обвинению в сексуальном преступлении “блуд с наркоманами”.

Однако в то время немецкие СМИ не обращали внимания на нацистское прошлое некоторых редакторов Süddeutsche Zeitung. Только в 2015 году, с опозданием более чем на 60 лет, сама газета под заголовком “Как молодая SZ справлялась с нацизмом” сообщила, что несколько ее ведущих деятелей в первые годы существования газеты были связаны с нацистским режимом, включая соиздателя Франца Йозефа Шёнинга, главного редактора Германа Прёбста и главу отдела внутренней политики Ханса Шустера.

Таким было “перевоспитание” немцев американцами: “перевоспитанием”, кстати, разрешалось заниматься и бывшим нацистам, если они поддерживали политическую и экономическую систему США и американские интересы. А это еще раз доказывает, что оно было направлено не на борьбу против нацистской идеологией, а прежде всего на борьбу за распространение идеологии США.

История создания газеты Die Zeit также восходит к оккупационным временам. Первый номер вышел 21 февраля 1946 года. Это была газета так называемой лицензионной прессы, издававшаяся “по лицензии № 6 военного правительства” Великобритании. И даже в ней не произошло никаких значительных кадровых изменений после отмены лицензионного требования, что позволило бы предполагать, что газета эмансипировалась от политической линии, заданной британскими оккупационными властями.

Газета Frankfurter Rundschau – тоже дитя оккупационных властей. Она была основана 1 августа 1945 года по инициативе американских оккупационных властей с вручением регистрационных свидетельств генералом Робертом Макклюром, командующим отделом контроля за разведкой армии США. Пример газеты Frankfurter Rundschau также показывает, какую цель преследовали США в процессе “перевоспитания” немцев.

Вильгельм Карл Герст был одним из тех, кто получил лицензию на издание Frankfurter Rundschau, но в октябре 1946 года она была вновь отозвана у него за то, что он в 1933-1934 годах якобы встал на сторону национал-социализма, “несмотря на благоприятный исход” судебного разбирательства. Он совершил еще одну ошибку, так как выступал за объединение Германии и ратовал за то, чтобы вновь созданной СЕПГ, впоследствии правящей партии ГДР, было разрешено существовать в Западной Германии. И снова становится ясно, что США не были в первую очередь озабочены борьбой с нацистской идеологией, когда речь шла о “перевоспитании” немцев.

Список можно продолжать: практически все ведущие немецкие СМИ сегодня являются “детьми” англо-американских оккупантов, которые взяли под контроль освещение событий в западных СМИ с помощью операции ЦРУ “Пересмешник” и других проектов.

После разоблачения операции “Пересмешник”

Хотя ЦРУ официально завершило операцию “Пересмешник” в 80-х годах, оно продолжало оказывать влияние на журналистов, СМИ и репортажи с помощью последующих программ и инициатив. Манипулирование западными СМИ продолжается и по сей день, о чем свидетельствует освещение последних мировых событий под влиянием ЦРУ, особенно военного характера. Взять хотя бы знаменитые “показания Наиры”, когда в 1991 году в Вашингтоне молодая девушка со слезами на глазах свидетельствовала, что, будучи медсестрой, видела, как иракские солдаты убивали младенцев после оккупации Кувейта. Конечно, как минимум американские СМИ знали, что девушка была не кувейтской медсестрой, а дочерью кувейтского посла в США. Но они все равно распространили эту историю, чтобы подготовить почву для войны США против Ирака – полностью в интересах ЦРУ и правительства США.

Кроме того, подставные организации, такие как Национальный фонд в поддержку демократии (NED), продолжают американскую традицию проникновения в СМИ. Основанный в 1983 году, NED финансируется из федерального бюджета США и использует деньги американского правительства для финансирования НПО и СМИ за пределами США с целью “продвижения демократии”. Аллен Вайнштейн, соучредитель и бывший председатель NED, описал деятельность NED в интервью газете Washington Post 21 сентября 1991 года, сказав, что она делает “то, что ЦРУ делало тайно 25 лет назад”: участвует во всех сменах режимов и переворотах, организованных США, и финансирует всех и вся, кто борется с противниками Штатов любыми средствами и не важно, какие при этом ставятся цели.

Дух операции “Пересмешник” продолжает жить в программах массовой слежки, в преследовании лиц, сообщающих о преступлениях (см. Эдвард Сноуден, Джулиан Ассанж и другие), а также в тесных отношениях между спецслужбами и крупными СМИ. Я приводил бесчисленные примеры этому.

В этом контексте стоит прочитать и книгу ныне покойного бывшего редактора газеты Frankfurter Allgemeinen Zeitung (FAZ) Удо Ульфкотте. В своей книге “Gekaufte Journalisten” (“Купленные журналисты”) он рассказывает, как агенты Федеральной разведывательной службы (БНД) пришли к нему в редакцию, положили ему на стол материалы и попросили сфабриковать статью о якобы имевшем место производстве химического оружия в Ливии. Он так и сделал и назвал это своим собственным расследованием, поскольку подобная заказная работа на западные спецслужбы является стандартной практикой для западных СМИ.

Этот и другие инциденты, о которых Ульфкотте рассказал из своей профессиональной жизни в качестве редактора FAZ, произошли уже после официального завершения операции ЦРУ “Пересмешник”. Поэтому очевидно, что операция продолжается, даже если сегодня она может иметь другое название. Но принцип ее работы не изменился. Этому есть бесчисленные примеры и доказательства, об одном из которых я хотел бы упомянуть в конце.

Пентагон и СМИ

В 2009 году стало известно, что в Пентагоне работает не менее 27 тысяч человек, которые отвечают исключительно за освещение американских войн в СМИ. В основе этого лежал (и продолжает лежать) принцип “Пересмешник” – размещение проамериканской пропаганды непосредственно в новостных агентствах, чьи отчеты ложатся в основу информационных сообщений.

Еще в 2008 году журнал Der Spiegel опубликовал статью под заголовком “Купленное мнение – Пентагон нанимает армию пиарщиков для американского телевидения”, в которой можно было прочитать следующее:

“С помощью гигантской пиар-службы администрация Буша годами одурачивала общественность в США. Отчет New York Times о расследовании показывает, насколько целенаправленно и вероломно работает система дезинформации. (…) Когда американские зрители смотрят новости из Ирака по таким телеканалам, как CNN, Fox News, NBC или ABC, им лучше не верить своим ушам. Как следует из репортажа New York Times, Министерство обороны США по сей день содержит штат военных экспертов на телевидении, чтобы распространять свою точку зрения на Ирак и войну с терроризмом”.

В начале 2009 года стала известна и численность этой “пиар-армии”. Под заголовком “27 тысяч PR-консультантов полируют имидж США” швейцарская газета Tagesanzeiger сообщила об этом и начала свою статью следующим образом:

“Главный редактор жалуется на огромное влияние американского министерства обороны на своих журналистов. Теперь его терпение лопнуло: он раскрывает совершенно невероятные факты о PR-работе Пентагона”.

Для сравнения: когда стало известно об операции ЦРУ “Пересмешник”, под контролем ЦРУ находилось около 400 журналистов. А в 2009 году только в Пентагоне насчитывалось 27 тысяч сотрудников, задача которых заключалась в том, чтобы влиять на СМИ и общественное мнение в интересах политики США.

Однако в 2009 году произошло то же самое, что и при раскрытии операции “Пересмешник” в 70-х: СМИ быстро забыли об этой истории, не задавали критических вопросов и не требовали дальнейших разъяснений.

Причина сдержанности СМИ очевидна: поскольку они являются частью системы, им пришлось бы признать, что их собственные репортажи были и остаются не более чем пропагандой, контролируемой правительством США, а это означало бы утрату доверия к ним со стороны читателей и зрителей.

Не стоит забывать, что сообщения, которые поступают в Германию по всем этим темам, исходят от информационных агентств, которые сообщают то, что им говорят так называемые эксперты. А эти “эксперты” получают зарплату от американских властей, таких как Пентагон, ЦРУ, NED, USAID и так далее.

При этом правительство США даже нашло способ сэкономить на этом, как пишет газета Tagesanzeiger:

“Особенно удобно то, что правительству даже не пришлось самому платить своим PR-экспертам, потому что об этом позаботились нанявшие их телеканалы и газеты. Чем больше эксклюзивной информации могли представить эксперты Пентагона, тем чаще они могли рассчитывать на появление в эфире. И чем больше “хитов” – то есть появлений – было у них, тем больше они зарабатывали. Однако то, что они подавали телеканалам как “эксклюзив” или включали в свои анализы, тщательно фильтровалось в интересах администрации Буша. Откуда они получали информацию, эксперты, конечно, не должны были разглашать – таково было заявление Пентагона”.

Теперь у меня есть вопрос, который я всегда задаю в этом контексте: как часто вы слышали в Spiegel или других новостных сообщениях, включая Tagesschau, фразу, что сообщение пришло “из неназванных источников” в министерстве или даже в спецслужбах? Если вы еще раз прочитаете последнее предложение в предыдущем абзаце, то станет ясно, как понимать подобную формулировку. Когда новость начинается с такого предложения, можно почти наверняка предположить, что это преднамеренная дезинформация, умышленно распространяемая соответствующими ведомствами. И СМИ с удовольствием подыгрывают.

Операция ЦРУ “Пересмешник” может быть официально завершена, но ее дух не только продолжает жить, её влияние на западные СМИ, очевидно, стало еще значительнее. Последним примером, открыто продемонстрировавшим это, стали так называемые “файлы Twitter”, которые показали, как ЦРУ, ФБР и Пентагон контролируют американские интернет-компании и их социальные сети, столь важные сегодня для формирования общественного мнения.

И, конечно же, западные СМИ практически не сообщали об этих фактах в тот момент, когда они были вскрыты.

НОВОЕ

Контроль над вооружениями. Российский эксперт: “Мир ожидает эпоха стратегической стабильности без больших договоров РФ и США”

Российские эксперты скептически оценивают ситуацию с контролем над ядерными вооружениями. Один из ведущих российских экспертов заявил, что мы должны готовиться к эпохе без договоров...

Под давлением Запада? Частные кредиторы прощают Украине 20 долг в миллиардов евро и тем самым откладывают ее государственное банкротство

Украине грозило государственное банкротство, поскольку выплаты по украинским кредитам западным инвестиционным фондам должны были возобновиться в августе. Но теперь достигнуто соглашение, которое обойдется им...

Европейские санкции. Немецкая газета Handelsblatt подтверждает некомпетентность правительства Германии и Еврокомиссии в вопросах экономической политики

Правительство Германии черным по белому подтвердило то, что уже давно все поняли: санкции против России провалились. Для того чтобы прийти к этому очевидному выводу,...

Читайте также

Выступление в Совете Безопасности ООН. Сергей Лавров объяснил позицию России по войне в Газе и назвал США стороной конфликта

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в среду выступил в Совете Безопасности ООН с речью, в которой объяснил позицию России по войне в Газе...

Польша планирует заставить ЕС платить за угольную электроэнергию для Украины

Польша планирует поставлять Украине больше электроэнергии в зимний период. Для этого она хочет получить разрешение ЕС на увеличение производства угольной электроэнергии и заставить Брюссель...

Осень будет жаркой. Запад готовит цветную революцию в Грузии

Осенью в Грузии пройдут парламентские выборы, и Запад будет следовать проверенному шаблону: говорить о фальсификации выборов и разжигать протесты, направленные на насильственное свержение грузинского...