В интервью изданию The Economist генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг призвал разрешить Киеву обстреливать российские территории поставляемым Западом оружием. К нему сразу же присоединился печально известный немецкий разжигатель войны из партии “зеленых”.
Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон недавно нарушил очередное табу, заявив, что Киев имеет право обстреливать территорию России крылатыми ракетами, поставляемыми Великобританией. В том числе из-за этого заявления Россия начала внеплановые учения с тактическим ядерным оружием.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг присоединился к Дэвиду Кэмерону и призвал страны Запада разрешить Киеву использовать поставленное с Запада оружие для обстрела российских территорий. Столтенберг заявил об этом в интервью журналу Economist (интервью можно найти в конце статьи), после чего стало совершенно очевидно, что это скоординированная кампания в СМИ, призванная убедить западную общественность в том, что это хорошая идея, потому что в это же самое время ястреб и разжигатель войны Антон Хофрайтер из партии “зеленых” призвал к тому же самому в немецких СМИ, используя практически идентичные аргументы.
Spiegel пишет о требовании Хофрайтера следующим образом:
“Европейский политик от партии “зеленых” Антон Хофрайтер высказался за то, чтобы больше не запрещать Украине атаковать российскую территорию также и с помощью западного оружия. “Речь идет о защите украинского населения. Поэтому мы не должны мешать Украине использовать поставленное оружие, чтобы отбиваться от российских истребителей в воздушном пространстве России”, – заявил Глава комитета Бундестага по европейским делам газете Funke Mediengruppe. “Международное право позволяет государству, подвергшемуся нападению, атаковать военные объекты в стране-агрессоре”. Это часть самообороны. В конце концов, российская армия днем и ночью обстреливает украинский город Харьков со своей территории, в том числе, используя планирующие бомбы, которым требуется всего 40 секунд для достижения цели”.
Таким образом, суть аргумента заключается в том, что международное право позволяет “государству, подвергшемуся нападению, атаковать военные объекты в стране-агрессоре”. Это безусловно верно, но вопрос в данном конфликте заключается в том, кто является агрессором. Любому, кто читает западные СМИ, ясно, что агрессором является Россия, но с точки зрения международного права все обстоит совсем не так, как представляют западные СМИ.
Международное право: кто агрессор?
Около 25 лет назад часть одного государства выступила против центрального правительства, используя оружие (поставляемое из-за рубежа). Бои начались из-за того, что центральное правительство (как сегодня Украина) настаивала на нерушимости своих границ. В результате НАТО поддержало восставшую часть и бомбило центральное правительство. После этого восставшая часть страны стала де-факто независимой, большинство стран НАТО признали ее, а впоследствии их действия были узаконены Международным судом. Под давлением Запада Международный суд постановил, что одностороннее провозглашение независимости частью страны не нарушает норм международного права, даже если оно противоречит конституции и законам центрального правительства, в состав которого входит эта часть страны.
Как вы понимаете, речь идет о войне в Косово, которой Запад открыл ящик Пандоры, поскольку теперь каждый регион мира может ссылаться на решение Международного суда, вынесенное на Западе.
Так поступил Крым и так поступил Донбасс. Однако Запад считает, что правила, которые он сам же сделал нормой международного права в Косово, не должны применяться к пророссийским территориям. Он не признает за такими территориями, как Приднестровье, Абхазия, Осетия, Крым и Донбасс, права на независимость и самоопределение.
Ситуация в Донбассе абсолютно сопоставима с Косово. После Майдана в 2014 году большинство населения Донбасса захотело объявить о своей независимости от Украины и войти в состав России. В ответ на это Киев ввел войска против протестующих мирных жителей. Война продолжалась восемь лет, пока Россия наконец не решила признать стремление республик Донбасса к независимости. Признав Луганскую и Донецкую республики независимыми государствами, Россия заключила с ними соглашения об обороне.
С точки зрения международного права ситуация тогда была однозначной, особенно если исходить из полученного Западом решения Международного суда по Косово: Украина напала на два независимых государства, Россия пришла им на помощь военным путем, чтобы предотвратить дальнейшее кровопролитие среди мирного населения Донбасса.
Если бы НАТО вело себя честно, оно должно было бы признать, что это та же ситуация, что и в Косово, когда альянс бомбил Югославию якобы для того, чтобы защитить гражданское население Косово. Однако есть одно но: в то время действия НАТО были незаконными, Международный суд узаконил их постфактум. Россия же сейчас действует в полном соответствии с международным правом.
Именно поэтому война НАТО в Югославии стала такой катастрофой: она открыла ящик Пандоры для кровопролития в других частях мира.
С точки зрения международного права, теперь получается, что не Россия является агрессором, нападающим на Украину, а Украина – агрессором, нападающим на Донбасс, которому Россия пришла на помощь. Решение Международного суда по Косово, полученное Западом, однозначно и не допускает иного толкования.
Тот факт, что Запад и НАТО теперь хотят пойти на дальнейшую эскалацию и санкционировать украинские атаки на российскую территорию с использованием западного оружия, еще больше накалит ситуацию. Ведь это все равно, как если бы Россия тогда поставила оружие Югославии и сказала, что та может использовать его для обстрела целей на территории НАТО, чего альянс не допустил бы ни при каких обстоятельствах.
Вот почему то, что сейчас делает Запад, так опасно, ведь Россия будет иметь полное право на ответные действия (не только на Украине).
Для полноты картины я перевел статью Economist, посвященную интервью с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Ссылка на само интервью также приведена ниже.
Начало перевода:
Генсек НАТО хочет дать Украине свободу для нанесения жестких ударов по России
Йенс Столтенберг считает, что правила использования западного оружия должны быть ослаблены
Генеральные секретари НАТО обычно не выступают с нападками на политику самой большой и важной страны-члена альянса. Но Йенс Столтенберг, десятилетний срок полномочий которого подходит к концу, именно это и сделал. В интервью журналу The Economist 24 мая он призвал союзников по НАТО, поставляющих оружие Украине, отменить запрет на его использование против военных объектов в России. Столтенберг явно, хотя и недвусмысленно, указал на то, что политика, проводимая Джо Байденом, президентом США, заключается в контроле над тем, что Украина может, а что не может атаковать с помощью поставляемых США систем.
“Пришло время союзникам подумать о том, не следует ли им снять некоторые ограничения на использование оружия, которое они предоставили Украине”, – сказал Столтенберг. – “Особенно сейчас, когда большая часть боевых действий происходит в Харькове, недалеко от границы, Украине очень трудно защищаться, если она лишена возможности использовать это оружие против законных военных целей на российской территории”.
Украинцы уже давно возмущены тем, что они полагаются лишь на самодельные беспилотники, которые имеют ограниченную эффективность, для поражения целей на российской территории. Гнев украинцев кипит с 10 мая, когда русские начали масштабное наступление через границу всего в 32 километрах от Харькова, второго по величине города Украины. До этого город уже несколько месяцев подвергался авиаударам.
Столтенберг не верит, что эти действия смогут привести к прорыву для русских. “Они продолжат продвигаться вперед и отвоевывать незначительные позиции, и они готовы заплатить очень высокую цену за эти незначительные успехи”, – сказал он. Но он также предупреждает, что у Украины есть проблемы. И у него есть резкие слова в адрес европейских членов НАТО: “Европейские союзники обещали миллион артиллерийских снарядов”, – сказал он. – “Мы даже близко не видели такого количества”.
В интервью агентству afp 17 мая президент Украины Владимир Зеленский попросил разрешения на использование безвозмездно переданного оружия против целей в России. Он подчеркнул, что их использование носит оборонительный характер в то время, когда Россия пытается воспользоваться нехваткой солдат и боеприпасов, вызванной задержкой помощи со стороны США и невыполненными обещаниями со стороны Европы. Западные правительства хотели, чтобы “Украина выиграла так, чтобы Россия не проиграла”, – сказал он.
Некоторые западные аналитики считают, что США с самого начала войны пытаются жестко контролировать то, как воюет Украина. Раз за разом американцы отказывали Украине в поставках оружия, в котором она так нуждалась, и только потом, спустя многие месяцы, уступали. В этот список входили реактивные системы залпового огня HIMARS, танки Abrams, истребители F-16 и тактические баллистические ракеты ATACMS.
Это всегда оправдывалось тем, что США хотели избежать обостренной реакции со стороны Владимира Путина, в частности, применения тактического ядерного оружия. После того как в мае президент Франции Эмманюэль Макрон задумался о вводе натовских войск на Украину, Путин отдал приказ о проведении ядерных учений в Белоруссии. Но, кроме бряцания оружием, российские ядерные угрозы ни к чему не привели.
Столтенберг признал риск эскалации. По его словам, речь идет о том, чтобы “не допустить перерастания этой войны в полномасштабную войну между Россией и НАТО в Европе”. Однако он провел различие между поставками оружия и обучением и военным участием. “Мы предоставляем Украине обучение, оружие и боеприпасы, но мы не будем непосредственно участвовать в боевых операциях через Украину или на Украине с территории НАТО. Так что это нечто иное”. Столтенберг сделал аналогичные комментарии по поводу предложения о размещении войск на Украине, если украинское правительство попросит об этом, – идеи, которую поддерживает президент Франции Эмманюэль Макрон. “У нас нет намерения отправлять наземные войска НАТО на Украину, потому что у нас две цели: поддержать Украину, что мы и делаем, но также обеспечить, чтобы ситуация не переросла в полномасштабный конфликт”.
Сейчас появились признаки того, что США могут дать Украине большую свободу действий в достижении своих целей. Говорят, что после своего визита в Киев на прошлой неделе госсекретарь США Энтони Блинкен обратился в Вашингтон с просьбой разрешить Украине разместить военные базы и ракетные батареи в нескольких километрах от России. Они будут использоваться при обстрелах Харькова и защищающих его войск. Несколькими днями ранее министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что Украина может использовать крылатые ракеты Storm Shadow британского производства для нанесения ударов по целям в России. Ллойд Остин, министр обороны США, недавно предположил, что российские самолеты, сбрасывающие планирующие бомбы из воздушного пространства России, могут быть законными целями для американских ракет.
Однако Джейк Салливан, советник по национальной безопасности США, всегда призывал к осторожности. Байден придерживается той же точки зрения. Тот факт, что в апреле украинские беспилотники уничтожили важную радиолокационную станцию раннего предупреждения для отслеживания ядерных угроз, расположенную примерно на расстоянии 580 километров на территории России, не уменьшит опасений Байдена.
Столтенберг, похоже, осознает асимметричное преимущество, которое Россия получает от защиты от американского оружия дальнего радиуса действия. Это позволяет России концентрировать свои силы в уверенности, что Украина не сможет применить свое самое эффективное оружие, пока они пересекают границу. Это также позволяет им запускать такое оружие, как беспилотники Lancet, с российской территории в относительной безопасности. “Мы должны помнить, о чем идет речь”, – горячо заявил Столтенберг. – “Это агрессивная война России против Украины. Украина имеет право защищать себя. И это включает в себя атаку целей на российской территории”.
Однако Столтенберг проводит различие между предоставлением Украине возможности атаковать цели в России с помощью безвозмездно переданных систем и прямым участием НАТО в конфликте. Его предшественник на посту генерального секретаря Андерс Фог Расмуссен 14 мая потребовал предоставить странам НАТО в Восточной Европе возможность сбивать российские ракеты и беспилотники, направленные на Украину, с помощью систем ПВО наземного базирования. Столтенберг отверг эту идею: “Мы не будем принимать участие в конфликте”, – сказал он.
Из интервью стало ясно, что перспектива вступления Украины в НАТО далека. План Столтенберга заключается в том, что когда политические вопросы будут урегулированы (то есть когда закончится война и будут определены границы Украины), страна технически будет в состоянии стать членом НАТО. Он сравнивает это (несколько сомневаясь) с недавним процессом приема Финляндии и Швеции, которые изначально соответствовали оперативным стандартам НАТО и были приняты вскоре после того, как решили подать заявку (и после того, как Турция и Венгрия отказались от своих возражений). Столтенберг отметил, что институты обороны и безопасности Украины соответствуют стандартам НАТО, так что “если условия будут правильными, Украина может стать членом НАТО очень быстро”.
Поскольку на вооружении Украины все больше оружия, отвечающего стандартам НАТО, а украинские вооруженные силы проходят подготовку по методикам НАТО, выполнить технические требования будет относительно легко. Столтенберг также хочет, чтобы НАТО играла гораздо большую роль в координации помощи в области безопасности и обучения, взяв на себя значительную часть задач, которые раньше выполняла специальная группа Рамштайн. Это альянс из 56 стран, которые объединились для поддержки Украины. По его словам, это разумно, поскольку 99% военной поддержки оказывают члены НАТО. Кроме того, это поможет защитить Рамштайнский процесс, если Дональд Трамп будет переизбран в Белый дом.
Даже если война закончится для Украины благополучно, она может не стать членом НАТО в течение многих лет. Альянс работает на основе единогласия. Украине будет сложно выполнить политические требования всех членов: другие члены альянса будут обязаны в соответствии со статьей 5 защищать Украину в случае нападения. В интервью Столтенберг предупредил Россию, что кибератаки могут достичь порога статьи 5, если они будут серьезными. “Если они будут масштабными… тогда мы сможем задействовать статью 5 и ответить в киберпространстве, но также и в других областях, чтобы защитить союзников НАТО”.
Столтенберг предупреждает, что от саммита, посвященного 75-летию НАТО, который пройдет в Вашингтоне в конце этого лета, не стоит ожидать каких-либо серьезных и долгосрочных решений в пользу Украины. Возможно, на своем последнем саммите он скорее несколько обеспокоен демобилизацией, но он, как никогда, привержен главной миссии НАТО – поддержанию мира. “И способ, которым НАТО сохраняет мир на протяжении 75 лет”, – сказал он, – “Заключается не в том, чтобы вести войну, а в том, чтобы предотвращать ее, давая понять, что мы готовы и способны защитить любого союзника НАТО”.
Конец перевода
Полное интервью: