После решения Конституционного суда правительство Германии решило сэкономить на социальных программах, но не затрагивать помощь Украине. Звучит абсурдно, но спасением для правительства может стать очередная паника из-за ковида.
Несколько дней назад я писал о решении Конституционного суда, который запретил правительству Германии расходовать средства фонда, изначально созданного для смягчения последствий мер против короновируса, на другие цели. Это касается и других “спецфондов”. Так как Германии теперь необходимо экономить, я закончил свою статью следующим предложением:
“Так что скоро мы увидим, что для немецкого правительства важнее: люди в Германии или Украина и заказы на оружие от американских оборонных компаний”.
Торможение цен на электроэнергию и газ будет прекращено
Решение, по всей видимости, уже принято. Spiegel сообщает об этом в статье под заголовком “Электроэнергия и газ – министр финансов Линднер объявляет о прекращении торможения цен к концу года”:
“В результате решения Конституционного суда по вопросу бюджета правительство Германии не будет, как планировалось ранее, продлевать многомиллиардную государственную помощь в виде торможения цен на электроэнергию и газ до конца марта 2024 года. Как заявил федеральный министр финансов Кристиан Линднер, их действие будет “прекращено к концу года”.
Это означает, что первое сокращение расходов на социальные программы, по всей видимости, уже свершилось. Однако Spiegel в очередной раз лжет о причинах, по которым эта мера вообще была необходима:
“Правительство Германии ввело торможение цен на электроэнергию и газ в прошлом году. Это должно было смягчить резкий рост цен на энергоносители в результате агрессивной войны России против Украины”.
Хочу еще раз подчеркнуть, что резкий рост цен на энергоносители в Германии – это не следствие “агрессивной войны России против Украины”, а следствие санкций против России, принятых Брюсселем при дружеской поддержке правительства Германии. Если бы не было принято решение об отказе от российской нефти и газа, цены на энергоносители не росли бы, и не было бы необходимости в их торможении.
На Украине не экономят
Получается трагикомическая ситуация: отказавшись от российских нефти и газа, правительство Германии создало проблему, которую оно хочет решить с помощью 200-миллиардного “двойного удара” по кредиту. И теперь из-за этих нелепых решений под угрозой оказался государственный бюджет, поскольку Линднер также заявил, что процентные выплаты, которые до сих пор брались из экономического и стабилизационного фонда, в будущем придется осуществлять из федерального бюджета. Речь идет о сумме, представляющей собой двузначное число миллиардов евро, которые, конечно же, придется сэкономить где-то в другом месте в следующем году – мы можем попытаться угадать, в каком.
В Spiegel это звучит следующим образом:
“Линднер оставил открытым вопрос о том, может ли бюджет на 2024 год быть принят в этом году. Министр финансов говорил об очень “амбициозном графике”, в котором “светофорам” предстоит сделать очень многое. Например, процентные выплаты, которые ранее осуществлялись за счет фонда стабилизации экономики, в будущем должны будут производиться из федерального бюджета.
В этом контексте Линднер говорил о сумме, представляющей собой двузначное число миллиардов евро. В то же время министр экономики дал понять, что помощь Украине будет увеличена вдвое – с четырех до восьми миллиардов евро. “Поддержка Украины не ставится под вопрос”, – сказал он.”
Грядет ли новая “чрезвычайная ситуация”?
Правительство может обойти запрет на создание новых долговых обязательств, так называемый “долговой тормоз”, закрепленный в конституции Германии, если бундестаг объявит “чрезвычайное положение”. О поиске причин для введения такого “чрезвычайного положения” можно прочитать в колонке Spiegel под заголовком “Светофор в финансовом хаосе – требуется чрезвычайное положение”:
“Сейчас они работают только над формулировкой обновленного чрезвычайного положения. Климатическая катастрофа была бы очевидным выбором, но она не используется в качестве обоснования: “Мы могли бы использовать ее с самого начала”, – считают в светофорной коалиции. Другие предложения обсуждались внутри партии и уже были отвергнуты: экономическая ситуация (слишком общо), государственная оборона перед лицом угрозы со стороны России (уже покрывается из специального фонда бундесвера), кризис в сфере жилья, образования и попечения (недостаточно чрезвычайно), необходимость строительства магнитно-левитационного поезда в Берлине (необычно, но предложение ХДС), срочное продвижение проектов, укрепляющих репутацию Федерального конституционного суда (в Карлсруэ это может быть расценено как заискивание). Даже несомненно правильная и хорошо обоснованная “чрезвычайная ситуация нынешней правящей коалиции” была исключена из списка после наложения вето федеральным канцлером – иначе, по словам Олафа Шольца, могло сложиться обманчивое впечатление, что “не все идет так, как я планировал”.
“Мы полностью ставим на корону”
На самом деле существует только одна “чрезвычайная ситуация”, на которую может опираться правительство Германии, когда хочет взять новый долг: глупость правительства Германии, которое само себя загнало в это трудное положение.
Но в конце колонки мы узнаем возможное решение:
“Все надежды светофора теперь возлагаются на нынешнее осеннее похолодание и на чрезвычайную ситуацию, которая, следовательно, может вскоре возникнуть вновь и уже была испытана, что может сразу же высвободить 60 миллиардов евро: “Мы полностью ставим на корону”.
Другими словами: если немецкое правительство не найдет другого решения, оно может снова объявить ковид пандемией, принять решение о вводе новой изоляции, а затем объявить “чрезвычайное положение”, поскольку это потребует поддержки экономики для решения еще одной проблемы, которую оно само себе же создаст.
Надеюсь, у немцев остались ещё защитные маски…