“Дело с листовкой”, касающееся ведущего кандидата от “Свободных избирателей” в Баварии, имеет иные последствия, чем предполагали его создатели, поскольку после этого “Свободные избиратели” поднимаются в опросах. Неужели пропаганда больше не работает?
Вообще-то я не пишу о внутренней политике Германии, потому что считаю ее невыносимо скучной. Блоковые партии ХДС/ХСС, СДПГ, СвДП и “зеленые” спорят о несущественных вещах в удобной для СМИ манере, в то время как по важным вопросам они все сходятся. А остальные партии регулярно получают плохие отзывы в прессе, потому что их хотят не допустить к власти в Германии, которую блоковые партии делят между собой в постоянно меняющихся комбинациях. Это невыносимо утомительная игра.
И здесь речь идет не столько о внутренней политике Германии, сколько о чрезвычайно интересном медийном феномене.
Хорошие и плохие “грехи молодости”
В немецких СМИ уже стало привычным делом незадолго до выборов обнародовать “скандал” в отношении партий, которым они хотят навредить по тем или иным причинам, и затем выводить его на первые полосы газет. Так произошло и с предстоящими выборами в Баварии, поскольку как раз за месяц до них немецкие СМИ вдруг “обнаружили” очередной “скандал”, на этот раз направленный на ослабление “Свободных избирателей” в Баварии.
У главного кандидата от этой партии Хуберта Айвангера в 16-летнем возрасте в кармане лежала якобы антисемитская листовка. Была ли она его или его брата, распространял ли он, или же, наоборот, собирал такие листовки – все это неясно. СМИ цитируют одноклассников и учителей Айвангера и раздувают каждое их высказывание до заголовка.
Понятно, что антисемитизм подлежит строгому осуждению, но мы говорим о случае, когда неясного больше, чем ясного. И главное, даже если самые неприглядные версии правдивы, речь идет о глупости, совершенной 16-летним подростком 32 года назад. Ведь сегодня никто не обвиняет Айвангера в отстаивании радикальных или даже антисемитских тезисов.
То, что немецкие СМИ раздувают из этой истории скандал, имеет политическую подоплеку, показывает простой пример.
Если бы “грехи молодости”, совершенные кем-то много лет назад, действительно были для немецких СМИ моральной проблемой, не связанной с партийной принадлежностью или политической позицией, то немецким СМИ пришлось бы по-другому взглянуть на “зеленых”.
“Зеленый” Фолькер Бек в 1988 году написал в своей книге:
“Декриминализация педофилии крайне необходима, учитывая нынешнее состояние её криминализации в мире”.
Позже он отрицал, что текст принадлежит ему, что, как выяснилось в 2013 году, было ложью. Однако немецкие СМИ не стали раздувать из этого скандал, и это не навредило его карьере. С 2002 по 2017 год он был депутатом Бундестага. В 2017 году он ушел в отставку после того, как полиция обнаружила у него наркотики. Но даже это не нанесло ему особого ущерба, поскольку начиная с зимнего семестра 2017/2018 года Бек читает лекции в Центре религиозных исследований Рурского университета в Бохуме.
Или возьмем Даниэля Кон-Бендита, который с 1994 по 2014 год был депутатом Европарламента от партии “зеленых”. В своей книге “Большой базар” (1975) Кон-Бендит пишет о том, как он работал воспитателем в одном из франкфуртских детских садов:
“Несколько раз со мной случалось так, что некоторые дети расстегивали мне ширинку и начинали меня гладить. Я реагировал по-разному, в зависимости от обстоятельств, но их желание создавало для меня проблемы. Я спрашивал их: “Почему бы вам не поиграть между собой, почему вы выбрали именно меня, а не других детей?” Если они настаивали, я все равно их гладил”.
В то время он был еще более откровенен на телевидении, что можно увидеть в этом видеоролике, где рассказывается о других педофильских эпизодах “зеленых”.
Никаких последствий не было и в помине, эта история все эти годы стоила лишь нескольких сообщений в немецких СМИ.
А если бы подобное стало известно о депутатах от АдГ (“Альтернатива для Германии”) или “Свободных избирателей” – разве бы СМИ так молчали? Как вы думаете? СМИ прощают “зеленым” все “грехи молодости”, неважно, бросал ли бывший министр иностранных дел Йошка Фишер кирпичи в полицейских или призывали ли многие “зеленые” открыто легализовать педофилию – немецким СМИ это не особо интересно.
“Дело о листовке” провалилось
В одной из своих статей я упоминал о недавнем исследовании, из которого можно было узнать, что доверие немцев к СМИ стремительно падает, и, например, немецкому телевидению сейчас скорее не доверяют, чем доверяют. Не лучше обстоят дела с газетами и радио. “Дело о листовке”, похоже, убедительно подтверждает недоверие немцев к немецким СМИ.
Обычно немцы реагируют на “скандалы”, раскрываемые немецкими СМИ незадолго до выборов, так, как и должно быть: соответствующие люди и партии проигрывают в опросах.
Похоже, этот принцип больше не работает (по крайней мере, в случае с “делом о листовке”), поскольку Spiegel с удивлением сообщает, что “скандал” не нанес ущерба “Свободным избирателям” в опросах. А Mercur даже говорит о том, что в Баварии “Свободные избиратели” набрали 4% в опросах за месяц после появления в СМИ сообщений о “деле с листовкой”.
Видимо, все больше немцев начинают понимать, как СМИ манипулируют ими. А между тем, похоже, даже бывает так, что негативные заголовки приносят популярность тем, против кого направлены нападки СМИ, – вполне в соответствии с девизом: если СМИ хотят выставить его в плохом свете, то он, похоже, хороший парень.
Давайте подождем и посмотрим, повторится ли это со следующим “скандалом”, с помощью которого СМИ захотят навредить кому-то ещё незадолго до выборов.