Молдова находится на пути к диктатуре под управлением прозападного правительства президента Майи Санду. Оппозиция запрещена, цензура ужесточена. Здесь я рассказываю о событиях последних месяцев.
Поскольку Молдова является раскаленным очагом напряженности в конфликте между Востоком и Западом, я время от времени сообщаю о событиях в этой стране. Поскольку со времени моей последней статьи прошло три месяца, я расскажу о наиболее важных событиях, произошедших с июня.
Молдова и Приднестровье
Молдова – небольшая страна с небольшой, но непростой историей. Расположенная между Украиной и Румынией, она является бывшей советской республикой, где после распада Советского Союза шла гражданская война. С тех пор страна разделена и состоит из Молдовы, которая признана международным правом, и отделившейся от нее республики Приднестровье. Гражданская война была прекращена по соглашению между Молдовой, Приднестровьем и Россией, и вот уже почти 20 лет российские миротворцы охраняют бывшую линию фронта. Эта линия соприкосновения считается самой спокойной в мире, так как на ней уже несколько десятилетий не происходит никаких инцидентов.
Молдавское правительство хочет вывести российских миротворцев, но это, скорее всего, приведет к новой вспышке гражданской войны, так как Молдова снова захочет захватить регион. Однако, поскольку в Приднестровье проживает преимущественно пророссийское население, а Молдова при нынешнем правительстве взяла прозападный курс и проводит политику румынизации, то после вывода российских миротворцев возможно повторение ситуации, подобной той, что произошла в Донбассе в 2014 году.
1 июня главный дипломат ЕС Боррель заявил, что территориальный спор с Приднестровьем не является проблемой для членства Молдовы в ЕС:
“Движение Молдавии в сторону ЕС не зависит от событий в Приднестровье. Кипр стал членом ЕС, имея территориальные проблемы. Молдавия тоже может это сделать”.
В тот же день президент Молдовы Майя Санду заявила, что Молдова не планирует отказываться от Приднестровья.
На саммите НАТО в Вильнюсе НАТО призвало к выводу российских миротворцев. В итоговом заявлении говорится следующее:
“Мы подтверждаем нашу поддержку территориальной целостности и суверенитета Республики Молдова в пределах ее международно-признанных границ и призываем Россию вывести все свои силы, дислоцированные в приднестровском регионе без согласия Молдовы“.
14 июля заместитель премьер-министра Молдовы по вопросам реинтеграции Приднестровья призвал предоставить ЕС и США, выступающим в качестве наблюдателей на переговорах по урегулированию приднестровского конфликта, статус посредников. Комментируя возможность возобновления переговоров в формате “пять плюс два” (Молдова, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина и наблюдатели от США и ЕС), он сказал:
“Возобновление переговоров по приднестровскому урегулированию в формате “пять плюс два” или в некоем новом формате невозможно без повышения статуса ЕС и США. Формат должен быть пересмотрен, чтобы у ЕС был другой статус. И у США должен быть такой же статус. Статус посредника, а не наблюдателя“.
В то же время он признал, что Запад считает, что нельзя договариваться с ОБСЕ или ЕС о выводе российских войск, для этого нужна Россия. При этом он добавил:
“Но не с сегодняшней Россией мы это будем обсуждать. Это следует понять“.
Антироссийская политика
Несмотря на то, что Молдова – многонациональное государство, президент придерживается курса на румынизацию. Против этого выступают не только этнические русские, права которых все больше и больше ограничиваются, но и многие молдаване. Санду также является гражданкой Румынии, и, например, в апреле она приняла решение изменить в конституции национальный язык с “молдавского” на “румынский”.
22 июня спикер молдавского парламента потребовал от населения “расстаться с иллюзией о тысячелетней дружбе с Россией”.
Как и на Украине или в странах Балтии, в Молдове также наблюдаются тенденции к запрету русского языка. 23 июня депутат от правящей партии предложил штрафовать коллег, говорящих на русском языке:
“Спустя 33 года после объявления суверенитета маленькая группа коллег в парламенте дискриминирует страну, где румынский язык является государственным, выступая на русском. Сколько еще нужно ждать, чтобы эта группка оказалась вместе со всеми? У вас есть какой-то механизм для решения проблемы? У меня есть, и он экономического характера“.
Правительство против собственного народа
Практически по всем вопросам президент Санду действует вопреки воле собственного народа, поэтому в стране уже давно не прекращаются протесты. Например, когда молдавские фермеры протестовали против массового импорта украинского зерна, в результате чего цены на него падали, а средства к существованию крестьян были поставлены под угрозу, Санду заявила, что правительство не намерено идти на поводу у протестующих фермеров, которые требуют запретить экспорт зерна c Украины, как это сделали многие страны ЕС:
“У фермеров есть определенные проблемы, я понимаю и контекст. Но в то же время мы не можем закрыть страну для Украины. <…> Попротестуют, поговорят, надеюсь, после найдут какие-то решения“.
То же самое относится и к вопросу о “западной интеграции”. Согласно молдавской конституции, Молдова является нейтральной страной. Соответственно, половина молдаван выступает против вступления страны в НАТО. Таковы результаты проведенного в конце июня опроса общественного мнения, в котором приняли участие 1121 человек по репрезентативной выборке с максимальной погрешностью в 3%. Жители Приднестровья, где подавляющее большинство выступает против НАТО и за хорошие отношения с Россией, в опросе не участвовали.
По поводу результатов опроса организаторы заявили:
“Если бы в ближайшее воскресенье состоялся референдум по вопросу вступления Молдавии в НАТО, то членство в альянсе поддержали бы 33,4% опрошенных, а 52,6%, выступают категорически против такой интеграции. Остальные не определились с ответом”.
Оппозиция запрещена
Оппозиционная партия “Шор” набирала силу в опросах и была одной из движущих сил протестов против политики правительства, которая привела к обнищанию населения, поскольку антироссийский курс, в том числе отказ от российского газа, довел инфляцию в и без того нищей стране до 30%.
19 июня в Молдове впервые с момента обретения независимости в 1991 году была запрещена политическая партия. Речь идет о партии “Шор”, которая могла представлять угрозу для правительства на выборах. На фоне широкого общественного возмущения Конституционный суд страны постановил распустить партию. Прозападное правительство Молдовы называет партию “пророссийской”, а основатель партии Илан Шор бежал в свой родной Израиль, чтобы избежать тюремного заключения.
31 июля парламент Молдовы принял решение запретить лидерам и активистам оппозиционной партии Шора участвовать в выборах. Соответствующие поправки в Кодекс о выборах были приняты во втором чтении голосами проевропейской правящей партии. Председатель парламентской комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету зачитала поправки:
“[Запрет] на срок от трех до пяти лет со дня вынесения постановления Конституционного суда об объявлении неконституционности политической партии – лица, которые на данный момент были членами исполнительного органа политической партии, занимавшие выборные должности или состоявшие в избирательных списках”.
Цензура
7 июля парламент Молдовы разрешил спецслужбам контролировать социальные сети. Соответствующий закон о борьбе с иностранной информацией был принят большинством депутатов от правящей партии. Закон разрешает Службе информации и безопасности (СИБ) проводить расследования, но только с разрешения суда. Однако, поскольку судебная система уже “реформирована”, большинство судей лояльны правящей партии.
31 июля парламент также поддержал инициативу президента Санду о создании “Национального центра по стратегической коммуникации и борьбе с дезинформацией”.
7 августа оппозиционная Партия развития и консолидации, возглавляемая бывшим премьер-министром Ионом Кику, обвинила Центральную избирательную комиссию в политической цензуре в преддверии всеобщих муниципальных выборов 5 ноября:
“Согласно новым правилам, в период всеобщих выборов в эфир могут выходить только сообщения, одобренные Центризбиркомом. Это называется цензурой, так как участники выборов смогут распространять только те сообщения, которые были одобрены подчиненными правительству учреждениями. Эти правила удобны правящей партии, которая может использовать в предстоящей кампании неограниченный административный ресурс”.
По мнению партии, контроль над информационным пространством страны осуществляется проевропейской партией власти с помощью трех инструментов: Центризбиркома, Совета по аудиовизуальной информации, а также Национального центра информационной защиты и противодействия пропаганде.
Судебная система
Судебная система уже в значительной степени подконтрольна правительству, но оно стремится еще больше усилить этот контроль. 29 июля президент внесла в парламент инициативу о создании специального суда по делам коррупции.
Это очень напоминает Украину, где после 2014 года с появлением Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) также были созданы подобные параллельные судебные структуры, которые фактически являются политическими инструментами контроля и могут обвинить в коррупции любого оппонента власти. На практике это реализовывалось точно так же, причем пострадавшие не имели никакой юридической защиты от этого, поскольку все следователи и судьи были выходцами из кругов власти и ее сторонников. Таким образом, судебная система была подорвана путем обвинения “непокорных” судей в коррупции с целью заставить их покинуть свои посты.
Похоже, что и Молдова идет по тому же пути: 4 августа представительства ЕС и США в Молдове выразили озабоченность в связи с “пробуксовкой обновления персонала в системе юстиции страны, который руководство республики обвиняет в коррумпированности”. Соответствующее совместное заявление пресс-службы представительств распространили после того, как Высшая судебная палата Молдовы приняла решение пересмотреть результаты проверки кандидатов на должности в Высшем совете магистратуры, управляющем судебной системой, и Высшем совете прокуроров.
Ранее Высшая судебная палата Молдовы удовлетворила апелляции кандидатов в судьи, не прошедших процедуру оценки. Это решение было подвергнуто критике со стороны премьер-министра Дорина Речана, который посчитал, что “коррумпированное меньшинство судей сопротивляется чисткам в системе”. Правящая партия заявила, что судьи “саботируют реформу”. Чистка судебной системы была инициирована президентом Майей Санду, для чего парламент принял специальный закон и привлек иностранных экспертов, что объясняет обеспокоенность ЕС и США, поскольку это фактически их проект по переводу молдавской судебной системы под иностранный контроль по украинскому образцу.
Данная процедура была подвергнута критике со стороны оппозиции. Представители Партии социалистов считают, что таким образом власть пытается привлечь в судебную систему подконтрольных ей людей. Эту позицию поддерживает отстраненный от должности генеральный прокурор Александр Стояногло, который ранее заявил, что правящая партия фактически взяла под контроль судебную систему. Стояногло был обвинен президентом Санду в неэффективности и задержан в 2021 году, хотя обвинения против него до сих пор не доказаны.
Чрезвычайное положение на два года
С конца 2021 года в Молдове действует чрезвычайное положение, которое было введено в связи с возможными перебоями в поставках газа. Чрезвычайное положение может быть введено максимум на 60 дней, а затем должно быть продлено, что правительство страны неоднократно делало с тех пор, последний раз – в конце июля. Причиной продления является ситуация на Украине.
Во время действия чрезвычайного положения Комиссия по чрезвычайным ситуациям может издавать распоряжения, обязательные для исполнения государственными и частными предприятиями, а также физическими лицами на территории государства. Комиссия также может выделять средства из бюджета, “координировать” работу СМИ и принимать другие чрезвычайные меры.
Летом 2022 года в стране прошли акции протеста оппозиции, которая обвинила правительство в неспособности справиться с экономическим кризисом и снижении уровня жизни. К концу 2022 года инфляция в Молдове превысила 30%, цены на газ выросли в семь раз, а на электроэнергию – в три раза.
Введение чрезвычайного положения позволило правительству подавить протесты.