Французская газета Le Figaro обратила внимание на раскол, возникший между государствами Запада по вопросу о том, как быть с Нигером.
На статью Le Figaro я наткнулся в сообщении российского информационного агентства ТАСС. Если кратко, то Le Figaro анализирует различные интересы государств Запада в Нигере и приходит к убедительному выводу о том, что между западными государствами наметился раскол по вопросу о том, как поступить в связи с переворотом в Нигере.
Франции необходим доступ к нигерскому урану для её атомных электростанций, и она, естественно, очень обеспокоена тем, что её влияние на бывшей колониальной территории Западной Африки уже сокращается. Поскольку участники переворота заняли явно антифранцузскую позицию, прекратив экспорт урана и потребовав вывода французских войск, Франция жестко выступает за возвращение к власти профранцузского президента и, в случае необходимости, за военное вмешательство.
Интересно, что участники переворота не потребовали вывода американских, немецких и других войск из страны, так что США, вероятно, смогут договориться с ними, если те не будут оспаривать американское военное влияние в Западной Африке. Правительство Германии, вероятно, тоже не хочет слишком сильно ссориться с участниками переворота, по крайней мере, до тех пор, пока Нигер нужен ему в качестве базы для вывода бундесвера из Мали. А для итальянцев, прежде всего, важно, чтобы Нигер не допустил нового потока беженцев в район Средиземного моря и, соответственно, тоже мог бы договориться с участниками переворота.
Несмотря на то, что в ситуации вокруг Нигера есть и другие аспекты, эти мысли мне кажутся довольно интересными. Поскольку я не знаю французского языка, чтобы сделать перевод оригинала статьи Figaro, я приведу вам само сообщение ТАСС.
Figaro: Франция недовольна позицией США по Нигеру и контактами Вашингтона с мятежниками
По данным газеты, с самого начала переворота Париж поддерживает возвращение Мохамеда Базума на пост президента
Позиция Вашингтона по Нигеру и, в частности, итоги визита и. о. первого заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд в эту африканскую страну и ее контакты с путчистами вызвали недовольство властей Франции. Об этом сообщила газета Le Figaro со ссылкой на французский дипломатический источник.
“Они сделали прямо противоположное тому, что от них ожидали, – приводит издание слова источника. – С такими союзниками нам не нужны враги”.
Газета напоминает, что с самого начала переворота в Нигере Франция придерживается четкой линии: возвращение Мохамеда Базума на пост президента. “С точки зрения Эмманюэля Макрона, в этой ситуации на карту поставлен авторитет Франции, особенно в контексте ее демократической риторики. Для американцев, даже несмотря на их приверженность возвращению к конституционному порядку в Нигере, приоритетом является стабильность в регионе”, – отметил источник.
В то время как Париж поддержал решение Экономического сообщества стран Западной Африки (ECOWAS) о мобилизации резервных сил для подготовки к военной операции против мятежников в Нигере, Соединенные Штаты, отмечает Le Figaro, госсекретарь Энтони Блинкен выступил за мирное решение по Нигеру. По информации газеты, США постепенно перестали требовать восстановления свергнутого президента на посту, сосредоточившись на освобождении Базума и условиях его содержания.
Американские приоритеты
“Цель американцев проста: сохранить свои базы, – указал источник. – Если это означает перечеркнуть процесс возвращения к конституционному порядку, они не будут колебаться. Военные Нигера, вероятно, тоже не будут создавать проблем: они знают, что без американских средств наблюдения все их усилия по борьбе с джихадистами будут тщетны”.
Как отмечает издание, США имеют в Нигере достаточно большой контингент. Около 1,3 тыс. военнослужащих распределены между базами в Ниамее и Агадесе на севере страны. Именно база в Агадесе имеет стратегическое значение для Пентагона, поскольку на ней расположена взлетно-посадочная полоса для беспилотников, а также центр наблюдения за всем регионом, в частности за Ливией.
Кроме того, США считают, что у них есть “свой человек” среди мятежников – бригадный генерал Муса Салау Барму, назначенный начальником Генштаба ВС Нигера. По данным Le Figaro, Барму проходил подготовку в Соединенных Штатах и сохранил с ними тесный контакт и именно с ним встречалась в Ниамее Нуланд. Однако несмотря на близость к Вашингтону, Барму, как считает издание, пока “не демонстрирует благосклонное отношение к своим бывшим инструкторам”.
В Париже также выражают недовольство в связи с тем, что несмотря на примерно равные по численности воинские контингенты США и Франции (1,5 тыс. человек) в Нигере, неприязнь в стране выражается только по отношению к французским солдатам. “Соединенные Штаты, как и другие наши союзники, имеют привычку предоставлять нам возможность принимать удары на себя”, – заметил источник. Газета считает, что враждебное восприятие Франции со стороны мятежников вызвано ее колониальным прошлым и неудачной операцией “Бархан” (с 2014 по 2022 год), проводимой военными ВС республики для борьбы с исламистскими группировками в Мали, Буркина-Фасо, Мавритании, Нигере и Чаде.
По мнению научного сотрудника вашингтонского аналитического центра “Атлантический совет” Майкла Шуркина, “до кризиса в Нигере США всегда ставили отношения с Францией выше своих стратегических интересов в Сахеле, поскольку Париж был им полезен по более важным стратегическим вопросам, таким как Иран, Россия или Китай”. “Теперь Франция (с точки зрения США – прим. ТАСС) стала “токсичной”, ее позиция несостоятельна. Вашингтон понимает, <…> что может потерять все, если будет слишком тесно сотрудничать с французами”, – приводит издание слова Шуркина.
Как отмечает газета, США не единственная страна, которая дистанцируется от линии французских властей в Нигере. Пока никто из союзников Франции в этой стране – Германия, Бельгия, Италия – не ставит под сомнение риторику путчистов, особенно когда речь идет о выводе французских войск. Le Figaro полагает, что Германии Нигер нужен для того, чтобы обеспечить вывод своих войск из Мали, тогда как Италия больше сосредоточена на стабильности в регионе, которая поможет избежать нового миграционного кризиса.