ГлавнаяАналитикаЯвное предупреждение? Politico рассматривает последствия убийства Зеленского

Явное предупреждение? Politico рассматривает последствия убийства Зеленского

В своей статье Politico рассматривает последствия убийства президента Украины Владимира Зеленского. В свете нынешних событий я не могу не видеть в этом четкого предупреждения украинскому президенту.

Статья Politico, о которой идет речь, на первый взгляд, представляет собой довольно примитивный образец антироссийской пропаганды, так как в ней раскручивается легенда о том, что Россия уже совершила множество убийств за рубежом. Для этого приводятся обычные примеры из западных СМИ, такие как история со Скрипалем, которую и сегодня приписывают России, хотя объективно она указывает на другую сторону, при этом многочисленные международные убийства ЦРУ, которое является бесспорным чемпионом мира в области политических убийств, разумеется, даже не упоминаются.

На этом фоне предполагаемых массовых политических убийств, совершенных Россией, Politico рассказывает о том, что Россия якобы хочет убить Зеленского, и задается вопросом, что произошло бы впоследствии. Ответ не вызывает удивления у экспертов, поскольку, по мнению Politico, возможно, психологически для многих это и стало бы шоком, но де-факто убийство Зеленского не имело бы серьезных последствий в политическом плане.

На фоне документа RAND, о котором я пишу уже несколько месяцев, где содержится призыв к переговорам с Россией, которым Зеленский до сих пор публично противился, настаивая на своих теперь уже совершенно нереалистичных максимальных требованиях, одна часть статьи Politico особенно интересна:

“Его устранение, вероятно, повергнет многих из этих людей в замешательство, и они не будут знать, как действовать дальше. Это может усилить давление в сторону переговоров и компромисса”.

Я подозреваю, что эта статья Politico вполне может быть воспринята как предупреждение Зеленскому, чтобы он уступил желаниям США и вступил в реалистичные переговоры с Россией.

То, что Россия не заинтересована в убийстве Зеленского, общеизвестно, ведь он всего лишь марионетка США, которая ничего не может решить, поэтому, как пишет сама Politico, убийство Зеленского ничего не изменит. А вот то, что он все больше и больше действует на нервы американскому правительству, как показало его поведение на саммите НАТО и реакция на него американских представителей, – это факт. Россия ничего не выиграет от смерти Зеленского, а вот США выиграют, поскольку создадут себе мученика, в то время как сам Зеленский, как отмечает Politico, вполне заменим.

Чтобы вы, уважаемые читатели, могли составить собственное мнение, я перевел статью Politico.

Начало перевода:

План Украины на случай покушения России на Зеленского

Убийство Зеленского лишит военные силы Украины одного из самых ценных активов.

Когда Владимира Зеленского спросили, беспокоит ли его возможность покушения на него со стороны России, он ответил, что не может себе это позволить:

“Если бы я постоянно думал об этом, я бы просто изолировался, как Путин, который не выходит из своего бункера”, – сказал украинский лидер в интервью CNN в прошлом месяце. “Конечно, мои телохранители должны думать о том, как предотвратить подобное, и это их работа. Я об этом не думаю”.

Хотя Зеленскому, по понятным причинам, не хочется думать об этом, его сторонники в стране и за рубежом не могут позволить себе игнорировать эту проблему. С тех пор как он отверг предложение об эвакуации со словами “Мне нужны боеприпасы, а не поездка”, украинский президент играет ключевую роль в привлечении международной поддержки к борьбе с Россией.

Неудивительно, что российские депутаты и ультранационалистические военные блоггеры хором призывают сделать его мишенью. Статус Зеленского как символа справедливой, по мнению Запада, борьбы, его способность умолять и ругать своих союзников, пока не добьется своего, его готовность нагло пробираться вперед для фотосессий и выступлений в парламентах – все это ставит его на линию огня.

Через несколько недель после полномасштабного вторжения Владимира Путина в феврале 2022 года Михаил Подоляк, старший советник Зеленского, рассказал, что на его шефа было совершено не менее десятка серьезных покушений российскими диверсионно-разведывательными группами, включая чеченцев и наемников из ЧВК “Вагнер”, которые пытались проникнуть в тщательно охраняемый и контролируемый правительственный квартал в Киеве.

Сам Зеленский, по некоторым данным, начал встречу с американскими сенаторами вскоре после вторжения, заявив, что, возможно, они в последний раз видят его живым.

Конечно, сейчас риски меньше, чем в первые хаотичные недели войны, когда российские танки катились к украинской столице и мало кто верил, что измученная страна выживет. Но никто в украинском правительстве и парламенте не сомневается, что опасность по-прежнему велика.

В марте призывы к убийству Зеленского возобновились после того, как поддерживаемые Украиной антипутинские российские диверсанты прорвались через границу и вошли в два российских села в Брянской области. Депутат Михаил Делягин заявил, что “единственной нормальной реакцией” на этот инцидент является “немедленная ликвидация Зеленского”.

Поскольку его жизнь находится под угрозой, заграничные поездки Зеленского планируются в обстановке строжайшей секретности. В феврале этого года украинское правительство было очень рассержено, когда за три дня до предполагаемого визита Зеленского в Брюссель произошла утечка информации, поставившая под угрозу его поездку. Аналогичным образом, правительство Болгарии в прошлом месяце опасалось отмены поездки после появления подробностей в прессе.

И, конечно, у Кремля есть ужасающий послужной список убийств. Вспомним Александра Литвиненко, сотрудника российской разведки, который перебежал в Великобританию и был отравлен радиоактивным веществом в 2006 году, или неудавшееся нападение с применением “Новичка” на британского двойного агента Сергея Скрипаля в Солсбери, Англия, в 2018 году.

Конституционная преемственность

Учитывая ставки и риск, неудивительно, что украинские официальные лица стараются отмахнуться от вопросов о том, что произойдет в случае успеха России, или отказываются от комментариев, опасаясь, что эта тема покажется слишком мрачной.

Но, несмотря на нежелание публично обсуждать этот вопрос, план, по мнению украинских чиновников, депутатов и аналитиков, существует. Госсекретарь США Энтони Блинкен даже сказал об этом: “У украинцев есть планы – о которых я не буду говорить или вдаваться в них – убедиться, что так или иначе существует то, что мы бы назвали “преемственностью правительства”, – заявил он в прошлом году в интервью CBS News.

Формально порядок преемственности четко прописан в конституции. “Если президент не может исполнять свои обязанности, то его обязанности исполняет председатель Верховной Рады Украины”, – говорит Николай Княжицкий, депутат от оппозиции из западного города Львова. “Так что вакуума власти не будет”.

Председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук, член партии Зеленского “Слуга народа”, не пользуется особым доверием, согласно опросам общественного мнения. Его рейтинг составляет около 40%, что меньше половины результата Зеленского. И он не пользуется популярностью у оппозиционных депутатов.

“Но я не думаю, что это имеет значение”, – говорит Адриан Каратницкий, старший научный сотрудник Eurasia Center des Atlantic Council. “Есть сильная команда лидеров, и я думаю, что мы увидим совместное правительство”, – добавил он.

В состав Совета правительства, скорее всего, войдут Стефанчук как предводитель, Андрей Ермак, бывший кинопродюсер и юрист, возглавляющий аппарат президента, министр иностранных дел Дмитрий Кулеба и министр обороны Алексей Резников. Главным военачальником страны останется Валерий Залужный.

По словам Каратницкого, он надеется на роль для телеведущего Сергея Притулы, который сейчас возглавляет крупные благотворительные инициативы и пользуется большим доверием в обществе.

“Страна достигла того уровня, когда солидарность и национальное единство очень сильны. Если с Зеленским случится что-то страшное, это не будет иметь такого решающего значения, как можно было бы подумать”, – считает Каратницкий, автор книги “Поле битвы Украина: от независимости до войны с Россией”.

Он отметил, что на Украине создан “хорошо продуманный” административный, военный и дипломатический аппарат. “Я не хочу сказать, что Зеленский в этом контексте почти не играет роли”, – добавил он. “Но я думаю, что единство страны – это главное”.

Системный шок

История также дает некоторые основания для успокоения. Кремлевским заговорщикам не мешало бы ознакомиться с работой, написанной на основе анализа данных учеными Бенджамином Джонсом и Бенджамином Олкеном для Национального бюро экономических исследований США (NBER), в которой рассматриваются институциональные и военные последствия 59 убийств глав государств в период с 1875 по 2004 год. “Убийства автократов приводят к значительным изменениям в институтах страны, а убийства демократов – нет”, – заключают авторы.

“Убийство никогда не влияло на мировую историю”, – уверенно заявил британский премьер-министр Бенджамин Дизраэли через несколько недель после того, как президент Авраам Линкольн был застрелен во время просмотра спектакля в театре Форда в Вашингтоне, округ Колумбия. Действительно, убийство мало повлияло на реформы его администрации.

В архетипическом примере, который Дизраэли, вероятно, имел в виду, говоря о неспособности убийства изменить ход истории, убийцы Юлия Цезаря не справились со своей задачей спасти обреченную Римскую республику от диктатуры и лишь спровоцировали гражданские войны, ускорившие, казалось бы, неизбежный переход к имперской системе цезарей. Хотя, как известно, спустя полвека после высказывания Дизраэли тяжелейшие последствия убийства наследника габсбургского престола эрцгерцога Франца Фердинанда в июне 1914 года еще несколько десятилетий ощущались во всей Европе.

Ситуация на Украине, конечно, особенная. С ее укрепляющимися демократическими институтами она далеко ушла от разваливающейся Римской республики, чьи дни были почти наверняка сочтены независимо от того, удалось ли убийство в мартовские иды или нет. А Европа уже находится в состоянии войны.

По словам Каратницкого, хотя смерть Зеленского и стала бы психологическим шоком, для оценки возможных последствий необходимо учитывать, как изменилась Украина после российского вторжения.

По его словам, нападение Путина непреднамеренно помогло создать новое, сильное осознание украинской государственности и сформировать “уверенные в себе институты”. Общественность едина “в отношении своих целей”, – добавил он.

“Важно помнить, что ключевыми факторами в борьбе Украины с российской агрессией являются стойкость вооруженных сил, мастерство их руководства и победы на фронте”, – сказал оппозиционный депутат Княжицкий. “Это самое главное для политической стабильности Украины”.

Самое слабое звено

Если в этом сценарии и есть слабое звено, то это, скорее всего, не Украина, а ее союзники.

Украинцы относятся к Зеленскому более взвешенно и видят в нем как достоинства, так и недостатки. Его хвалят за хорошее ведение войны, но в то же время критикуют за ошибки – в частности, за то, что он не смог лучше подготовиться к вторжению, которое считал маловероятным. Отмечалось, что теперь он закрывает рот депутатам от оппозиции и проявляет излишнюю жесткость даже перед лицом конструктивной критики, а также его склонность обвинять других в своих ошибках.

Международные СМИ, напротив, были заворожены харизмой Зеленского и увлечены простой историей “Давид против Голиафа”. Превращение украинского президента из разочаровывающего лидера мирного времени в, по преувеличенному выражению французского интеллектуала Бернара-Анри Леви, “нового, молодого и великолепного отца-основателя” свободного мира было поразительным.

Его риторика и ораторское искусство покорили сердца слушателей от Вашингтона до Лондона и от Брюсселя до Варшавы. Его устранение, вероятно, повергнет многих из этих людей в замешательство, и они не будут знать, как действовать дальше. Это может усилить давление в сторону переговоров и компромисса.

Тем не менее, это не война одного человека. И, по крайней мере, на Украине вряд ли кто-то сомневается в том, что другие, не менее достойные лидеры, поднимутся на борьбу, как это уже происходило после вторжения.

Ярослав Ашнюк, украинский бизнесмен, отверг возможность российского покушения как “альтернативную историю”. Однако он заявил, что в случае такого убийства Украина останется сильной.

“Зеленский хорошо справляется со своей ролью лидера в это непростое время”, – сказал он. “Однако абсолютное большинство украинцев верит, что мы никогда не сдадимся и не покоримся России”.

Конец перевода

НОВОЕ

“Мифы” Еврокомиссии. Часть 13: Еврокомиссия и её исторический ревизионизм в отношении Второй мировой войны

Еврокомиссия опубликовала 13 так называемых "мифов" о войне на Украине, которые я представлю вам в виде серии статей. В этой части, в частности, речь...

Вмешательство ЕС в выборы. Евросоюз обещает Молдавии деньги, если она “правильно” проголосует 20 октября

Глава Европейской Комиссии Урсула фон дер Ляйен посетила Молдавию и пообещала, что в ближайшие три года ЕС инвестирует в страну 1,8 миллиарда евро. Конечно,...

“Мифы” Еврокомиссии. Часть 12: Империализм, неоколониализм и многополярный мировой порядок

Еврокомиссия опубликовала 13 так называемых "мифов" о войне на Украине, которые я представлю вам в виде серии статей. В этой части, в частности, речь...

Читайте также

Вмешательство ЕС в выборы. Евросоюз обещает Молдавии деньги, если она “правильно” проголосует 20 октября

Глава Европейской Комиссии Урсула фон дер Ляйен посетила Молдавию и пообещала, что в ближайшие три года ЕС инвестирует в страну 1,8 миллиарда евро. Конечно,...

“Мифы” Еврокомиссии. Часть 11: Запад хочет “”уничтожить” “традиционные ценности”, а Россия их защищает

Еврокомиссия опубликовала 13 так называемых "мифов" о войне на Украине, которые я представлю вам в виде серии статей. В этой части, в частности, речь...

Пропаганда. Что немецкий журнал Spiegel не рассказывает своим читателям о выборах в Молдавии

Немецкий журнал Spiegel сообщил о несостоявшейся телевизионной дуэли между ведущими кандидатами на президентских выборах в Молдавии, которые должны состояться 20 октября. И, конечно, чтобы...