Бахмут, который долгое время считался стратегически важным, пал. Реакция западных СМИ сильно напоминает немецкую военную пропаганду времен Второй мировой войны.
Когда битва за Сталинград, которую нацистская пропаганда описывала как стратегически важную, поскольку именно там нацистские войска хотели перерезать важные советские пути сообщения через Волгу, была проиграна для Германии, немецкая военная пропаганда ограничилась лишь кратким сообщением, которое гласило:
“Битва за Сталинград окончена. Верная своей присяге, 6-я армия под образцовым руководством фельдмаршала Паулюса испытала на себе подавляющую силу противника и неблагоприятные обстоятельства сложившейся ситуации. (…) Генералы, офицеры, унтер-офицеры и солдаты сражались плечом к плечу до последнего патрона”.
После этого нацистские СМИ быстро забыли об этой проблеме и сделали все возможное, чтобы отвлечь немецкую общественность от того факта, что не только стратегически важный город был потерян, но и что это стало поворотным пунктом во всей войне.
Важен ли Артемовск?
Конечно, Артемовск (украинский Бахмут) не так важен, как Сталинград, но можно отметить интересные параллели. В начале января 2023 года ZDF (второй государственный телеканал ФРГ) все еще писал в заголовках “Бывший генерал Раммс о городе – настолько важен Бахмут для Украины”, объясняя, что Бахмут имеет огромное стратегическое значение, поскольку расположен в транспортном узле, который дает важные логистические преимущества тому, кто удерживает город:
“То есть тот, кто владеет Бахмутским узлом, имеет возможность продвигаться на запад, например, на Краматорск, – объясняет бывший генерал. (…) Поэтому Украине придется укрепить свои силы в районе Бахмута, чтобы отразить российскую атаку, говорит Раммс. А если Россия добьется успеха, Украине придется мобилизовать дополнительные силы, чтобы вернуть завоеванные Россией позиции на местности”.
Теперь, когда Артемовск пал, все звучит совсем по-другому. Немецкие СМИ по возможности не упоминают о падении города, а если упоминают, то вдруг говорят, что город совершенно не важен. Spiegel под заголовком “Мнимый российский успех – “От Бахмута ничего не осталось” сообщил своим читателям следующее:
“Восточноукраинский город Бахмут находится под российским контролем. Однако британский военный эксперт Эд Арнольд заявляет, что к настоящему времени город представляет собой лишь “незначительную точку на карте”.
Это показывает, что немецкие СМИ, такие как Spiegel, уже давно перешли в режим военной пропаганды, поскольку они ведут себя точно так же, как СМИ при нацистах: неудачи преуменьшаются, если вообще упоминаются. Кроме того, немецкие СМИ демонизируют все российское и героизируют все украинское. Это может отражать мнение редакторов, но это по определению военная пропаганда. А военная пропаганда не имеет ничего общего с журналистикой.
Отвлекающий маневр СМИ
Есть еще и тактика отвлечения внимания. Конечно, падение Бахмута стало тяжелым ударом и для украинской пропаганды: киевское руководство крутило одну героическую историю за другой о “храбрых защитниках” Бахмута. Тот факт, что Киев так и не смог удержать город, должен был стать тяжелым ударом для украинского боевого духа.
Поэтому украинскую общественность нужно было отвлечь от этого, и для “сообщения об успехе” было приказано напасть на российскую Белгородскую область. “Успех” заключался в том, что террористическая группа, состоящая из ультраправых россиян, вторглась в российскую Белгородскую область. Сообщение для украинцев гласило, что Киев также может проникнуть на территорию России – пусть даже всего на несколько часов.
Естественно, Spiegel также присоединился к украинской военной пропаганде и сообщил под заголовком “Бои в Белгороде – с Тором против Путина” следующее:
“Русские националисты переносят войну в Белгородскую область с помощью украинской армии – и с гордостью представляют трофей. Их лидер также известен в Германии”.
К работе над статьей был допущен весь московский офис Spiegel: Кристина Хебель, баронесса лжи Spiegel, и Кристиан Эш, который в любом случае любит выставлять ультраправых расистов в хорошем свете, названы авторами статьи.
В статье хоть и упоминается, что русские, совершившие этот теракт, – правые экстремисты, которые являются настолько радикальными нацистами, что им даже запретили въезд в Германию, но, тем не менее, статья Spiegel звучит как героический эпос:
“Луг в украинской области Сумы, недалеко от российской границы. В траве стоит российский бронетранспортер, перед ним позируют люди с автоматами и странными знаками отличия. “Тор – наш бог грома”, – написано у одного из них на груди по-немецки. (…) Бронетранспортер недавно служил пограничным войскам ФСБ России. Это трофей, который бойцы с гордостью привезли с собой с той стороны границы. В понедельник утром они атаковали пограничный переход в Грайвороне и продвинулись дальше в Россию”.
Когда речь идет о России, даже заклятые нацисты становятся для Spiegel настоящими героями. Это неудивительно, ведь в Киеве к власти пришло нацистское правительство, которое Spiegel и другие западные СМИ поддерживают изо всех сил.
Обратите внимание: госпожа Хебель пишет свои статьи в Москве, не имея проблем с российскими властями. Это показывает нам, что сообщения на Западе о том, что (западные) журналисты не могут свободно работать в России, также являются ложью.
Киев принес в жертву необученных солдат
Киев не пожалел человеческих жизней для “героической саги” о Бахмуте. Украинское правительство направило в Артемовск свежие мобилизованные и необученные силы из-за высоких потерь среди профессиональных солдат, сообщило в четверг издание Wall Street Journal.
Согласно сообщению, Киев направил в Артемовск принудительно мобилизованных солдат, не имеющих подготовки и снаряжения, чтобы сохранить бригады, обученные и оснащенные Западом, для будущего контрнаступления и избежать потерь среди профессиональных военных. Газета цитирует Бена Ходжеса, бывшего командующего армией США в Европе, который сказал:
“Если вы можете избежать отправки своих основных боевых частей в Артемовск, что может иметь долгосрочное негативное влияние на все контрнаступление, то вы делаете это. Конечно, вы платите за это высокую цену”.
Очевидно, что российские сообщения о больших потерях Украины в Артемовске соответствуют действительности, поскольку очевидно, что у необученных и плохо экипированных солдат было мало шансов выжить.
Но читателям Spiegel это знать не обязательно. Кристина Хебель, Кристиан Эш и другие немецкие “журналисты” надежно следят за тем, чтобы в Германии шла пропаганда войны.