ГлавнаяПолитикаСеверный поток. Владимир Путин о правительстве Германии и "большом специалисте в области детской литературы"

Северный поток. Владимир Путин о правительстве Германии и “большом специалисте в области детской литературы”

На международном форуме, посвященном глобальной энергетической политике, Владимира Путина вновь спросили о “Северном потоке” и энергетической политике правительства Германии. Его ответ был откровенным и довольно нелестным для, цитирую Путина, “крупных” политических деятелей современности”, “большого специалиста в области детской литературы” и “специалистов” в области международных отношений”.

Раз в год в Москве проходит международный форум “Российская энергетическая неделя”, на который съезжаются международные эксперты со всего мира, чтобы обсудить актуальные проблемы и вопросы международных энергетических рынков. По традиции президент России Владимир Путин принимает там участие в многочасовом пленарном заседании и отвечает на вопросы.

Поскольку совсем недавно Владимир Путин заявил, что Россия немедленно возобновит поставки газа по неповрежденному газопроводу “Северный поток – 2”, если этого захочет правительство Германии, но правительство Германии продолжает молчать по этому поводу, его спросили о “Северном потоке” и энергетической политике правительства Германии. Его ответ был четким, поэтому я полностью перевел вопросы и ответы Путина на немецкий язык для моей немецкоязычной аудитории и хочу показать вам их в оригинале:

А.Абд Эль-Хамид (как переведено): Вернёмся ещё раз от политики к экономике. Тема газа.

Господин Президент Владимир Путин, я слышал то, что Вы говорили о Германии на форуме «Валдай»: Вы говорили, что вы в России готовы к возобновлению подачи газа в Германию через трубопровод «Северный поток», который не пострадал в результате диверсий.

Вы получали какие-либо сигналы от немецкой стороны в этой связи?

В.Путин: Нет.

Я хочу обратить внимание на то, что мы и так поставляем в Германию через территорию Украины. [Газ] приходит в Австрию – хаб «Баумгартен» называется, оттуда распределяется потребителям практически по всей Европе. Думаю, что и до Германии доходит.

Но «Северный поток – 2» – это напрямую в Германию. Одна нитка не пострадала, это 27,5 миллиарда кубических метров по году, достаточно только нажать кнопку. Но для этого нужно решение Правительства Федеративной Республики Германия. Они предпочитают покупать всё на 30 процентов дороже и не пользоваться нашими энергоресурсами. Ну это их выбор. На 30 процентов покупают дороже в Соединённых Штатах – там только радуются. Некоторые предприятия, как я уже сказал, переезжают в Соединённые Штаты.

Знаете, я сейчас хочу быть корректным, но мне кажется, что это какое-то неумное экономическое поведение: как будто они специально вредят экономике Германии. Я просто не понимаю почему. Почему через территорию Украины можно подавать газ в ту же Германию, а по «Северному потоку – 2» считают, что нельзя? Почему нельзя Польше предложить открыть [газопровод] Ямал – Европа? Я просто этого не понимаю.

Могу себе представить, если бы сказали: закрыть всё, не брать ничего. Ну ладно, не брать и не брать, мы переживём. Но почему здесь – можно, а здесь – нельзя? Не понимаю, и никто, наверное, не понимает. Я думаю, что очень многие вещи, которые делаются в сфере экономики в Германии, и в самой Германии-то мало кто понимает уже. А объёмы-то солидные. Зачем доводить до такого состояния? Повторяю ещё раз: почему по одному маршруту – можно, а по другому – нельзя? Это чушь какая-то просто. Повторяю ещё раз: я когда разговариваю с коллегами из Германии – есть у меня контакты до сих пор, – они сами все плечами пожимают. Чем руководствуется правительство – совершенно непонятно.

Здесь можно только об одном сказать: когда наш газ заходит на территорию Украины – ещё в советское время вся система построена таким образом, – он растекается по газопроводам внутри Украины, а всё остальное – это только по бумажкам дальше, что якобы он целиком идёт через территорию Украины западным потребителям. Потом они там бумажки соответствующим образом составляют, и определённый баланс с западной границы Украины – из хранилищ, из собственной добычи – подаётся туда, дальше. Но всё равно это же наш газ, наш. Да и Украина сама частично наверняка им пользуется, нашими объёмами – без нашего объёма там невозможно ничего придумать. По реверсам, ещё там, как угодно. Почему кому-то можно, а скажем, той же Германии – нет? Здравого объяснения не существует. Так что это к ним – у них спросите почему. Там министр экономики есть – большой специалист в области детской литературы, ещё есть «специалисты» в области международных отношений. Там есть люди, с которыми надо поговорить.

А.Абд Эль-Хамид (как переведено): Вы задаёте вопросы – возможно, у Вас есть какое-то объяснение этому поведению? Тем более что трубопровод через Украину проходит, а остальные трубопроводы закрыты.

В.Путин: Честно вам говорю, ничего не придумываю: это просто иррациональное поведение. Как будто их специально посадили, чтобы навредили немецкой экономике. Зачем они это делают? Здесь – можно, а здесь – нельзя.

(Обращаясь к А.Миллеру.) Алексей Борисович, можете объяснить?

Алексей Борисович Миллер тоже не может объяснить. Он поставлял-поставлял… Сейчас «Газпром» поставляет меньше, и доходы меньше, но ничего: «Газпром» чувствует себя уверенно, спокойно, справляется. Расширяем газификацию внутри страны, поставляем больше на другие рынки, строим трубопроводы. Зачем нужно экономикам Европы, в том числе экономике Германии, так себя вести? Здравого объяснения не существует. Если вы их спросите, я думаю, что они тоже ничего здравого не скажут. Начнут говорить, наверное, на заданную тему, но что-то конкретно вряд ли можно сформулировать.

А. Абд Эль-Хамид (как переведено): Эта картина, которую Вы объяснили, те данные, которые Вы передаёте, о которых Вы заявляете, что некоторые страны Европы покупают СПГ из США по огромным ценам, вместо того чтобы покупать дешёвый российский газ, ‒ какие Ваши ожидания в свете того, что происходит в мире, что происходит на Украине, что происходит на Ближнем Востоке сейчас? Вы ожидаете, что эта ситуация продолжится и продолжат ли европейские страны закупать СПГ по высоким ценам из США?

В.Путин: Думаю, что продолжат покупать. С нами-то контрактов они не заключают, значит, должны будут в рамках действующих контрактов. Кстати, с Ближнего Востока увеличились поставки СПГ, но в основном из Штатов. Не помню, на сколько увеличение, процентов на 40, по-моему.

(Обращаясь к А.Новаку.) Александр Валентинович, не помните?

А.Новак: В два раза.

В.Путин: Ну вот, увеличили закупки в США в два раза. Так это на 30 процентов дороже, чем наш трубный газ. Легко посчитать: сразу рентабельность падает, конкурентоспособность снижается, удобрения производить невыгодно – ну невыгодно просто. Экономика предприятий, производящих удобрения, не складывается. При таких высоких ценах на газ невозможно экономику предприятий по производству удобрений посчитать. Она уходит в минус, они закрываются просто. Стекольные предприятия, где тоже нужно много энергии, закрываются. Металлургические – в плохом состоянии. Химия – проблемы у них, очевидные проблемы же.

Зачем нужно создавать себе проблемы в надежде на то, что мы рухнем? Но мы уже не рухнем – уже всё понятно и им всем понятно. Нет, забрались в эту колею и по этой колее дальше шуруют уже без всякого анализа происходящих событий и без анализа того, что произойдёт в ближайшее время.

Да, у нас тоже могут быть вопросы, проблемы и в экономике в целом, и в газовой сфере, но мы видим перспективы, мы видим и понимаем, чего нам нужно делать. Мы и сжижением будем заниматься. Господин Михельсон трудится очень хорошо, добивается результатов конкретных, да и «Газпром» работает по сжижению. И будем дальше это делать, гибкость рынка очень высокая по сравнению с трубным. Трубный дешевле, сжиженный же нужно сжижать, потом опять доставить, производить. Трубный газ – пыш – пошёл.

Огромные конкурентные преимущества получают те наши партнёры, которые пользуются этим, а здесь они сами отказываются в надежде, чтобы нам навредить. А это знаете, как известный случай: назло кондуктору куплю билет, а не поеду. Самому себе [назло]. Зачем?

И главное, непонятно, почему по одному маршруту можно получать – они же получают по маршруту через Украину, – а здесь нельзя? Через «Турецкий поток» получают – «Турецкий поток» же уходит в Европу. Да, он, допустим, в Южную Европу уходит, в какие-то страны, но всё равно в конечном итоге всё это распространяется на экономику всей Европы.

Почему там можно, а по «Северному потоку – 2», который недовзорвали какие-то негодяи, который в рабочем состоянии находится, ‒ почему-то нельзя кнопочку нажать и включить? Я не понимаю. Бог с ними.

(Аплодисменты.)

А. Абд Эль-Хамид (как переведено): Мы не смогли найти какого-то политического объяснения, возможно, экономического тому, что происходит. Но, возможно, это объяснение психологическое, нравственное. Вы со мной согласны, господин Президент?

В.Путин: Нет, я с Вами не согласен. Потому что, если бы было нравственное, надо было сказать: не будем брать через «Турецкий поток», не будем брать через территорию Украины. Тогда можно предположить, что всё: отрезали, и нет, и не будем брать из России ничего – будем траву жевать, но не дадим России заработать ни одного евро. Но они же берут по другим маршрутам. Почему здесь-то не берут? Бред какой-то просто, чушь. Они один раз, наверное, ляпнули, а потом осознали, что это плохо, но уже назад как бы не отвинтить. А почему? Непонятно.

У них надо спрашивать. Я не знаю, спросите у канцлера [Германии], у министра экономики, у министра иностранных дел – «крупные» политические деятели современности, они найдут ответ.

НОВОЕ

Анализ. Современная российская и разваливающаяся британская военно-морская мощь

На фоне войны на Украине новый российский флот часто остается незамеченным. Один британский эксперт проанализировал этот вопрос и сравнил российский флот с британским, который...

Провалившиеся выборы канцлера. Что означает провал Фридриха Мерца на выборах в Бундестаг?

В первом туре голосования Фридрих Мерц не получил большинства голосов, необходимого для того, чтобы стать канцлером. Реакция в Германии варьируется от злорадства со стороны...

Борьба за “ценности”. Что на самом деле представляет собой “Соглашение о недрах”, заключенное между США и Украиной?

В среду было объявлено о том, что США и Украина подписали "Соглашение о недрах". Что означает эта сделка для ЕС и Великобритании и почему...

Читайте также

Провалившиеся выборы канцлера. Что означает провал Фридриха Мерца на выборах в Бундестаг?

В первом туре голосования Фридрих Мерц не получил большинства голосов, необходимого для того, чтобы стать канцлером. Реакция в Германии варьируется от злорадства со стороны...

Анализ. Современная российская и разваливающаяся британская военно-морская мощь

На фоне войны на Украине новый российский флот часто остается незамеченным. Один британский эксперт проанализировал этот вопрос и сравнил российский флот с британским, который...